Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:35, Не определен
I.Введение
II.Вклад Демидовых в металлургию
1.Никита Демидов
2.Акинфий Демидов
3. Никита Акинфиевич Демидов
4. Николай Никитич Демидов
III.Меценатство и вклад Демидовых в развитие культуры России
IV.Заключение
V.Список литературы
Дележу подверглись также
Судьба завещанных заводов оказалась различной. Одни из них были погашены, другие проданы. Только заводы младшего сына Акинфия - Никиты, число которых было приумножено, продолжали действовать в прямом его потомстве в течение более полутора столетий.
Уже
к середине XVIII века Демидовы владели
огромным личным состоянием. В дальнейшем
богатство рода продолжало расти, особенно
после открытия золотых и самостоятельных
платиновых россыпей в нижнетагильской
части заводов, перешедшей после
смерти Никиты Акинфиевича к его
сыну Николаю Никитичу Демидову. За
19 лет интенсивной разработки из
нижнетагильских россыпей было добыто
и поставлено в казну 568 пудов
золота. Количество же добытой платины
превысило 1500 пудов, что позволило
Демидовым, используя свои связи, добиться
чеканки русской
Никита
Акинфиевич Демидов
Младший из братьев, Никита Акинфиевич Демидов (1724—1789), оказался достойным сыном своего отца. С юности он проявлял интерес к семейному делу и ко времени смерти Акинфия (Никите в то время было 19 лет) уже обладал деловой хваткой и необходимыми знаниями в области горного дела и металлургии. Полученные по наследству заводы Никита Акинфиевич не только не растерял, но и приумножил. К шести доставшимся ему по разделу нижнетагильским
заводам он прибавил еще три - Нижне- и Верхнесалдинские и Висимо-Уткинский, которые в совокупности давали чугуна и железа много больше, чем все заводы его отца вместе взятые.
Человеком
Никита Акинфиевич был образованным
и подобно старшим братьям, Прокофию
и Григорию, отличался любовью
к наукам и искусству. Ценя знания
и понимая необходимость в
высококвалифицированных
Все это никак не вяжется с расхожим в до- и послереволюционной историографии мнением о младшем сыне Акинфия Демидова как о «бездарном
наследнике».
В биографических
очерках часто рассказывается о
светском образе жизни Никиты Акинфиевича,
его переписке с Вольтером
и увлечении искусством. Действительно,
Никита Акинфиевич был не чужд всего
прекрасного. Его справедливо называют
зачинателем художественного
Большие
суммы тратил Н.А.Демидов на обучение
молодых дарований. Немало крепостных
художников по его указанию было направлено
из Нижнего Тагила на учебу в Петербург
в Академию художеств и даже за
границу. В Академии же художеств
он учредил медаль «За успехи в
механике» для поощрения
Никита
Акинфиевич первым из Демидовых приобрел
«вкус» к собирательству. В 70-х годах
XVIII столетия он предпринимает путешествие
в Европу, где знакомится с новейшими
достижениями в области металлургии
и шедеврами
Путешествие по Европе продолжалось почти три года. За это время Никита Акинфиевич не только удовлетворил свои профессиональные интересы, но и познакомился с лучшими европейскими музеями и коллекциями. Он и его спутники побывали в Голландии, Англии, Бельгии, посетили Королевскую Академию живописи в Париже и четыре месяца провели в Италии. Почти всюду Н.А.Демидов посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. Серию полотен пишет по его заказу Жан Батист Грез, а живущий во Франции шведский живописец Александр Рослин - портреты Никиты Акинфиевича и его супруги. В Париже же Никита Демидов знакомится с молодым Федотом Шубиным, который проходил стажировку в Европе, будучи пенсионером Петербургской Академии художеств. Никита Демидов очень быстро оценил талант молодого скульптора и уже в Париже заказал ему свой скульптурный портрет и портрет своей жены Александры Евтихиевны. Он же пригласил Ф.Шубина в поездку по Италии, в которой его сопровождали А.И.Мусин-Пушкин и князь С.С.Гагарин. Скульптурные портреты супругов Демидовых Ф. Шубин закончил уже в России. Сначала они украшали московскую усадьбу Демидовых в Немецкой слободе, затем на долгие годы «прописались» в фамильном имении Демидовых Пратолино под Флоренцией и только после 1969 года вновь вернулись на родину - в залы Государственной Третьяковской галереи. Взяв «шефство» над Шубиным, Н.А.Демидов помог ему стать скульптором мирового уровня. Он не только поддерживал его заказами, но и по сути дела помог продлить срок его заграничной стажировки, благодаря чему Шубин получил возможность вновь побывать в Италии, а также познакомиться в Лондоне с особенностями искусства английского портрета.
