Роль А. Меншикова в истории России после смерти Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2009 в 16:56, Не определен

Описание работы

После смерти Петра Великого, не оставившего завещания, начался период, именуемый историками период правления временщиков при котором путаница в передаче престола продолжалась в России долгое время. В течение тридцати восьми лет.

Файлы: 1 файл

Курсовая конечеая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

      Когда в январе 1725 года Петр Великий умер, не оставив завещания, Меншиков отблагодарил свою «давнюю подругу сердца», помог ей стать императрицей Екатериной I .

                          Император Петр II Алексеевич

                         

                         Плоды несчастного брака

      Будущий русский император Петр II не был плодом счастливой любви - более чуждых друг другу людей, чем его родители - царевич Алексей Петрович и германская принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская Шарлотта София, пожалуй, встречалось немного. Они были из разных миров: их свела в супружескую пару воля Петра I, желавшего породниться с королевскими и герцогскими родами Европы. Свадьба наследника русского престола, сыгранная в 1711 году в Торгау, должна была претворить эту давнюю династическую мечту царя9.

      Первый  ребенок, Наталья, родилась 12 июля 1714 года, второй же, Петр, появился на свет в  Петербурге 12 октября 1715 года. Спустя 10 дней Шарлотта София умерла. Смерть не казалась молодой женщине страшной: она исполнила свое предназначение - родила великому царю внука, а жизнь в чужой стране, с ненавистным человеком была для нее мучительной пыткой. В свой смертный час она сказала: «Умираю охотно». Летом 1718 года при невыясненных обстоятельствах в каземате Петропавловской крепости скончался приговоренный накануне судом к смерти царевич Алексей. Дети остались сиротами.

          Они росли, как трава на обочине, без ласки, тепла, внимания. Петр упорно не замечал внучат    детей ненавистного сына Алексея, не давал им образования и держал Петра и Наталью вдали от себя.

                         Дворцовый переворот 1725 года

      Когда 28 января 1725 года смерть пришла за великим  реформатором, он так и не решил  судьбу трона. И вот в этот момент будущий Петр II вошел, не ведая того сам, в русскую политику: противниками партии Екатерины, которую хотели возвести на престол Меншиков, Толстой и другие ближайшие сподвижники царя, оказались сторонники великого князя. Только тем, что он был на свете, девятилетний мальчик, прямой праправнук царя Михаила - основателя династии Романовых, внушал надежды всем Долгоруким, Еолицыным и другим родовитым дворянам, которых в бараний рог скрутил Петр Великий.

      Хотя 28 января победа благодаря гвардии  была на стороне Екатерины и Меншикова, само существование Петра - внука Петра, оказывало серьезное воздействие на политику правительства Екатерины I10. Особенно склонен был считаться с этим светлейший князь Меншиков - первый вельможа Екатерины и глава Верховного тайного совета. Внимание светлейшего к детям легко объяснимо - он доподлинно знал, что Екатерина смертельно больна, что замены ей нет и с ее смертью власть, несомненно, перейдет к внуку Петра Великого и его окружению из "московских бояр" и тогда ему, Меншикову, наступит конец.

      Он  решился на рискованную игру - упросил  Екатерину подписать завещание в пользу Петра Алексеевича, но с одним условием: тот непременно женится на дочери Меншикова - Марии. И этот план он решительно стал проводить в жизнь...

                                             Царевич Петр

     Петр  II Алексеевич — император, сын царевича Алексея Петровича от брака с принцессой Софией Шарлоттой Брауншвейг-Вольфенбюттельской, внук Петра I. Родился 12 октября 1715 в Санкт-Петербурге. Кратковременное царствование этого императора-ребенка оставило след благодаря ожесточенной борьбе придворных партий за влияние на него11. Своих родителей Петр II практически не знал, т. к. его отец умер в 1718, не выдержав пыток, которым его подвергли по приказу царя Петра, а мать скончалась вскоре после рождения сына, оставив его вместе со старшей сестрой Натальей на попечение няньки, некой немки Роо.

     Царевич был живым, сообразительным, не лишенным способностей, но одновременно упрямым и своенравным ребенком, нравом напоминавшим своего деда. Несмотря на некоторое сходство, царевич, в отличие от Петра I, не желал учиться. В 4 года к нему воспитателем назначили придворного пажа С. А. Маврина, а в 1723 учителем к нему был определен венгр И. А. Зейкин (Секани). Чтению и письму Петр II обучал танцмейстер Норман, который рассказывал царевичу больше о морях и кораблях, т. к. ранее служил во флоте. Таким образом, никакого систематического и глубокого образования Петр не получил. После смерти в 1719 сына Петра I от 2-го брака — царевича Петра Петровича — различные политические силы, как в России, так и за ее пределами стали рассматривать царевича Алексея Петровича в качестве возможного претендента на российский престол.

