Советская внешняя политика в период Гражданской войны и империалистической военной интервенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:44, лекция

Описание работы

Дореволюционная Россия имела дипломатические отношения с 31 государством. Советское правительство, созданное в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917, строго придерживалось сложившихся норм международного общения и не чинило препятствий иностранным дипломатическим учреждениям и дипломатам в отправлении ими своих обязанностей. Первым актом победившей революции — Декретом о мире 2-й Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 предложил правительствам и народам воюющих государств начать переговоры о прекращении мировой войны.

Файлы: 1 файл

Советская внешняя политика в период Гражданской войны и империалистической военной интервенции.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

В период установления фашистской диктатуры в центре Европы и развёртывания японской агрессии на Дальнем Востоке главной задачей  политики Советского Союза было сплочение  всех антивоенных сил против агрессивных государств. Впервые в истории СССР разработал определение агрессии и 6 февраля 1933 на Конференции по разоружению внёс проект соответствующей Декларации. Подписание с 11 соседними государствами в 1933 Лондонских конвенций, в основу которых легло советское определение агрессии, явилось значит. успехом советской внешней политики, в той сложной обстановке, которая была накануне войны.

Нарастающей угрозе войны и фашистской агрессии СССР стремился противопоставить систему  коллективной безопасности. Советское правительство выдвинуло тезис о неделимости мира. В конце 1933 СССР предложил США заключить региональный пакт с участием основных тихоокеанских держав для обеспечения мира в районе Тихого океана США не поддержали советских предложений. В 1934 СССР и Франция выступили за заключение договора о коллективной безопасности в Европе (см. "Восточный пакт"). Однако подписание его было сорвано правящими кругами Великобритании и Германии, а также реакционным правительством Польши.

В 1934 СССР принял приглашение вступить в Лигу Наций, чтобы использовать её для противодействия растущей угрозе войны. В новых сложных условиях миролюбивая советская внешняя политика имела значит. достижения; только в 1933—35 были установлены дипломатические отношения с 9 государствами. В 1935 СССР заключил с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи, которые могли стать основой для организации коллективного отпора агрессии. Однако профашистские элементы во французском правительстве саботировали выполнение договора.

В период гражданской войны в Испании (1936—39) советская внешняя политика была направлена на то, чтобы усилиями государств, входящих в Лигу Наций, прекратить германо-итальянскую интервенцию в Испании, защитить испанскую демократию. Но английское, французское и американское правительства своей т. н. политикой невмешательства (см. Комитет по невмешательству в испанские дела) способствовали победе фашизма в Испании.

После захвата  Австрии в марте 1938 (см. Аншлюс) фашистская Германия стала открыто угрожать Чехословакии. СССР изъявил готовность оказать ей помощь даже без участия Франции (по договору с Чехословакией СССР обязан был помогать ей только одновременно с Францией). Но тогдашнее руководство страны, мало заботясь о судьбе Чехословакии, предпочло капитуляцию, на которую его всячески толкали западные державы. Подписание Францией Мюнхенского соглашения 1938 и германо-французской декларации о ненападении означало фактический отказ Франции от договора и с СССР.

29 июля 1938 японские  милитаристы организовали крупную  провокацию на границе СССР, захватив советскую территорию в районе озера Хасан, но были отброшены советскими войсками. В 1939 японские войска вторглись в районе реки Халхин-Гол на территорию МНР, с которой СССР был связан договором о взаимной помощи. Красная Армия помогла монгольскому народу, ставшему на путь строительства социализма, разгромить захватчиков (см. Халхин-Гол).

Во время Московских переговоров 1939 Советское правительство сделало ещё одну попытку заключить с Великобританией и Францией соглашение о совместном военно-политическом союзе для организации отпора германской агрессии, но успеха не добилось по вине правящих кругов Великобритании и Франции. Советская внешняя политика была направлена на то, чтобы не допустить втягивания СССР в войну на двух фронтах — на Западе и на Востоке — и притом без союзников, как того добивались западные державы. В этих условиях Советское правительство приняло предложение германского правительства и заключило с ним в 1939 пакт о ненападении. Именно — о ненападении. Советскому Союзу и его политике были чужды цели, не отвечающие задаче создания преград на пути развязывания фашистской Германией агрессивной войны против других государств. То, что Германия стала на путь вероломства, развязав вторую мировую войну 1939—45, ни в какой мере не может бросать тень на миролюбивую политику СССР, словом и делом стремившегося предотвратить войну.

Llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll

1 Внешняя политика  СССР перед войной

1.1 Дипломатические  отношения СССР  со странами мира  перед войной 

Для понимания  того, в каких условиях находился  Советский Союз в конце 30-х- начале 40-х годов ХХ столетия, т.е. перед самым началом Великой отечественной войны, необходимо правильно оценить международную обстановку того времени и роль СССР на международной арене.

Советский Союз в это время был единственной страной Европы с коммунистическим режимом. Успехи первых пятилеток, бурный рост промышленности, улучшение жизни людей не могли не настораживать западноевропейские политические круги. Правительства этих стран не могли допустить повторения Октябрьской революции в своих странах, боялись экспансии революции из СССР. Сначала вождь мирового пролетариата В.И.Ленин, а затем и его преемник на посту руководителя Советсткого государства И.В. Сталин недвусмысленно заявляли о распространении пролетарской революции по всему миру и мировом господстве коммунистической идеологии. В то же время западные правительства не хотели портить отношения с набирающим силы Союзом. Это с одной стороны. С другой стороны, над Европой вплотную нависла угроза фашизма. Европейские государства не могли допустить ни одного, ни другого развертывания событий. Все искали возможные компромиссы, в том числе и Советский Союз.

Приход Гитлера  к власти в 1933г. заставил форсировать  советскую политику в направлении  создания системы коллективной безопасности. В 1933г. после длительного перерыва были восстановлены дипломатические отношения с США, в 1934г. СССР был принят в Лигу Наций. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало благоприятные условия для активизации внешнеполитической деятельности государства. В 1935г. Советский Союз заключил договоры о взаимопомощи на случай войны с Францией, Чехословакией. В 1936г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в 1937г. – договор с Китаем о ненападении.

Советская дипломатия в те годы стремилась с одной стороны реализовать план коллективной безопасности в Европе, не поддаваться на провокации врага, не допускать широкого антисоветского фронта, с другой стороны принимать необходимые меры по укреплению обороноспособности страны.

Советское правительство  искало пути конструктивного союза  с Францией и Англией и предложило им заключить пакт на случай войны, но переговоры по этому вопросу зашли  в тупик, поскольку западные державы  не хотели вести их всерьез, и рассматривали  их как временный тактический ход, толкали СССР на принятие односторонних обязательств.

В то же время, Германии в этот период не была выгодна война  с СССР . В ее планы входила  оккупация Франции, Англии , Польши с дальнейшим созданием «объединенной» Европы под эгидой Германии. Нападение на СССР, с ее обширными запасами природных ресурсов, определялось Германией как более поздняя задача.

В этих условиях начала возрастать тенденция советской  внешней политики к нормализации отношений с Германией, хотя от переговоров с Англией и Францией окончательно не отказывались. Но вскоре стало ясно, что переговоры с военными миссиями этих стран невозможны, и они были прерваны не неопределенный срок.

Параллельно 20 августа  в Берлине было подписано советско-германское торгово-кредитное соглашение , а 23 августа после 3-х часовых переговоров между Германией и Советским Союзом был подписан пакт о ненападении сроком на 10 лет, получивший название «пакта Молотова- Риббентропа», по имени министров иностранных дел, скрепивших его своими подписями. Этот документ отражал законные интересы СССР, обеспечивая необходимый нашей стране резерв времени для подготовки к вступлению в большую войну, а также предотвращал возможность войны на два фронта - против Германии в Европе и против Японии на Дальнем Востоке. Вместе с тем, секретные протоколы к этому пакту свидетельствовали об имперских амбициях обоих государств. Они оговаривали сферы влияния в Европе, раздел Польши. Согласно этому договору СССР передавались права на Прибалтику, Западную Украину, Западную Белоруссию, Бессарабию, Финляндию.