За время путешествия по Европе, которое Н.А.Демидов описал в своем дневнике, опубликованном в 1786 году, супруги Демидовы приобрели немало произведений живописи, скульптур, книг, предметов домашнего убранства, ставших основой фамильной художественной коллекции, которая была приумножена их потомками.
Приобретал
предметы искусства за границей Никита
Акинфиевич очень осторожно, полагаясь
на себя лишь в случае разных «диковинных»
вещей. В остальном же он советовался
со знатоками, известнейшими в будущем
коллекционерами и меценатами - графами
А.С.Строгановым, Н.П.Шереметевым и
князем А.Б.Куракиным. Скончался Никита
Акинфиевич Демидов 16 декабря 1789 года
и был похоронен в своем подмосковном
имении Петровском-Княжищеве в церкви
святого Петра, где позже были погребены
его жена Александра Евтихиевна и дочь
Екатерина, бывшая замужем за генералом
от инфантерии С.Л.Львовым. Сейчас там
мало что сохранилось. От бывшего дворца,
последними владельцами которого были
князья Мещерские, остались лишь руины.
Старая Петровская церковь находится
в запустении, а от оскверненных могил
не осталось почти ничего.
Николай
Никитич Демидов
Наследником гигантского состояния Никиты Акинфиевича стал его сын Николай (1773—1828), у которого благотворительность и меценатство были уже, что называется, в крови. Сразу после рождения, следуя укоренившейся в русском дворянстве традиции, Николай Никитич (1773-1828) был записан капралом в лейб-гвардии Преображенский полк. Шестнадцатилетним юношей он служит в армии в качестве флигель-адъютанта при генерал-фельдмаршале Г.А.Потемкине. Позднее его жалуют в камер-юнкеры, а при Павле I назначают членом Камер-коллегии с чином тайного советника, а затем и гофмаршалом.
Увлеченный светской жизнью, Николай Никитич мало интересовался своими заводами, которыми управляли опекуны - А.В.Храповицкий и Н.Д.Дурново. Был момент, когда из-за долгов, непомерных расходов и неумелого руководства заводы были поставлены на грань финансового краха. К тому же, сестры Николая, Мария и Екатерина, были на выданье, и нужны были деньги на приданое. Продажа нескольких вотчин и закладка части заводов в Заемном банке положения не спасают. И в этой ситуации Николай Никитич находит выход. Он женится на Елизавете Александровне Строгановой - дочери барона Александра Николаевича Строганова, владельца Таманского и Кыновского заводов и более полумиллиона десятин земли по р. Чусовой. Женитьба на Е.А.Строгановой позволила Н.Н.Демидову не только присоединить к демидовским капиталам часть строгановских богатств, но и войти в круг высшей столичной знати. Мать Елизаветы Александровны принадлежала к известной дворянской фамилии Загряжских, а ее дядя, граф Александр Сергеевич Строганов, не только владел Билимбаевским горным округом на Урале, но и был крупным государственным деятелем, близким Екатерине II и Павлу I.
Сначала супруги Демидовы живут в Москве и в Петербурге, но вскоре Николай Никитич выходит в отставку и в 1800 году едет в Европу, где знакомится с новейшими технологиями в горнометаллургическом производстве и успешно применяет их на своих заводах. Для использования технических достижений Запада он посылает десятки крепостных учиться за границу.
