Семилетняя война 1756-1763 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 10:31, реферат

Описание работы

В истории человечества был целый ряд мировых войн, по крайней мере, начиная с эпохи раннего средневековья. Но коалиции в них, как правило, имели достаточно случайный характер
Совсем иной характер обрели мировые войны, когда центром экономической жизни стала Европа. Так случилось, что основным ТВД стали Нидерланды, Лотарингия, Германия, Испания, Италия. Но любое сражение, вызывало ответную реакцию по всей Европе. Соответственно кроме воюющих государств поднимались их союзники, колонии, местные племена, иные государства и страны.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

 

Отделение:  Экономики и управления

Кафедра:  Истории, политологии и культурологии

 

Реферат

По дисциплине: История

Тема: Семилетняя война 1756-1763 гг.

 

 

 

 

 

Выполнил: Коломеец Е.В.

Студент 1 курса

Группа № 4131

Шифр №ДЛ16044

                                                                                                      Проверил(а):

 

 

 

г. Новосибирск

2015 г.

 

Оглавление

 

 

Введение

В истории человечества был целый ряд мировых войн, по крайней мере, начиная с эпохи раннего средневековья. Но коалиции в них, как правило, имели достаточно случайный характер

Совсем иной характер обрели мировые войны, когда центром экономической жизни стала Европа. Так случилось, что основным ТВД стали Нидерланды, Лотарингия, Германия, Испания, Италия. Но любое сражение, вызывало ответную реакцию по всей Европе. Соответственно кроме воюющих государств поднимались их союзники, колонии, местные племена, иные государства и страны.

Причиной Семилетней войны впервые по-настоящему стал раздел мира. Только в категорию новых сложностей пошла ранее почти не участвующая в европейских делах  страна. На самом крайнем востоке раскинулась Россия - все еще сохранявшая статус terra incognita для многих европейских политиков. Её статус великой державы как-то не особо признавался, привыкали к нему крайне медленно и, честно говоря, не охотно.  Но на европейской карте был ещё один участник – Речь Посполитая, шляхетская республика, некогда огромная сильная страна утратившая былое могущество и теперь представлявшаяся лакомым куском, как для России, так и для набирающей силу Пруссии. Заинтересованно на ней смотрели так же и Турция с Австрией. Осознавая слабость, польские магнаты искали защиты и поддержки и в итоге обратили свои взоры на Версаль. Франция действительно, преследуя собственные интересы, меньше всего была заинтересована в разделе Польши, как источника усиления России и Австрии. С этой целью Версаль активно поддерживал Османскую империю как гаранта неприкосновенности Польши.

 

 

Ещё одним гарантом  независимости был курфюрст саксонский, являвшийся одновременно польским королем. Во время войны за Австрийское наследство  Саксония ухитрилась уцелеть, лавируя между коалициями, то сейчас Август III оказался в незавидной ситуации. Над его курфюршеством нависала Пруссия, готовая в любой момент поглотить его и по этой причине Август III стал единственным в этом регионе союзником Австрии. С другой стороны реальным спасением для Августа III  был союз с Францией, как гарантом независимости Польши. Понятно, что Август III вынужден был балансировать в крайне сложном положении между двумя коалициями.

Переход Силезии под власть Фридриха II обернулся постоянной угрозой не только Австрии, но и Польско-саксонскому государству. Во-первых, Саксония теперь была почти окружена прусскими владениями, и в Берлине практически не скрывали своих планов аннексировать это богатое курфюршество. Во-вторых, Силезия являлась буфером между Польшей и Саксонией, и, окажись она  под крылом прусского короля, этот барьер становится  непроницаем.

 

 

1. Семилетняя война – первый глобальный конфликт, определивший новую геополитическую конфигурацию международной системы

 

Международная обстановка в Европе серьёзно изменяется в середине XVIII века. В первую очередь это связано, как говорилось выше резким усиление Пруссии, а так же заключению договора между ней и Великобританией. Устремления Пруссии к гегемонии на германских землях вполне понятны. Долговременные тяжбы с Габсбургами заставили Фридриха совершенствовать армию, и теперь уже её состояние диктовало политику. То что создал Фридрих, нуждалось в применении. Армия, сплочённая, отлично вооружённая и подготовленная тем и отличается от армии мирного времени, что не может долго находится в «подвешенном» состоянии. Либо необходимо воевать, либо армия невольно деградирует. 

С другой стороны обострение англо-французские противоречия связанные с борьбой за передел колоний к середине XVIII века резко обостряются. Это приводит к неожиданному, но логичному альянсу между Великобританией и Пруссией. Закладывается основа антигабсбургской коалиции.

Ответный ход Франции и Австрии создание аналогичного союза, но уже с привлечением в него России, которая в свою очередь с крайним неудовлетворением наблюдала за усилением Пруссии. Англо-прусский альянс начинает войну.