555555555555555555555555555555555

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

 

После прихода  Гитлера к власти Сталин резко  изменил традиционную советскую  политику: если раньше она была направлена на союз с Германией против версальской системы, а по линии Коминтерна — на борьбу с социал-демократами как главным врагом (теория «социал-фашизма» — личная установка Сталина[11]), то теперь она заключалась в создании системы «коллективной безопасности» в составе СССР и бывших стран Антанты против Германии и союзе коммунистов со всеми левыми силами против фашизма (тактика «народного фронта»). Эта позиция первоначально не была последовательной: в 1935 г. Сталин, встревоженный германо-польским сближением, тайно предлагает Гитлеру пакт о ненападении, но получает отказ[12]. После этого политика «коллективной безопасности», отстаивавшаяся Литвиновым, оказывается безальтернативной. Впрочем, при этом Сталин требовал от дипломатов не давать никаких определённых обязательств партнерам[12]. Однако Франция и Англия опасались СССР и надеялись «умиротворить» Гитлера, что проявилось в истории «мюнхенского сговора» и в дальнейшем в провале переговоров между СССР и Англией, Францией о военном сотрудничестве против Германии. Немедленно после Мюнхена, осенью 1938 года, Сталин делает намёки в сторону Германии на желательность улучшения взаимных отношений по торговой части. 1 октября 1938 года Польша в ультимативной форме потребовала от Чехии передать ей Тешинскую область, предмет территориальных споров между ней и Чехословакией в 1918—1920 гг. А в марте 1939 года Германия оккупировала оставшуюся от Чехословакии часть[13]. 10 марта 1939 года Сталин делает доклад на XVIII съезде партии, в котором так формулирует цели советской политики:

«1.Проводить  и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами. 
2. …Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками.»

Это было отмечено немецким посольством как намёк  на нежелание Москвы выступать в  качестве союзников Англии и Франции. В мае с поста главы НКИД был смещён Литвинов — еврей и ярый сторонник курса «коллективной безопасности» — и заменен Молотовым. В руководстве Германии это было также расценено как благоприятный признак.

К тому времени  международная ситуация резко обостряется  из-за претензий Германии к Польше, Англия и Франция на этот раз проявляют готовность вступить в войну с Германией, пытаясь привлечь к союзу СССР. Летом 1939 г. Сталин, поддерживая переговоры о союзе с Англией и Францией, параллельно начинает переговоры с Германией. Как отмечают историки, намёки Сталина в сторону Германии усиливались по мере того, как портились отношения между Германией и Польшей и укреплялись — между Британией, Польшей и Японией. Отсюда делается вывод, что политика Сталина носила не столько прогерманский, сколько антибританский и антипольский характер; Сталина категорически не устраивало старое статус-кво, в возможность же полной победы Германии и установления её гегемонии в Европе он, по собственным словам, не верил[12].

23 августа 1939 года между СССР и Германией был заключен договор о ненападении.

[править] Внешняя политика СССР в 1939—1940 годах

 

В ночь на 17 сентября 1939 г. СССР начал Польский поход во входившие в состав Польши Западную Украину и Западную Белоруссию (включая район Белостока), а также Виленский край, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР. 28 сентября 1939 г. СССР заключил с Германией Договор о дружбе и границах, которым была зафиксирована, примерно по «линии Керзона», «граница между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства»[8]. В октябре 1939 г. Западная Украина вошла в состав УССР, Западная Белоруссия вошла в состав БССР, Виленский край был передан Литве.

В конце сентября — начале октября 1939 года с Эстонией, Латвией и Литвой, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР, были заключены договоры, в соответствии с которыми на территориях этих государств были размещены советские военные базы.

5 октября 1939 года СССР предложил и Финляндии, которая тоже согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом была отнесена к сфере интересов СССР, рассмотреть возможность заключения с СССР пакта о взаимопомощи. Переговоры были начаты 11 октября, однако Финляндия отклонила предложения СССР как по пакту, так и по аренде и обмену территорий. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Эта война 12 марта 1940 года завершилась подписанием Московского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Финляндии. Однако первоначально намеченная цель[источник не указан 203 дня— полный разгром Финляндии — не была достигнута, а потери советских войск были слишком велики в сравнении с планами, предполагавшими лёгкую и быструю победу малыми силами. Престиж Красной Армии как сильного противника был подорван. Это произвело сильное впечатление в частности на Германию и подтолкнуло Гитлера к идее напасть на СССР. 

В большинстве государств, также как и в СССР до войны, недооценивали финскую армию, а главное — мощность укреплений «линии Маннергейма», и считали, что она не может оказать серьёзного сопротивления. Поэтому «долгая возня» с Финляндией была воспринята как показатель слабости и неподготовленности Красной Армии к войне.

Информация о работе Советская внешняя политика в период Гражданской войны и империалистической военной интервенции