      В 1727 светлый князь А. Д. Меншикову  удалось убедить императрицу  Екатерину I подписать завещание в пользу Петра, где также оговаривалось,

что царевич  должен жениться на дочери Меншикова Марии12. 7 мая 1727, после смерти Екатерины I, он оказался на престоле в возрасте 11,5 лет. По завещанию Екатерины над юным государем до достижения им 16-летнего возраста было учреждено регентство, которое должны были осуществлять ее дочери Анна и Елизавета Петровны, герцог Карл-Фридрих Голыптейн-Готторпский, муж Анны, а также члены Верховного Тайного совета: Меншиков, генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, государственный канцлер Г. И. Головкин, вице-канцлер граф А. И. Остерман, князья Д. М. Голицын и В. Л. Долгорукий.

          По словам К. Манштейна, это регентство только однажды собралось в полном составе:  в день кончины императрицы Екатерины. Его заседание ограничилось утверждением духовного завещания, которое уже спустя 2 часа было нарушено: завещание определяло принятие решений большинством голосов, но Меншиков хотел всем управлять один, распоряжаться по своему усмотрению, предоставляя другим лишь повиноваться его приказаниям. Главной его целью была женитьба Петра II на его дочери13. Чтобы достичь цели, нужно было глаз не спускать с императора. Поселив Петра II в своем дворце, Меншиков проводил с ним большую часть своего времени: они вместе садились за обеденный стол, часто с юным государем навещал своих детей, чего раньше с ним не случалось.

      После похорон Екатерины (16 мая 1727) развлечения  для императора стали разнообразнее. Меншиков возил его то на Конюшенный двор для осмотра лошадей, то на Галерный двор, где производили спуск судов, совершал развлекательные поездки  по городу. В результате этих усилий Меншикову еще до 40 дней со дня смерти императрицы, удалось устроить помолвку своей дочери Марии с Петром.

      23 мая 12-летний император прибыл  к Меншикову официально просить руки его 16-летней дочери. Помолвку совершил в торжественной обстановке первенствующий член Святейшего Синода Феофан Прокопович. После молебна в присутствии членов Верховного тайного совета, Сената и Синода, а также генералитета и иностранных послов играла музыка, били в литавры, поздравляли помолвленных и будущего тестя14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                 Карманный император 

                 Юный Государь Петр II совсем не походил на своего Великого Августейшего деда. Был он грациозен, нежен душой и очень напоминал свою покойную мать красотой лица и большими выразительными глазами. На всех производил   юный   Император   приятное   впечатление   приветливостью   и великодушием. Однако он был ленив, серьезных занятий не терпел и проводил время в основном в играх, гуляниях и охоте. В то же время был он чрезвычайно своенравен и капризен.

      В начале юный император полностью  подчинился влиянию князя Меншикова, который перевез его в свой дворец и назначил к нему воспитателем Остермана. Регент-правитель относился  к Петру с чрезвычайной строгостью, настаивал на постоянных учебных занятиях. Он на каждом шагу давал ему чувствовать всю тяжесть своей опеки и старался удалить от императора его сестру Наталью Алексеевну и тетку Елизавету Петровну, которых мальчик очень любил.

      Меншиков  всеми средствами стремился к  достижению своих честолюбивых замыслов. Он сосредоточил в своих руках всю полноту власти. 12 мая 1727 года Петр II объявил о присвоении Меншикову генералиссимуса.15

        Главной его целью была женитьба  Петра II на его дочери. Чтобы достичь этой цели, нужно было глаз не спускать с императора. Меншиков проводил с Петром II большую часть своего времени: они вместе садились за обеденный стол, часто с юным императором навещал своих детей, чего раньше с ним не случалось. После похорон Екатерины развлечения императора стали разнообразнее. Меншиков возил его то на Конюшенный двор для осмотра лошадей, то на Галерный двор, где производили спуск судов, совершал развлекательные поездки по городу. В результате этих усилий Меншикову еще до 40 дней со дня смерти Екатерины удалось устроить помолвку своей дочери Марии с Петром II. 23 мая 12-летний император прибыл к Меншикову официально просить руку его 16-летней дочери. Помолвку совершил в торжественной обстановке первенствующий член Святейшего Синода Феофан Прокопович. первое время малолетний Император полностью подчинился его влиянию. Император ласково называл его "батюшкой" и доверчиво подписывал все, что ни подавал нареченный тесть. Вся полнота государственной власти была в руках честолюбивого Князя.

      Однако  Петр II быстро охладел к своему опекуну. Полное подчинение Меншикову очень раздражало самолюбивого императора. Он любил погулять, страстно увлекался охотой, но каждый раз должен был получать разрешение у светлейшего князя. Меншиков же часто отказывал ему в этом.