Россия присоединилась к австро-французской коалиции и, якобы по просьбе своего ставленника - польского короля Августа III, в 1757 г. приняла участие в Семилетней  войне. На фоне надуманных причин, в реальности Россию интересовали вполне определённые области - Восточная Пруссия, которую Петербург предполагал передать Речи Посполитой, получив от нее взамен пограничный с Россией район Курляндии.

В ходе  Семилетней войны армии Российской империи сражались  как самостоятельно, например, в Восточной Пруссии, Померании, на Одере, так и во взаимодействии со своими армиями союзников австрийцев, как это было на Одере, и в Силезии. Причинами, подтолкнувшими Россию в анти прусскую коалицию, послужили главным образом отказ от союза с Англией и соответствующее сближение с Францией. Что в свою очередь было вызвано заключением Англо-Прусского договора, расцененного в Петербурге как враждебного России.

Профранцузская группировка существовала при дворе Елизаветы её возглавляли фаворит Елизаветы  И.И. Шувалова и вице-канцлер М.И. Воронцов.

Россия всячески торопила союзников к началу войны. С определённой точки зрения это было разумно, так как одновременное нападение вынудит Пруссию вести войну на два фронта и  тем самым не позволит разгромить войска альянса поодиночке. Но у России не было формального повода к началу войны.

Получив известие о русско-австрийских переговорах, король Пруссии Фридрих II немедленно вторгся в Саксонию. В ответ 1 сентября 1756 г. Елизавета объявила Пруссии войну.

Армия России к войне была не готова. Уровень подготовки солдат падал год от года, офицерский корпус, был укомплектован неопытными мальчиками-дворянами,  не имеющих представления ни о стратегии, ни о тактике, не читавших даже уставов.

Впрочем,  высший командный состав был ничуть не лучше. Из четырёх фельдмаршалов двое получили свои звания не в армии, а при дворе, а двое других не отличались особыми военными талантами. Русская армия имела самую  большую численность в Европе. Только полевые войска насчитывали 172 тыс. человек, кроме того  в гарнизонах служило ещё 74 тыс.  

Но фактически все полки были не доукомплектованы: в полевые части недосчитывались порядка 18 тыс. человек.

Накануне Семилетней войны русская армия, согласно штатного расписания, насчитывала более 400 тысяч солдат и офицеров. Сюда входило до 20 тысяч гвардейцев, 15 тысяч гренадер, 145 тысяч фузилеров, 43 тысячи кавалеристов (включая гусар), 13 тысяч артиллеристов и инженеров, 75 тысяч гарнизонных войск, 27 тысяч Украинской ландмилиции, 110 тысяч казаков и калмыков.

В мае 1757 г., когда генерал-фельдмаршал Степан Федорович Апраксин (1702-1758) со своей армией вторгся в Восточную Пруссию с территории Ливонии,  располагая  72 000 фузилеров и гренадер, кроме того в его частях насчитывалось 7000 кавалеристов и 16 000 казаков, а также артиллерия..

Крайнее удивление у командования русской армии вызвало ожесточённое сопротивление небольшой прусской армии под Гросс-Егерсдорфом, которой удалось нанести русским  ощутимый ущерб 30 августа 1757 года. Впрочем, в последующих боях  русская армия, показала вполне достойно. Состоявший при русской армии саксонский офицер отмечал: «В сражении при Гросс-Егерсдорфе русские не имели ни времени, ни возможности, чтобы выстроить каре, и все же они действовали исключительно успешно. Не подлежит сомнению, что если бы эти солдаты, храбрые в минуту отчаяния, были лучше снабжены снаряжением, боеприпасами, провизией и прочим, а также сравнялись бы с пруссаками в выучке, что, возможно, лишь вопрос времени, то было бы трудно найти армию, способную им противостоять ».

К концу Семилетней войны в русской армии были созданы егерские батальоны, так называемая лёгкая пехота, которая была вооружена новыми, облегчёнными ружьями.

 

Артиллерия накануне войны получила довольно совершенные орудия – единороги, на тот момент действительно не имевшие аналогов в Западной Европе, и «секретные» гаубицы, которые нужно признать оказались тупиковой ветвью развития артиллерии..

В последней трети XVIII в. в кавалерии были образованы легкоконные полки, численность лёгкой пехоты была резко увеличена, теперь в армии насчитывалось более 40 егерских батальонов.

Армия комплектовалась главным образом на основании рекрутского набора, основную массу солдат составляли крестьяне в возрасте от двадцати, до тридцати пяти лет.

Позже, в 1762 г., император Петр III освободил от обязательной военной службы дворянство. На этом основании значительное число дворян, имевшие низшие офицерские звания, оставили службу. Вместе с тем испытывая острую нехватку офицерского состава, правительство Петра III объявило набор на русскую военную службу иностранцев в чинах и званиях полученных ими в других государствах.