Стремясь найти более широкий сбыт железа, Николай Демидов завязывает торговые отношения с Англией и для этой цели приобретает в Италии корабль. В Таганроге же он строит собственную флотилию из пяти судов для плавания по Черному и Средиземному морям и неоднократно использует ее для оказания услуг правительству по перевозке казенных грузов между приморскими крепостями.
В Нижнем Тагиле он строит школу, больницу, приют, преобразует горнозаводскую школу в Выйское училище, где готовятся высококвалифицированные кадры для заводов, а в 1806 году создает художественную школу, наиболее одаренные ученики которой направлялись учиться в Москву, Петербург, во Францию и даже в Италию к самому Карлу Брюллову.
Счастливая
семейная жизнь супругов продолжалась
не более трех лет. Вскоре начались
трения, а после рождения сына Павла
Елизавета Александровна
Этим, однако, не исчерпываются патриотические поступки Николая Никитича. В огне московского пожара погибают коллекции, подаренные Демидовыми Московскому университету. Николай Никитич практически восстанавливает эту утрату, подарив университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей.
На
свои средства Николай Демидов строит
четыре чугунных моста в Петербурге
(Поцелуев, Красный, Семеновский, мост
на Обводном канале у Московской заставы)
и боевой фрегат на Черном море. Москве
он дарит свой «Слободской дворец»
(нынешний адрес его: ул. Радио, д.10) и
100 тысяч рублей для устройства в
нем дома трудолюбия, а несколько
раньше преподносит в дар
В марте 1813 года у Демидовых рождается сын Анатолий. В 1815 году после установления мира в Европе Николай Никитич едет в Париж, а затем из-за пошатнувшегося здоровья переезжает в Италию. Сначала он живет в Риме, затем в Пизе, в Баньи ди Лукка, а с 1824 по 1828 год во Флоренции, куда в связи с кончиной матери (Елизавета Александровна Строганова скончалась в Париже 28 марта 1818 года) переезжает и Анатолий. В предместье Флоренции Николай Никитич покупает у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступает к строительству виллы, которую впоследствии Анатолий Демидов достроит и превратит в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию.
От отца Николай Никитич унаследовал интерес к собирательству. Но у него уже не интерес, а настоящая страсть к коллекционированию произведений искусства. Он покупает картины, мебель, предметы декоративного искусства, бронзу, делает заказы крупнейшим европейским фирмам. Коллекция его растет и скоро она - одна из богатейших в мире.
По
его заказам работали Адамо Тадолини,
выполнивший мраморные бюсты
супругов Демидовых, малахитчик Франческо
Сибиллио, мозаист Станислав Морелли
- сын знаменитого Николо Морелли,
флорентийский ювелир Филиппьери и
особенно выдающийся французский бронзовщик
Пьер-Филипп Томир, с которым Н.Н.Демидов
поддерживал деловые и
Судя по реестру, составленному самим Николаем Никитичем в 1826 году, его коллекция включала в себя произведения скульптуры, обширное собрание декоративно-прикладного искусства, мебели, изделий из серебра, мрамора, малахита, бронзы и свыше 500 картин европейских художников с эпохи Возрождения до начала XIX века.
Есть сведения, что сыновьями Николая Никитича после его смерти все эти сокровища были привезены в Россию, но, к сожалению, их местонахождение неизвестно. Частью нашего национального достояния стала коллекция из 53 античных скульптур, купленных Н.Н.Демидовым при раскопках Римского форума. Эта коллекция была привезена в Россию Анатолием Николаевичем Демидовым и предложена Императору Николаю I для Эрмитажа.
Живя
во Флоренции, Николай Никитич, как
и России, не жалел денег на благотворительность.
«Самый щедрый в Италии благотворитель»
(так назвал Николая Демидова Стендаль),
будучи российским посланником при
дворе Великого герцога Тосканского,
строит там школу (она существует
и по сию пору носит имя Демидовых),
больницу, дом трудолюбия для престарелых
и детей-сирот. Он щедро помогал
во Флоренции всем нуждающимся и
по смерти своей, как писал М.Бутурлин,
«был оплакиваемым нищею братию той
части города, где жил». За эти
благодеяния благодарная
Информация о работе Роль Демидовых в политической и экономической жизни страны