      За  потребительскими делами Александр  Данилович упустил один пустяк, - забыл заниматься воспитанием будущего зятя. Он только требовал у Петра полной отчетности в намерениях и желаниях, заставлял учиться, не пускал на охоту, и стал неприятен императору. Зато Петины детские прихоти вполне удовлетворялись бароном Андреем Ивановичем Остерманом и хорошенькой 17-летней тетей Елизаветой Петровной. Нечаянно императору стало известно, что милейший Андрей Иванович подавал императрице Екатерине проект о женитьбе Петра на Елизавете, этим примирялись все партии, но задвигался Меншиков. Теперь, поглядывая на румяную и улыбчивую Лизу, Петр горько вздыхал о своей несчастной судьбе, затравленно вздрагивал при упоминании "скучной и противной Меншиковой".

     Тем временем Долгорукий старался устроить брак императора уже со своей сестрой, и это отчасти ему удалось. Княжна Екатерина Алексеевна, по словам К. Манштейна, «не будучи совершенной  красавицей, была все же очень хорошей  девушкой... Сверх того, она не была лишена ни ума, ни образования»16. Государь часто ездил в имения своего любимца на охоту, там ему и представили Екатерину, в которую Петр II влюбился после первого же знакомства и сразу решил жениться.

      Детский роман с Елизаветой приобрел опасные очертания. Елизавета вдруг наотрез отказывается от сватовства прославленного Прусского дома и получения Курляндии   в   приданое.    Опытные   царедворцы   ждут   немедленного   и неотвратимого выпада светлейшего, но выпада нет. Князь болен, харкает кровью, пишет наставительное завещание юному императору о судьбе "недостроенной машины" - Российской Империи.

         Роковую роль в резком охлаждении Императора к "тестю" сыграла опасная болезнь покровителя, во время которой Государь Петр II почувствовал себя совершенно свободным и независимым. У него появились новые учителя и друзья, не любившие Меншикова и настроенные решительно против его всевластия. Вероятно, в эти дни Государь много узнал о дурных деяниях Меншикова, а также почувствовал силу Самодержавной власти и ненужность опеки над собой17.

      После выздоровления Меншикова отрок-Император  дал понять ему, что время его  покровительства прошло. Впрочем, упоенный властью Меншиков часто сам провоцировал гнев Государя, позволяя по отношению к нему бестактные поступки.

      К тому же Меншикова подводит базовый  инстинкт, - он нечаянно ворует прямо  в дворцовом коридоре 9000 рублей, подаренных Петру цехом каменщиков. Петр устраивает скандал, начинает ощущать  себя главной персоной, дерзит, ходит  гордо. Говорить о свадьбе императора с Меншиковой при дворе становится дурным тоном. Свадьбу не отменяют, Петр просто "не намерен жениться ранее 25 лет". Он забирает свои вещи из дома Меншикова для украшения своего нового дворца, избегает встреч с диктатором. Зреет заговор. Детский двор Петра, эти несовершеннолетние сестры и тетки оказываются хитрыми бестиями, они четко ведут дело к изгнанию и разорению обер-вора.

      Петр  предупредил гвардию и Верховный  Тайный Совет, что впредь они должны подчиняться только его личным указаниям. Император запретил допускать во дворец самого Меншикова и членов его семьи. Так, в одночасье закатилась звезда Светлейшего Князя. Ему "вспомнили" и его участие в деле несчастного Царевича Алексея, и жестокие меры по охране Августейшей бабушки Императора, Царицы Евдокии Лопухиной (1669-1731), и многое другое. И хотя не все обвинения были подтверждены, А. Д. Меншикову приписали государственную измену.

  В сентябре Меншиков со своим семейством отправился в любимый им Ораниенбаум, где устроил пышное празднество. И здесь он совершил роковую ошибку: во время обряда освящения храма занял царское место. Об этом, конечно, доложили Петру.

  Грубым  промахом временщика тотчас воспользовалась  оппозиция18. Ранним утром 8 сентября 1727 года к президенту Военной коллегии, генералиссимусу, светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, нареченному тестю императора, явился генерал Салтыков и вручил ему царский указ о домашнем аресте. Стража тут же окружила дворец опального вельможи. Падение было таким внезапным, что князь растерялся. Более того, во время чтения рескрипта Меншикову стало дурно, и лекарь, боясь апоплексического удара, пустил ему кровь. В этот серый осенний день завершилась головокружительная карьера бывшего любимца Петра Великого.

  После чтения указа императора жена и дети Меншикова бросились к Петру II умолять о прощении, но их к нему не допустили. Письма светлейшего к императору возвращались нераспечатанными.

  Верховный Тайный Совет принял ряд срочных  мер, направленных на свержение всесильного временщика (кстати, наказание осуществлялось без обвинения и суда, это «верховники» сделают позже). Указом императора от 9 сентября Меншиков был лишен чинов, орденов, должностей и ссылался в свое имение Раненбург в Рязанской губернии. 
 
 

Информация о работе Роль А. Меншикова в истории России после смерти Петра