Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2010 в 16:34, Не определен
Социально-экономическое развитие страны.
Реформы Александра I.
Участие России в антинаполеоновских войнах. Тильзитский мир. Внешняя политика России накануне Отечественной войны 1812 г.
Николай I отказался продолжать эту политику. Он заключил соглашение с Англией и Францией о «коллективной защите» интересов Греции. Союзники предъявили Турции ультиматум о предоставлении Греции автономии и, после того как он был отвергнут султаном, послали свои эскадры к берегам Греции. Здесь 8 октября 1827 г. в бухте Наварино произошло морское сражение, выигранное союзным флотом. Однако это не изменило позицию Порты. Вскоре возник новый повод для военной конфронтации России и Турции. Порта задержала суда под русским флагом, захватила грузы и выслала русских купцов из своих владений. 14 апреля 1828 г. царь объявил Турции войну, попав при этом в невыгодные дипломатические условия. Англия и Франция тайно оказывали поддержку Порте, а Австрия помогала ей оружием и демонстративно сконцентрировала свои войска на границе с Россией.
Внешняя политика России на кануне Отечественной войны 1812 г:Внешняя политика России. Добровольное присоединение Грузии к России в 1801 г. вызвало обострение русско-иранских отнощений. В 1804 г. Иран начал военные действия против России. Война, оказавшаяся затяжной, окончилась успешно для России. По Гюлистанскому миру (1813) к России отошли Северный Азербайджан и Дагестан. В 1806 г. Османская Турция, поддерживаемая Францией, развязала войну против России. Долгое время война не приносила успеха русским. Назначенный в 1811 г. командующим Дунайской армией М.И. Кутузов (1745-1813) в сражении под Рущуком (июнь 1811) нанес сокрушительный удар султанской армии, и сумел завлечь значительные силы врага на левый берег Дуная, где они были окружены русскими и капитулировали. По Бухарестскому договору, подписанному в мае 1812 г., к России отошла Бессарабия и закреплялось право торгового судоходства по всему Дунаю. Россия также добилась предоставления Сербии внутреннего самоуправления.
Однако в 1807 г., несмотря на все изъявления любви и дружбы и даже, возможно, на действительно возникшую между двумя императорами симпатию, подписанный трактат отражал как непримиримость интересов обоих государств, так и обоюдную необходимость временного примирения. Новое столкновение в будущем становилось неизбежным. Результаты Тильзитского мира по-разному оценивались современниками и историками. Однако в нашей историографии последних лет, после публикации комплекса документов по тильзитским переговорам, сложилась точка зрения, согласно которой Тильзит был успехом русской дипломатии и лично Александра.
Вопрос о значении тильзитских соглашений может быть решен лишь с учетом дальнейшего развития событий, того, как обе стороны сумели воспользоваться компромиссами. Уже в начале 1808 г. (к этому времени Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии) Наполеон предложил совместный поход в Индию, подобный тому, какой намечался при Павле I. Одновременно обсуждался вопрос о разделе Оттоманской империи. России были обещаны Дунайские провинции и северная Болгария, Франция претендовала на Албанию и Грецию. Камнем преткновения стала, однако, судьба Константинополя и черноморских проливов, и достичь соглашения по этому вопросу не удалось.
Присоединение России к “континентальной блокаде” привело к вражде с Англией (открытый разрыв последовал осенью 1807 г.). Едва ли не единственным союзником Англии на континенте оставалась Швеция, так же ставшая врагом России после Тильзита. Угроза нападения шведов и, самое главное, нажим со стороны Наполеона заставил Александра I пойти на войну со Швецией (1808 - 1809 гг.). Немаловажным было и желание России нанести окончательное поражение давнему врагу и навсегда обезопасить Петербург. Русские войска без объявления войны (она была объявлена почти месяц спустя) вторглись в Финляндию, заняв Гельсингфорс (Хельсинки). Тем не менее весь 1808 год пришлось потратить на осаду Свеаборга и борьбу с партизанским движением местного населения. Перелом наступил только в 1809 г., когда зимой русские войска сумели по льду перейти Ботнический залив и перенести боевые действия на территорию собственно Швеции. Несмотря на героическое сопротивление шведской армии русские войска одерживали победу за победой и 5 сентября 1809 г. вынудили Швецию подписать Фридрихсгамский мир, отдавший России всю Финляндию и Аландские острова. Таким образом, в результате войны весь Финский залив стал русским. В ходе войны проявили себя такие полководцы как Барклай-де-Толли, Багратион, Кульнев.
Александр I даровал Финляндии автономию (прежде она ею не пользовалась), в состав Финляндии был включен Выборг. Великое княжество Финляндское стало обособленной частью Российской империи, вошедшей на правах личной унии, оно имело собственный сейм (парламент), чеканило собственную монету и имело таможенную границу с Россией.
