Русь и проблемы взаимовлияния с кочевыми народами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:00, реферат

Описание работы

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Становления Древнерусского государства……………………3
1.1.Основные этапы развития древнерусского государства…………………………………………………………………3
Глава 2. Среда обитания восточных славян………………………………………………………………………3
2.1. Природно-климатические факторы Восточно-Европейской равнины……………………………………………………………………6
2.2. Взаимоотношения славян с разноплеменным населением Восточной Европы………………………………………………………………………7
Глава3. Русь и кочевники………………………………………………11
3.1. Древняя Русь и кочевники………………………………………………11
3.2. Темуджин - Чингисхан……………………………………………………14
4. Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

История.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

  По  этим бассейнам рано частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними. обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX–X вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним. 

2.2 Взаимоотношения славян с разноплеменным населением Восточной Европы.  

     Люди, населявшие север и центр Восточно-Европейской  равнины в I тыс. до Р.Х., говорили на индоевропейских и финно-угорских языках. И в то время, и в последующие  века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее. Сарматов смени ли или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки. Эти народы толпятся по нижнему Дунаю, к северным пределам римской империи, иногда вторгаются в ее области, скучиваются в разноплеменные рассыпчатые громады, образуют между Днепром и Дунаем обширные, но скоропреходящие владения, каковы были царства гетов, потом даков и роксалан, которым римляне даже принуждены бы ли платить дань и откуп. Видно, что подготавливалось великое переселение народов. Сложное взаимодействие оседлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, и набеги, и политические союзы, и торговые отношения степняков и лесных жителей все это воздействовало на жизнь славян. При этом «лес» и «степь» не оставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общении складывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу – такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы. Есть все основания полагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (во времена Геродота), был весьма невелик.

     Первые упоминания о венедах, а именно так называли ранние источники праславян, появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I–II вв. н.э. была населена разными народами – германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия) получила название от кельтского племени бойев, однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними на северо-востоке обитали венеды. Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтийских народов (но не финнов и современных эстов). Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян. Вероятно, какое-то расширение этнической территории славян наблюдалось и в III–IV вв., но, к сожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II–IV вв. до нашествия гуннов.

Гуннское  нашествие привело к значительным перемещениям населения, в том числе  и из степной и частично лесостепной  полосы нашего юга. Более всего это  касается степных районов, где после  кратковременной гегемонии угров уже в VI веке возобладали прототурки. Иное дело – лесостепь нынешней Украины и Северного Кавказа (Подонья). Здесь старое иранское население оказалось более устойчивым, но и оно стало постепенно подвергаться воздействию неуклонно двигавшихся на восток славян. Очевидно, уже в V веке последние вышли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев. Вероятно, именно последние основали городки на киевских горах, поскольку название Киева может быть объяснено из иранских наречий как княжеский (городок). За тем славяне продвинулись за Днепр в бассейн реки Десны, получившей славянское название (Правая). Любопытно однако, что основная часть крупных рек на юге сохранила дославянские (иранские) названия. Так, Дон – просто река, Днепр – глубокая река, Рось – светлая река, Прут – река и т.д. А вот название рек на северо-западе Украины и на большей части Белоруссии славянские (Березина, Тетерев, Горынь, и т.д.) и это, несомненно, свидетельство весьма древнего обитания там славян. Славяне первоначально как жители лесов (а именно таковыми их нам рисуют византийские историки VI века) продвигались и расселялись. преимущественно вдоль больших рек (транспортные артерии). Местное население довольно легко ассимилировалось со славянами, как правило, мирным путем.

     Попытаемся  представить карту расселения отдельных  групп восточных славян, преимущественно  по данным Повести временных лет. Словом, все данные говорят за то, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с  разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре), что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточнославянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII–XVI вв., привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных. Однако искать отдельных предков для русских, украинцев и белорусов уже в эпоху Древней Руси, а тем более раньше, как это сейчас пытаются делать националистически настроенные историки, нет никаких оснований. Например, северяне стали предками и русских и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов. Да и в более позднее время отмечаются переливы населения из разных областей Древней Руси, не как не связанное с обособленностью в ту пору ее отдельных частей.

     Еще недавно полагали, что деление  византийскими писателями славян в VI веке на склавинов и антов можно видеть реальное разделение славянского мира на восточный и западный. Ныне большинство специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы восточных, западных и южных можно говорить лишь с VIII века. Вероятно, эту датировку можно несколько удревнить, распространив ее с некоторыми оговорками и на VII век, но не раньше. Картина же расселения восточных славян, зафиксированная в «Повести временных лет», может быть отнесена к VIII–IX вв., преимущественно, к последнему столетию.

     В продолжение VII и VIII вв. восточная ветвь славян, сосредоточивавшаяся на северо-восточных склонах Карпат, постепенно перемещалась на сесеровосток и восток.

     К моменту образования древнерусского государства восточнославянские племена  занимали уже довольно обширный ареал. В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра – кривичи, у оз. Ильмень – словене, по Оке – вятичи, в Белоруссии – дреговичи и радимичи, на среднем Днестре – тиверцы, между Днепром и Днестром – уличи, в Прикарпатье – дулебы. Возникали племенные союзы. Заметим, что древляне, северяне и т.д. в «Повести временных лет», племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. Ряд ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не о племенах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось и большой территорией таких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина «племя» или подобного ему и в списках славян Константина Багрянородного, который ведет речь о славянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственного порядка, скорее всего именно союзы близко родственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, на лицо переходные черты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», как франки, саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя и сохранили наименование одного (господствующего) племени.

     Севернее  зоны расселения восточных славян жили финно-угорские племена корелов  и чуди заволоцкой. На востоке славянские поселения на реке Оке граничили  с финно-угорскими племенами меря, мурома, мещера, мордва. Юг и юго-восток контролировали хазары и печенеги. На юго-западе от славянских земель осели кочевые племена угров и болгар. Западнее территории восточных славян расположились земли славян западных: чехов, ляхов. К северо-западу от восточных словян жили прибалтийские племена жмудь, ливы, эсты, чудь, нарова.

     В VIII веке в среде хазар резко  усилилось влияние проникнувших из Закавказья евреев. В низовьях Волги  возникло государство Хазарский  каганат, покорившее племена славян, живших на юго – западных землях: северян и вятичей. В то же время появилась возможность для торговли славян не только с Хазарией, но и со странами прилегающими к бассейнам Каспийского и Чёрного морей. 
 
 

Глава 3. Русь и кочевники 

3.1. Древняя Русь и кочевники

     Восточнославянские племена лесостепи, удалённые от центра гуннской державы, располагавшейся за Карпатами, продолжали развивать своё хозяйство, совершенствовать быт. Они в укрытых природой местах - на приречных возвышенностях, на лесных полянах, в болотистых низинах, как и их предки - праславяне, отстраивали свои полуземлянки, облицованные в верхней части деревом, рубили деревянные дома с печками-каминами в углу, запахивали новые земли, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали в лесах мёд. Порой поселения славян этой поры состояли из десятков и сотен домов и тянулись вдоль берегов рек и озёр, укрытие подступающими лесами. Здесь на солнечных чернозёмах юга стал использоваться железный плуг, что позволяло эффективно обрабатывать почву и получать большие урожаи. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, горох, гречиху, лён, репу, лук, капусту. Из этих краёв зерно шло на экспорт в Римскую империю.

     Византийские  авторы оставили в своих трудах немало сведений о своих северных соседях. Они описали, в частности, быт и нравы славян V-VII вв.

     “Племена  славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу  и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей  стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят  жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужеземцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье”. Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: “Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая - это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной”.

     В середине VI в. новая волна кочевников вышла из глубин Азии - то были авары, многочисленная тюркская орда, которая  продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и, в конце концов, осела на территории современной Венгрии. Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Славяне в течение VI - VII вв. вели с аварами постоянные войны.

     На  исходе VII в. авары были разгромлены  франками; с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы.

     Но  на этом тяжкие испытания для славян не кончились. В середине VII века Азия бросила в Поволжье, Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды - хазар, которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян. Хазары - кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар - Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль.

     Но  хазарское нашествие затронуло  славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские  отношения. Через Хазарию шла  славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

     К тому времени, когда имя Русь стало  применяться к восточным славянам, т.е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

     В “Повести временных лет” отмечается, что на кануне объединения большинства восточных племён под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племён, объединенный именем “поляне”, т.е. жители полей.

     Центром полянских земель издавна был  город Киев. На севере от полян жили новгородские славяне, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К  северо-западу располагались древляне, т.е. жители лесов, главным городом которых был город Искоростень. Далее в лесной зоне на территории современной Беларуси сформировался племенной союз дряговичей, т.е. болотных жителей. На северо-востоке, в лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины обитали кривичи, проникшие позднее земли словен и вятичей. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от речки Полоты, впадающей в Западную Двину, главным городом полочан позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии.

Информация о работе Русь и проблемы взаимовлияния с кочевыми народами