Роль первой опиумной войны в истории Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать роль опиумных войн в истории Китая.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Закрытый Китай 5
Глава 2. Предпосылки войны 8
Глава 3. Ход войны 10
Глава 4. Открытие Китая 14
4.1. Договоры и их результаты
4.2. Экономические последствия Опиумной войны
4.3. Влияние западных политических, культурных и экономических явлений на Восток 14
18
20
Заключение 23
Список источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

·  18-й королевский Ирландский полк - 582 человек.

·  26-й Камеронский Ирландский полк - 806 человек.

·  37-й Герфордширский Ирландский полк - 764 человек.

·  49-й полк - 649 человек.

·  Две роты артиллерии (9-фунт. пушки и 12-фунт. гаубицы) - 213 человек11.

 Также участвовали волонтеры из индийских  войск:

  • Волонтерный Бенгальский полк силою в 689 чел.
  • Из армии Мадрасского президентства:
  • Отделение саперов силою в 324 чел.;
  • Отделение артиллерийское силою в 67 чел.
  • Всего индийских войск было 1080 чел.

Следовательно, всего в боевых действиях на стороне  Великобритании участвовали 4094 человек, не читая прислуги12.

     Китайская же армия насчитывала около 220 тысяч  человек в составе маньчжурской "восьмизнамённой армии" и 660 тысяч человек в составе набираемых из этнических китайцев "войск зелёного знамени"13. По мере ухудшения отношений, китайцы не предпринимали никаких мер, чтобы укрепить свою защиту. Они до последнего верили в свою традиционную непобедимость и в свое превосходство над всеми.  Лорд Пальмерстон, министр иностранных дел Великобритании, поддерживал начало войны, объясняя это желанием компенсировать весь уничтоженный опиум. Правительство поддержало Пальмерстона и приняло решение атаковать провинцию Гуандун. Флот, прибывший из Сингапура и состоящий из 4000 человек, атаковал Гуандун. Возглавлял операцию сэр Гордон Бремер14. Бремер требовал от Цинского правительства компенсацию за уничтоженный опиум. Выполняя приказы Лорда Пальмерстона, Британцы перекрыли устье Жемчужной реки (Чжуцзян) и двинулись на север к архипелагу Чжоушань.

     Только  после этих кровавых событий Цинское  правительство поняло, какую опасность можно ожидать от британцев.

Но на этом британская эскадра не остановилась. Флот двинулся на север, захватывая один за другим китайские порты. Осознав, как близко к столице, к резиденции Сына Неба, подобрались неприятели, Китайское правительство приняло решение пойти на переговоры. Но с одним условием – вести их в провинции Гуандун. Эскадра Джорджа Элиота была отведена к Гуанчжоу. Торговля опиумом была возобновлена, Линь Цзэсюй был снят со своего поста. Новым наместником Лянгуана стал Цишань15. Китай готов был принять все условия англичан, кроме одного – передача Гонконга во владение Великобритании. В это время император решил противостоять неприятелю. В Гуандун было направлено значительное подкрепление. В январе 1841 англичане двинулись на север. Война снова была объявлена. Цишань не хотел продолжения войны и начал переговоры с Ч.Эллиотом. Была подписана неодобренная императором Чуаньбийская конвенция, которая удовлетворяла все требования британцев. Император, узнав об обмане, приказал расторгнуть договор и казнить Цишаня. Китайские войска, стянутые со всей страны, начали контрнаступление, но были разбиты англичанами. 26 мая Китай запросил перемирие, после чего было подписано «Соглашение о выкупе Гуанчжоу», после которого все война должна была завершиться. Император поверив, что война завершилась, стал выводить войска из Гуандуна. Но в Англия решили, что необходимо нанести удар по центральным провинциям, чтобы до конца добить Китай.

     Военные действия продолжались до 29 августа 1842, когда на борту «Корнуэллс» был подписан, состоящий из 13 пунктов, Нанкинский договор. Договор начинался такими словами: «Ее Величество королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и Его Величество Император Китая, желая прекратить непонимание и вражду, которые существуют между двумя странами, по этой причине приняли решение заключить договор…». По Нанкинскому договору к Великобритании отошёл Гонконг, Китаем была выплачена огромная контрибуция (ок. 21,000,000 долларов), открыта часть китайских городов для иностранной торговли (Гуанчжоу, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай). Одним из наиболее необычных и унизительных для Китая условий договора было обязательство Китая выплатить 6,000,000 долларов в счет конфискованного китайскими властями перед войной контрабандного опиума16.

 

4.Открытие Китая

Договоры  и их результаты

     Нанкинский  и последующие англо-китайские  договоры, подписанные в июле и октябре 1843 года, были первыми унизительными неравноправными договорами. Они коренным образом повлияли на открытие Китая для торговли и увеличили радиус действия британцев. Договоры открыли 5 портов открытых по договору для внешней торговли: Гуанчжоу, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Военная контрибуция в размере 21-го миллиона долларов должна была быть выплачена китайским правительством. Гонконг был отдан Великобритании, давая ей возможность оказывать политическое и экономическое влияние на Китай. Передача Гонконга англичанам нарушила целостность Китая. В договоре было прописано, что таможенные пошлины должны устраивать все страны. Более того, таможенная пошлина на ввозимые товары была уменьшена с 65% до 5% стоимости товара, что значительно подкосило китайскую промышленность17.

     Нанкинский  договор упразднил «Гунхан», что  позволило британским купцам свободно торговать в Китае. Договор также освободил британцев от исполнения китайских законов. Более того, любой китаец, который сотрудничал с англичанами, жил с ними или работал на них, тоже освобождался от исполнения законов, что предоставляло убежище китайским преступникам. Этот договор также ослабил защиту страны, помог службам иностранной разведки беспрепятственно выполнять поставленные перед ними задачи на территории страны. Договоры также позволяли одному британскому боевому кораблю находится в открытом для внешней торговли порту.

     Первое  время после войны в Китайских прибрежных водах могло находиться неограниченное количество иностранных военных кораблей. Нанкинский договор позволял семьям британских купцов жить в портовых городах. Кроме того, в договоре было указано, что местные власти обязаны обеспечить жилищем и любым помещением, которое купцы могли арендовать18. Китайские власти верили, что такая система позволит решить проблемы, возникающие в портах, и были рады подписаться под этими условиями. К их удивлению, эта система скорее способствовала созданию иностранцами концессий в их городах. В дополнении к Нанкинскому договору также было указано право «наибольшего благоприятствования».  

     «Так  как император Китая милостиво  согласился предоставить всем иностранным государствам, подданные или граждане коих доселе вели торговлю в Кантоне, привилегию пребывать с торговой целью в четырех других портах Фучжоуфу, Амой, Нинбо и Шанхае на тех же началах, что и англичане, то далее условлено, что если император впредь, по какой бы то ни было причине, рассудит за благо предоставить дополнительные привилегии или иммунитеты каким-либо подданным или гражданам таких иностранных государств, то те же привилегии и иммунитеты будут предоставлены и находиться в пользовании британских подданных; однако, предусматривается, что такого рода требования и пожелания не должны быть предъявляемы без надобности19».      

     Нанкинский  договор и дополнения к нему открыли  Китай для всего мира. Китай  стал полуфеодальным, полуколониальным государством. Условия договора позволяли западным странам беспрепятственно торговать с Китаем.

В одной  из научных статей Карл Маркс описал отношение англичан к Нанкинскому договору: «Но ведь английская пресса хранит гробовое молчание о возмутительных нарушениях договора, ежедневно совершаемых иностранцами, которые живут в Китае под британским покровительством! Мы ничего не слышим о незаконной торговле опиумом, которая ежегодно обогащает британскую казну за счет человеческих жизней и нравственности. Мы ничего не слышим о постоянных подкупах низших чиновников, в результате чего китайское правительство лишается своих законных доходов от ввоза и вывоза товаров. Мы ничего не слышим о злодеяниях, доходящих «даже до убийства», причиняемых обманутым законтрактованным эмигрантам, которых продают в рабство еще худшее, чем рабство на побережье Перу и на Кубе. Мы ничего не слышим о частых наглых выходках иностранцев в отношении робких по натуре китайцев или о пороках, которые им прививают эти иностранцы в портах, открытых для их торговли. Обо всем этом и о многом другом мы ничего не слышим, во-первых, потому, что большинство людей вне Китая мало интересуется общественным и нравственным состоянием этой страны; а во-вторых, потому, что одно из правил благоразумной политики заключается в том, чтобы не затрагивать вопросов, которые не приносят денежной выгоды. Таким образом, английский обыватель, кругозор которого не простирается дальше бакалейной лавки, где он покупает чай, оказывается вполне подготовленным к тому, чтобы проглотить любую ложь, которую министерству и прессе заблагорассудится навязать общественному мнению»20

     Карл  Маркс также писал об отношении  китайцев к договору: «Тем временем огонь, разгоревшийся против англичан во время опиумной войны, вспыхнул в Китае таким пламенем ярости, которое, по всей вероятности, не смогут потушить никакие заявления о мире и дружбе»21.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Экономические последствия опиумной войны

     С отменой «Кантонской торговой системы» и открытием пяти торговых портов, внешняя торговля начала процветать. Портовые города, расположенные на юго-восточном побережье между Шанхаем и Гуанчжоу, открыли иностранным торговцам доступ к самому развитому и экономически успешному региону.  В основном западные торговцы вывозили из Китая шёлк и чай. В 1855 году экспорт чая из Китая вырос до 42,000,000 кг. В сравнении с  7,500,000, вывезенными в 1843 году, объем экспорта вырос на 500%22. Экспорт шелка вырос с 2000 в 1843 до 56,000 тюков в 1855 году23. Благодаря выросшей потребности в шелке и чае, регионы, производившие эти товары, ускоренно развивались. Все больше и больше крестьян стали заниматься производством шелка и чая, прекратив заниматься продуктами питания. В результате чего, цены на продовольствие резко подскочили. В то же время, Гуанчжоу перестал быть единственным открытым портом. С открытием пяти других портов, рабочие, занимавшиеся перевозкой товаров в Гуанчжоу из других провинций, потеряли свой хлеб. Рост безработицы и нищеты был обратно пропорционален росту цен на продовольствие. При этом поток грузов у берегов Китая резко увеличился.

     Расцветающая  торговля спровоцировала финансовый кризис. Объем торговли привел к удорожанию серебряного ляна. Финансовый кризис подкосил китайскую экономику. В 1853 году Цинское правительство было вынуждено ввести в оборот бумажные деньги.

     Текстильная промышленность претерпела больше всего изменений после первой опиумной войны благодаря внешней торговле. Веками китайцы шили одежду вручную. С появлением западной  продукции, сделанной механическим способом, отечественная легкая промышленность была практически разрушена. Несмотря на это, способы производства не изменились, и цены на одежду не изменились. Но привезенные с Запада товары были более дешевыми. Однако, именно благодаря конкуренции с Западной машиной, коренные изменения произошли в китайской экономике.

     Даже  до первой опиумной войны рыночная экономика развивалась в городских районах. Старая самостоятельная экономика, в основном состоящая из мелкого сельского хозяйства, также претерпела изменения под давлением Запада. Капитализм начал расширяться в китайском социально-экономическом развитии. Вторжение иностранцев ускорила этот процесс. Но внешнее влияние не сыграло главную роль в независимом развитии капитализма в Китае. Скорее это сделало из Китая полуколониальную, полуфеодальную страну. Это произошло из-за того, что китайская промышленность преждевременно открылась для внешнего мира. Китайцы были не готовы и слишком плохо приспособлены к борьбе на мировом рынке. Западный капитализм сильно изменил китайскую экономику. С одной стороны открытие Китая подорвало основу самостоятельной экономики Китая, ручное и сельскохозяйственное производства. С другой стороны  он способствовал развитию рыночной экономики. Такие существенные изменения в китайской экономике неизбежно привели к изменениям в социальных и культурно-религиозных укладах населения.

 

      Влияние западных политических, культурных и экономических явлений на Восток

     После катастрофического поражения в первой опиумной войне китайцы осознали, что больше не являются «Великой поднебесной империей». Пропавшая в руках «варваров» китайская интеллигенция признала, что в случае сотрудничества с иностранцами, китайцы должны понимать их и знать их историю. Одним из первых, кто высказал это предположение, был императорский чиновник Линь Цзэсюй. Во время борьбы с контрабандой в Гуанчжоу, он собирал переведенные западные статьи для написания книги «Сведения о четырех материках» в 1840 году24. Впоследствии Линь отдал все материалы Вэй Юаню, который использовал их в написании своей книги «Географическое описание заморских государств», состоящей из 50 глав. До 1852 года книга многократно подвергалась редакции, и окончательная версия была расширена до 100 глав25.  
  До опиумной войны представление китайцев о европейцах было призрачным, а в некоторых случаях, даже абсурдны.  После первой опиумной войны в Китае обнаружили интеллектуальное превосходство Запада. Западные политические идеи, социальные структуры, инновационные технологии были введены. Западные идеи парламентской демократии и капитализма с трудом понимались китайцами. Международная дипломатия стала приоритетной. Один конфуцианский учёный, политический деятель Китая эпохи Цин, Вэй Юань, писал: «учиться у варваров их передовой технике, с тем, чтобы держать их под контролем»26

     Предложение Вэй Юаня получило множество откликов. Как-никак Китай потерпел поражение от западных «мощных кораблей и острого оружия». При таких обстоятельствах, Китай на начальном этапе создал что-то похожее на министерство иностранных дел. Министерство занималось изучением западных технологий, модернизацией национальной армии и открытием предприятий. Первые заводы специализировались на производстве оружия и боевых кораблей. Работа этих предприятий не зависело ни от дохода, который они приносили, ни от спроса на рынке.

     Как бы то ни было, видя, что западные предприятия  извлекают большую прибыль, китайское правительство стало создавать коммерческие предприятия. Сразу же после первой опиумной войны западные торговцы еще не целиком проникли на китайский рынок. Цинское правительство, несмотря на маленькую прибыль, все еще могло поддерживать создание новых заводов. Западные компании поглотили часть китайского капитала. Можно сказать, что после опиумной войны, у китайского капитализма была неплохая база для развития.

Информация о работе Роль первой опиумной войны в истории Китая