Основную часть офицеров составляли выходцы из дворян, а также  унтер-офицеров, которые служили  в гвардии и полевых войсках. Их производили в обер-офицеры. Некоторое количество офицеров давали специальные военно-учебные заведения, но они  за вторую половину столетия подготовили всего 3 тыс. человек. Унтер-офицерские кадры готовились, главным образом в гарнизонных солдатских школах, число которых в 1765 г. достигло 108 (до 9 тыс. обучаемых). В 1796 г. в них уже обучалось до 12 тыс. Человек. Для того времени данная цифра была в достаточной степени значительной. В целом уровень подготовки офицеров русской армию оставался крайне низким.

Россия, давно добивавшаяся раздела Османской империи, проявляла активнейший интерес, как к побережью Черного моря, так и черноморским проливам. Во многом эти интересы совпадали с интересами дома Габсбургов. Австрия на протяжении шестнадцатого – восемнадцатого веков практически постоянно воевала с Османской империей. Поначалу лишь сдерживая непрерывный натиск турецкой армии, а затем начала отвоёвывать утраченные территории.

Поводом для очередной русско-турецкой войны послужило усиление российских позиций в Польше, где усилиями России в 1764 году на престол был возведён Станислав Понятовский. (Понятовский Станислав II Август (1732-1798), последний король Речи Посполитой в 1764-1795 годах), ставленник императрицы Екатерины II.

Османская империя решительно потребовала вывести российские войска из Польши. Русская армия, вторгнувшись в пределы Речи Посполитой, в то время вела войну против Барской конфедерации, вооруженной группировки польской шляхты, которая отказалась  принять Понятовского.

В результате войны 1768–1774 гг. с Османской империей был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, предусматривающий  отделение от Османской империи Крымского ханства, которое с этого момента объявлялось  независимым, а также  России передавалась часть морского побережья с крепостями Керчь, Еникале, Кинбурн. Кроме того  в составе российских владений сохранялись Большой и Малой Кабарды, за русскими торговыми судами сохранялось право свободно плавать по Черному морю, а также  проходить через Черноморские проливы. Также под протекторат России переходили княжества Молдавии и Валахии.

 

2. Цели и участие России в Семилетней войне

 

Основная особенность второй половины ХVIII века заключалась в том, что Военная коллегия обрела значительную самостоятельность в отношении Сената. Это особенно ярко проявилось в то  время когда Военную коллегию возглавил Г.А. Потемкин.

Во второй половине XVIII века особое значение обрел Генеральный штаб, созданный на основании  решения Воинской комиссии в 1763 гг. и отныне подчинявшийся напрямую вице-президенту Военной коллегии. Но Генштаб в то время был лишь вспомогательным органом главнокомандующего полевой армией,  и обеспечивал только передвижение войск, их расквартирование, рекогносцировку дорог и позиций.

Общее управление войсками в мирное время производилось Военной коллегией, а местное управление — командирами дивизий (дивизии были главным образом административными объединениями, нежели тактическими). Дивизии представляли собой скорее военные округа.

 В 1763 г. учреждается восемь дивизий (Санкт-Петербургская, Финляндская, Эстляндская, Лифляндская, Смоленская, Севская, Украинская и Московская), обеспечивающие связь полков с Военной коллегией. Кроме того, существовали  и  два окраинных корпуса (Оренбургский и Сибирский). В 1796 году в Российской империи существовало 12 дивизий.

Основные боевые действия русской армии 1757 года, развернулись в Восточной Пруссии. Армия фельдмаршала Степана Апраксина в составе пятидесяти пяти тысяч человек вошла на территорию Восточной  Пруссии, которую обороняли войска под командованием фельдмаршала Левальда (порядка 30 тыс. регулярных войск и 10 тыс. вооруженных жителей). Особого душевного подъёма в русской армии не наблюдалось.  

Более двухсот лет  германская армия и русская не сталкивались и естественно не представляли особенностей тактики и стратегии. С другой стороны в русской армии были наслышаны о блестящих победах Фридриха II Великого, и это вызывало определённое беспокойство.

Первые пограничные стычки привели войска в уныние, впрочем и Апраксин не спешил навязать противнику генерального сражения. На этом фоне армией овладела «превеликая робость, трусость и  боязнь».

Наткнувшись на укреплённые позиции у Велау, Апраксин не решившись их атаковать, принял решение обойти этот узел обороны. Чтобы осуществить этот манёвр, пришлось наводить переправу через реку Прегель  в районе селения Гросс-Егерсдорф, чтобы затем двинуться на Алленбург. Получив данные о манёвре русских, Левальд с 24-тысячной армией выдвинулся навстречу.

После переправы русские войска оказались в лесисто-болотистой местности. Боевой порядок был расстроен. Связь между подразделениями оказалась нарушенной.

Левальд не преминул воспользоваться ситуацией и 19 августа 1757 года решительно атаковал рассыпанные вдоль реки русские части. Главный удар прусской армии пришёлся по 2-й дивизии  генерала Василия Лопухина,  не успевшей  закончить построения. Дивизия понесла тяжелейшие потери, но выстояла. Сам Лопухин, израненный попал в плен, но был отбит русскими солдатами и умер на руках своих бойцов.

Информация о работе Семилетняя война 1756-1763 гг