Между тем в захваченной Наполеоном Испании вспыхнуло народное восстание и 23 июля армия генерала Дюпона, окруженная повстанцами, вынуждена была капитулировать. В результате союз с Россией стал для Франции еще более ценным. а Александр I - менее сговорчивым. Перед новой встречей императоров в Эрфурте в сентябре 1808 г. Наполеон подписал приказ о выводе французских войск из Пруссии, а на самой встрече признал права России на владение Валахией и Финляндией, незадолго перед тем занятой русскими войсками. В свою очередь Александр признал право Франции на Испанию. Наполеон обязался не вмешиваться в русско-турецкую войну и выступить на стороне России, если Турции станет помогать Австрия. Если же Австрия начала бы войну с Францией, ей на помощь должна была прийти Россия. Наполеон обещал отдать России Галицию. В марте 1809 г. Австрия действительно объявила Франции войну, но Александр не спешил выполнить свои обязательства, а Наполеон справился и без него, уже в конце апреля заняв Вену. В июне с Австрией было покончено. Входившие в ее состав земли отошли к герцогству Варшавскому, а Тарнопольская область - к России.
Казалось
бы, отношения союзников
Разобраться в причинах событий 1809-1812 гг. приведших к войне Франции с Россией, непросто. Нет сомнений, однако, что одним из важнейших факторов было общественное мнение России, осуждавшее франко-русский союз и требовавшее реванша. Аустерлиц и Фридланд больно ударили по национальному самолюбию страны, со времен Петра I забывшей о том, что такое военное поражение. Сказывалось и отношение к Наполеону как к разрушителю старинных европейских монархий, “похитителю тронов” и даже “антихристу”. Сам по себе союз с Францией был новым для русской внешней политики, традиционно ориентированной на Австрию и Пруссию, с королевскими домами которых Романовы были связаны и родственными узами. Внутри страны все реформаторские начинания Александра были заранее обречены на неудачу, поскольку правительство не имело кредита доверия, любое преобразование воспринималось как французское влияние, уже поэтому вредное и ненужное России. Сказывалось и отрицательное воздействие на торговлю вынужденного присоединения к континентальной блокаде, от чего страдало, в частности, и дворянство, промышлявшее экспортом в Англию и ее владения леса, хлеба и других товаров.
Было бы неверным представлять, что роль России сводилась к политике сдерживания агрессивных планов Наполеона. Ее собственные внешнеполитические установки того времени носили не менее агрессивный характер Не был забыт “греческий проект” и связанные с ним планы захвата Константинополя, создания на Балканах своего рода “славянской империи”. Никак не устраивало Россию и существование самостоятельного польского государства, в связи с чем присоединение герцогства Варшавского к России становилось важной внешнеполитической целью. В эти же годы Россия аннексировала Финляндию и вела борьбу за Бессарабию, которую окончательно получила по Бухарестскому миру 1812 г. Влияние России на Балканах значительно усиливалось.
Но на всех этих направлениях у Наполеона были свои интересы, в том числе и виды на Константинополь; он не собирался поступиться независимостью Польши и надеялся использовать союз с Россией прежде всего для борьбы с Англией. Таким образом Франция и Россия становились соперниками в борьбе за мировое господство.
Помимо факторов объективных существовали и субъективные. Так, некоторые историки обращают внимание на неудачный выбор послов, которыми стороны обменялись после Тильзита: русский посол Граф П.А. Толстой был противником франко-русского союза, а французский генерал Савари был более военным, чем дипломатом, и не сумел завоевать симпатий петербургского общества. Некоторые действия Александра нередко объясняют его личной неприязнью и даже ненавистью к Наполеону, возникшей, возможно, опять же под влиянием общественного мнения, твердившего, что император французов в Тильзите обвел русского императора вокруг пальца. В свою очередь, Наполеон был оскорблен отказом в 1810 г. выдать за него замуж сестру царя великую княгиню Анну Павловну. В результате он отклонил ратификацию подписанной в январе того же года русско-французской конвенции о судьбе Польши, которая могла бы разрядить обстановку.
В конце
1810 г. русское правительство опубликовало
положение о нейтральной торговле, фактически
открывавшее путь беспрепятственной контрабанде
товаров из Англии, а также новый таможенный
тариф на предметы роскоши и готовые товары,
что немедленно и самым отрицательным
образом сказалось на русско-французской
торговле. По сути, эти нововведения шли
вразрез с тильзитскими соглашениями.
Со своей стороны Наполеон присоединил
к Франции герцогство Ольденбургское,
лежавшее в сфере российских интересов
и еще в начале екатерининского царствования
выменянное у Дании за Шлезвиг. Получив
отказ из Петербурга, он женился на Марии
Луизе, дочери австрийского императора
Франца, что никак не могло понравиться
России из-за столкновения ее интересов
с Австрией на Балканах и в Молдавии. С
этого времени обе стороны стали активно
готовиться к неумолимо надвигавшейся
войне.
Список литературы: