Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 18:14, реферат
На самом деле, и в XXI веке появляется немало людей, пытающихся выдавать себя не за тех, кем они являются…Причем иногда изворотливость, фантазия и воображение самозванцев не знает границ. Вы можете и не подозревать, когда столкнетесь с авантюристом лицом к лицу. Как правило, эти люди – великолепные собеседники, умные, интересные, умеющие увлечь и повести за собой. Именно эти качества помогают самозванцам в жизни и продвижении себя в выдуманном образе. Именно так произошло в Германии в Зальцбурге. В течение пяти лет в одной из местных больниц работал «доктор» по имени Хельб Беконенбург. Совершенно случайно выяснилось, что хирург не имеет никакого медицинского образования. За время работы самозваный доктор провел сотни операций, и чудом все они прошли без вреда для пациентов. Как был допущен такой ляп – руководство больницы объяснить не может. Практикующего «хирурга» уволили.
Введение
Причины самозванства
Лжедмитрии
Лжепетр
Лжецаревич Федор Федорович
Лжецаревич Август, князь Иван
Лжецаревич Лаврентий Федорович
Лжецаревич Осиновик Федорович
Лжецаревичи Мартын Федорович, Клементий Федорович, Семен Федорович, Савелий Федорович, Василий Федорович, Ерошка Федорович, Гаврилка Федорович, Недвядко Федорович
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт права, экономики и управления
Реферат на тему:
«Самозванство в России в начале XVII века»
Выполнила:
Проверила: Бакулина Т.И.
Тюмень 2011
Содержание
Введение
Причины самозванства
Лжедмитрии
Лжепетр
Лжецаревич Федор Федорович
Лжецаревич Август, князь Иван
Лжецаревич Лаврентий Федорович
Лжецаревич Осиновик Федорович
Лжецаревичи Мартын Федорович, Клементий Федорович, Семен Федорович, Савелий Федорович, Василий Федорович, Ерошка Федорович, Гаврилка Федорович, Недвядко Федорович
Заключение
Библиографический список
Введение
Как полагают многие ученые, в русской истории до XVII в. невозможно выделить эпоху, которая была бы более насыщена бурными, драматическими событиями. Современники справедливо прозвали свой век «бунташным», а в исторической науке за периодом, приходящимся на начало XVII столетия, закрепилось название Смутного времени, или Смуты.
Историк Кобрин в своей работе указывает, что среди значений слова «смута», приводимых В.И. Далем, встречаются «восстанье, мятеж... общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако в современном языке в прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный, неотчетливый. И в самом деле, начало XVII в. действительно Смутное время: все в движении, все колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: то вчерашние союзники расходятся по враждебным лагерям, то вчерашние враги действуют сообща… Смутное время – сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых… И хотя была и иностранная интервенция, невозможно свести лишь к ней все многообразие событий этого бурного и поистине Смутного времени.
Главная особенность Смутного времени – явление самозванства. Как самозванство нельзя рассматривать вне Смуты, так и Смутное время невозможно изучить, не уделяя внимания появлениям лжецарей. Самозванчество - неотъемлемая часть и характерная черта того времени. Самозванчество начинается тогда, когда лжецарь или псевдомессия открывается окружающим, формирует группу соратников или становится во главе какого-либо движения социального протеста.
Казалось бы, такое явление как самозванство – пережиток прошлого. В современном мире высоких технологий и искусственного интеллекта нет места такому первобытному явлению. Но это заблуждение!
На самом деле, и в XXI веке появляется немало людей, пытающихся выдавать себя не за тех, кем они являются…Причем иногда изворотливость, фантазия и воображение самозванцев не знает границ. Вы можете и не подозревать, когда столкнетесь с авантюристом лицом к лицу. Как правило, эти люди – великолепные собеседники, умные, интересные, умеющие увлечь и повести за собой. Именно эти качества помогают самозванцам в жизни и продвижении себя в выдуманном образе. Именно так произошло в Германии в Зальцбурге. В течение пяти лет в одной из местных больниц работал «доктор» по имени Хельб Беконенбург. Совершенно случайно выяснилось, что хирург не имеет никакого медицинского образования. За время работы самозваный доктор провел сотни операций, и чудом все они прошли без вреда для пациентов. Как был допущен такой ляп – руководство больницы объяснить не может. Практикующего «хирурга» уволили. Это лишь единичный случай авантюризма и самозванства в наши дни. Это явление можно рассматривать более обширно и глубоко. Поэтому данная тема представляется актуальной и очень интересной для исследования.
В своей работе мне хотелось бы:
проанализировать предпосылки (причины) появления самозванства в России начала XVII в.;
определить принадлежность самозванцев к тем или иным общественным слоям;
рассмотреть некоторые причины, побудившие людей назваться чужим именем;
исследовать (кратко описать) историю жизни самозванцев, чьи имена более или менее известны ученым;
а также попытаться сосчитать самозванцев, сведения о которых сохранились в работах исследователей Смуты.
Что явилось предпосылкой появления лжецарей? Почему народ так легко признавал в некоторых самозванцах истинных царей, потомков династии Рюриковичей? В силу каких причин люди выдавали себя за чудом воскресшего царевича Дмитрия или за сына Ивана Грозного Петра, чье существование вообще ставится под большое сомнение?
Историю Смуты начали изучать уже в XVIII веке такие ученые, как В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин. Позднее свои работы этому периоду посвящали многие историки: Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов и другие. Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, работ принадлежит Р.Г.Скрынникову и носит название «Россия в начале XVII века. Смута». Руслан Григорьевич Скрынников – известный советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского университета. Он по праву считается одним из лучших популяризатором исторической науки. Написанные превосходным стилем и свободные от отвлеченных академических рассуждений, труды Р.Г.Скрынникова доступны широкому кругу читателей, интересующихся историческими судьбами России. Большая часть из его книг посвящена ключевым проблемам, драматическим событиям истории Московского царства. Это - “Иван Грозный”, “Борис Годунов”, “Минин и Пожарский”, “Святители и власти”, трилогия “Царство террора” и др. В своей книге «Россия в начале XVII в. Смута», которая написана в 1988 году, автор переосмысливает утвердившиеся взгляды на историю России IX - XVII веков.
Причины самозванства
Самозванчество никак нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. На территории Российского государства в период Смутного времени действовало около 12, по другим источникам до 16, самозванцев. Причиной появления самозванцев было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении. В отличие от западноевропейской истории, в России неудовольствие населения, выражавшееся в мятежах, начиналось большей частью на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила в лице казачества, призывавшая их к воле под знаменем ложного царя. Казачество, бывшее сборищем людей, недовольных существующим строем, бежавших или изгнанных из государства, не хотело добровольно лишиться свободы, когда окрепшая с течением времени центральная власть захотела подчинить их своей воле. В борьбе с государством казачество выставляет самозванцев и ими же волнует мирное, невооруженное население страны. Лишь те самозванцы имеют успех, которые являлись среди казаков или опирались на них. Казачеству нужны были самозванцы, так как в России бороться с монархической властью возможно было лишь во имя той же власти, заступаясь за права законного царя или царевича, якобы лишенного этих прав или спасшегося от смерти, то есть выставляя самозванца. Самая возможность появления самозванцев объясняется крайне низкой степенью развития простого народа, доверявшего всяческим рассказам и тем больше, чем чудеснее они были. За самозванцами шли не только люди, тяготившиеся своим положением, но и искренно верившие, что защищают права законного царя; да и среди самозванцев наряду с сознательными обманщиками были люди, убежденные в своем высоком происхождении. Познакомимся поближе с биографией тех из них, сведения о которых дошли до наших дней.
Лжедмитрии
Все Лжедмитрии выдавали себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, который погиб в 1591 г. в городе Углич при до конца невыясненных обстоятельствах, и претендовали на московский престол под именем Дмитрий Иванович. Лжедмитрии II и III, кроме того, претендовали на тождество с убитым в 1606 г. Лжедмитрием I.
Лжедмитрий I
Лжедмитрий I – первый и самый известный самозванец Смутного времени. Он был единственным из лжецарей, кто смог стать, пусть и ненадолго, возглавить русский престол в Москве (1605—1606). С помощью Речи Посполитой Лжедмитрий I одержал победу над династией Годуновых. Но в результате заговора 17 мая 1606 г. был убит. Лжедмитрию I посвящено большое количество статей и книг выдающихся историков, причем не только русских и советских. Поэтому не будем подробно рассматривать его личность.
Лжедмитрий II
Лжедмитрий II (происхождение его неясно, возможно, крещёный еврей из Шклова) явился в 1607 году и женился на вдове первого самозванца, Марине Мнишек. В 1607—1610 контролировал часть Российского царства, имел резиденцию сперва в Тушине под Москвой (известен как «Тушинский вор»), потом в Калуге, где и был в конце 1610 года убит.
Лжедмитрий III
Настоящее имя Сидорка (Исидор), по одному псковскому сказанию, также Матюшка (Матвей) — самозванец и авантюрист, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича. В российской истории известен также как «псковский вор».
В начале 1611 года в Новгороде на рынке объявил себя «чудесно спасшимся царевичем Дмитрием», но был опознан и с позором изгнан из города. Оттуда бежал в Ивангород и там 23 марта 1611 вновь объявил себя царевичем. Самозванец рассказывал горожанам, что он не был убит в Калуге, а «чудесно спасся» от смерти. В Ивангороде на радостях три дня звонили в колокола и палили из пушек.
Тогда же, весной 1611 года, самозванец вступал в переговоры шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом. Шведский король Карл IX послал к Лжедмитрию Петра Петрея, хорошо знавшего Лжедмитрия I по переговорам в Москве. Петрей доложил, что это самозванец, после чего король Карл IX приказал прекратить все контакты с ним.
Самозванец собрал вокруг себя небольшое войско и двинулся на Псков. По данным Псковской летописи, 8 июля 1611 года его отряд расположился в окрестностях Пскова, сам он начал переговоры с жителями об условиях признания его государем. Положение Сидорки постепенно укрепляется, его признали многие города, а Псков оказался для шведов неприступной крепостью, все попытки штурмов в сентябре-октябре 1611 года были отбиты. Не видя для себя ниоткуда помощи, псковичи призвали Лжедмитрия к себе. 4 декабря 1611 года въехал во Псков, где был «оглашен» царём. Теперь Псков был его основной базой. Московские казаки послали в Псков своих представителей Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними «истинной государь наш». Казаки подмосковного стана присягнули Лжедмитрию III 2 марта 1612 года, «целовали крест» дворяне, дети боярские, московские жилецкие люди, стрельцы и боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой.
Однако уже весной 1612 года началось падение Лжедмитрия. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжёлыми поборами. В Пскове возник заговор против самозванца. Лжедмитрий III в ночь на 18 мая 1612 бежал из Пскова, но вслед за ним был выслан отряд псковичей. Через два дня он был пойман и в цепях доставлен в Псков. Его посадили в клетку и выставили на всеобщее обозрение. 1 июля 1612 его повезли в Москву, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием Лисовского. Псковичи убили «вора» и кинулись бежать. Есть свидетельство, что Лжедмитрия III всё-таки доставили в Москву и там казнили.
Лжепетр
Ранней весной 1606 года на Тереке началось движение казаков, выдвинувших из своей среды собственного «царевича» - Петра. Им был «молодой» (неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищу Муромец – выходец из города Мурома. Его истинное происхождение стало известно в октябре 1607 г. после сдачи Тулы, взятия его в плен и допроса. Самозванец поведал следующее: «Родился-де он в Муроме, а прижил-де его, с матерью с Ульянкою, Иваном звали, Коровин, без венца; а имя ему Илейка; а матери его муж был, Тихонком звали, Юрьев торговый человек. А как Ивана не стало, и его мать Ульянку Иван велел после себя постричь в Муроме, в Воскресенском девичье монастыре, и тое мать его постригли». Оказавшись почти сиротой, Илья попал к терским казакам. Из всех самозванцев Смутного времени именно Лжепетр до сих пор является самым экзотическим персонажем Российской истории. Экзотическим потому, что казаки на войсковом круге сами путем голосования избрали «царевича» назначив на эту роль представителя из своей среды. Казаки провозгласили Илейку Горчакова «царевичем Петром», сыном Федора Ивановича, и решили идти к Москве — искать милости государя. Рожденная в казачьем кругу самозванческая легенда весьма примечательна: царевич Петр был сыном царя Федора Ивановича и царицы Ирины Годуновой, которая, опасаясь покушений брата на жизнь сына, подменила новорожденного девочкой, а Петра отдала на воспитание в надежные руки. Через несколько лет девочка умерла, а царевич странствовал, пока не попал к казакам и не объявил им о своих правах. Интереснейшим образом эта легенда преломилась в Белоруссии, где рассказывали, что царица Ирина ответила Борису, будто родила «угоде полмедведка и полчовека, в том часе тот Борис дал покой, болш о том непыталсе». Сказка о «полумедведке-получеловеке» была, по-видимому, широко распространена в Белоруссии, поскольку там за царевичем Петром укрепилось прозвище Петра Медведки.
Смелому предприятию
Информация о работе Самозванство в России в начале XVII века