Реформы Горбачева в СССР и Дэн Сяопина в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, доклад

Описание работы

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?

Содержание работы

Введение…………………………………………… ………………….3
Реформы М.С Горбачева…………………………. ………………...5 Начало экономических и политических реформ…………………… 5 Реформы политической системы СССР……………………………...6 Экономическая реформа………………………………………………6
Антиалкогольная реформа………………………………………7 Кадровые реформы в правительстве…………………………….......8 Общественные и социальные реформы……………………………..8 Реформы во внешней политике………………………………………8
Культура СССР в период перестройки………………………………8 Итоги “Горбачевской эпохи”………………………………………...9
Реформы Дэна Сяопина……………………………………………10
Начало реформ, направления и результаты……………………….10
Реализация Реформ. Реформа финансовой системы……………..13
Реформа системы управления промышленностью……………….15
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне………….19
5 причин……………………………………………………...............22
Cписок использованной литературы ……………………………….25

Файлы: 1 файл

Доклад реформа горбачева и дэна сяопина.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

      Эксперименты  по свободному использованию собственных  фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения  доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее составляющими  стали в том числе:

      1) Переход 5 процентов фонда заработной  платы в собственные фонды  предприятия после выполнения  им Госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и  договорным обязательствам;

      2) В разных отраслях были установлены  отчисления от прибыли 5, 10 и  15 процентов. Свободное использование  формируемых из этих отчислений  фондов предоставлялось предприятию  в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд  и премиальных выплат;

      3) Эксперимент, включающий в себя  множество других частных опытов, по делению прибыли:

      а) Дифференцированное отчисление от прибыли  в Госбюджет;

      б) Деление сверхплановой прибыли;

      в) Деление всей прибыли;

      г) Фиксированный объем отчисления прибылей;

      д) Прогрессивный объем отчислений прибыли;

      е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.

      Однако, можно казать, что несмотря на то, что все эти эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и использование налогов на предприятия.

      Первый  этап налогообложения не претерпел  никаких законодательных изменений  и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд.

      Второй  этап налогообложения заключался в  разделении торгово-промышленного  налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый  налоги. В рамках этого же этапа  были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами.

      Создание  производственных компаний дало сильный  толчок расширению кооперации между  предприятиями.

      За  период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР  принял целый комплекс мер, общее  назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального  промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных  предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных  связей. Как и из сельского хозяйства, к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели.  

3. Реформа хозяйственной системы в китайской деревне 

Реформа хозяйственной системы в китайской  деревне была объявлена самой  первой, началась и закончилась, в  целом, раньше других, создала предпосылки  для начала и определения направлений  реформ в других сферах социально-экономической  структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ.

      На  практике система китайской деревни  имеет два типа подряда и большое, постоянно увеличивающееся число  организационных производственных единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой тип  подряда.[1, cтр. 200]

      1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой  форму хозяйствования, при котором  двор-подрядчик (семья – низший "разряд" производителя) заключает  с производственной бригадой (основной  хозрасчетной единицей, выполняющей  также роль посредника во взаиморасчетах  между государством и единоличным  сельхоз производителем) договор  на выполнение конкретного производственного  задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п.; в скотоводстве, соответственно – корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора.

      2) Полный подворный подряд. При  этой форме системы производственной  ответственности в китайской  деревне двор-участник также выступает  в качестве подрядной единицы.  Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, которая полностью остается в распоряжении семьи.

      В целом же, об этой системе можно  сказать, что тот факт, что она  была встречена с крестьянами  с еще большей заинтересованностью, можно, по-моему, объяснить еще более  четкой ответственностью, еще более  очевидной выгодой, а также значительной перспективностью в свете все  большей либерализации китайского социалистического товарного производства.

      Важную  роль играет и тот факт, что правительство  КНР постепенно все больше переходит  от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.

      Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном производстве от подряда на объем  производства к полному подворному подряду шло параллельно с  расширением первоначально довольно узких границ применения системы  семейной производственной ответственности  в деревне. Начиналось все с заключения договоров на объем производства на уровне крупных сельских производственных объединений. Уже потом практика на местах подсказала, что для повышения  эффективности производства следует  не ограничиваться мерами по повышению  коллективной заинтересованности, а  доводить подряд на объем производства на уровень отдельных дворов-производителей.

      С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и  продолжают создаваться до сих пор  специализированные дворы, занятые  товарным производством, а также  целые специализированные деревни  и небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы  и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений  в китайском сельском хозяйстве. Специализированные дворы и объединения создавались на базе наиболее эффективных хозяйств, отчасти как с экономической целью – проверки новых форм производственных отношений на селе в условиях, приближенных к так называемым в экономической науке "идеальным",– так, с другой стороны, и здесь не обошлось без привычной практики создания "маяков" в аграрном национальном комплексе, пример которых должен был стать и стал катализатором развертывания системы производственной ответственности в китайской деревне. А после середины 80-х годов дальнейший процесс их создания обуславливается, в основном, только высокой хозяйственной эффективностью.

      Факторами высокой экономической эффективности  этих специализированных объединений  являлись полномасштабное использование  распыленных финансовых средств, средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда с целью повышения его производительности. Именно значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная этим специализированным сельхоз производителям создала предпосылки для создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской деревне, о котором мы уже говорили. Создавались эти объединения в рамках, под эгидой и по инициативе специализированных производственных структур. Именно им обязаны своим появлением, как объединения крестьян между собой, так и объединения крестьян, коллективных хозяйств и государственных предприятий.

      Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм сельскохозяйственных объединений  заняло бы слишком много времени, более рациональным будет назвать  принципы по которым они создавались:

      1) Объединения по территориальному  признаку и объединения межрайонного  типа.

      2) Объединения на основе сложения

      а) труда;

      б) денежных средств;

      в) материальных ресурсов;

      г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в.

      3) Объединения по стадиям производственного  процесса или объединения на  до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.)

      4) Специализированные и комплексные  объединения.

      5) Объединения с распределением  доходов членов на основе

      а) трудового вклада;

      б) по паевому принципу;

      в) по смешанному принципу.

      Вне зависимости от типа объединения, все  они обязаны соблюдать принцип  добровольного участия членов, подчиняться  центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас – хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение  доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.

      Вообще, говоря, об этой аграрной реформе и  о китайской экономической реформе  в целом, у меня упорно вертится в  голове мысль, что они ведутся  на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока что компенсируется официальным курсом на строительство социализма "с китайской спецификой".

5 ПРИЧИН.

5 Причин. С тех  пор как Михаил Горбачев 25 лет   тому назад стал генеральным  секретарем, мир не устает сравнивать  успешные экономические реформы  Китая, начатые в конце 1978 года  под руководством Дэн Сяопина  (Deng Xiaoping), с неудачными реформами Советского Союза, а затем и России в области коренной экономической перестройки. Общепринятая точка зрения такова, что Москва почему-то пошла в реформах по неверному пути, и что если бы она скопировала китайскую модель, все было бы намного лучше. Однако это чрезмерно упрощенный анализ. Две страны слишком сильно отличаются друг от друга, чтобы Россия как по шаблону копировала китайскую программу реформ. 

Во-первых, задумайтесь  над внутренней ситуацией в каждой из стран. Китай был в состоянии  хаоса после своей "великой  культурной революции", длившейся  с 1966 по 1976 год. К 1978-му году подавляющее  большинство руководителей и  граждан Китая поняли необходимость  проведения фундаментальных реформ. Ситуация там существенно отличалась от советской в 1985 году. Большинство советских людей считало тогда свою страну сверхдержавой с неплохо функционирующей экономикой, с социальной стабильностью и порядком – особенно в сравнении с годами застоя при Леониде Брежневе и с широко распространенными бедностью и голодом в Китае накануне начатых Дэн Сяопином экономических реформ.  

Во-вторых,  государственный  аппарат двух стран существенно  отличался один от другого. Авторитет, власть и единство китайского руководства  были серьезно подорваны в результате культурной революции, и поэтому  наиболее консервативные члены руководства  были не в состоянии оказать организованное сопротивление тем, кто призывал к проведению коренных реформ. Всем было ясно, что необходимо сделать  нечто радикальное, дабы возродить  страну. В отличие от Китая, против горбачевских реформ активно выступали  консервативные члены Политбюро  и высшее военное руководство.  

В-третьих, в  этих странах движение реформ возглавляли  слишком разные люди. Китайские реформы  проводил очень опытный бывший революционный  деятель Дэн Сяопин. Он обладал  огромным авторитетом и мог осуществлять смелые шаги навстречу реформам. В  Советском Союзе бремя реформ нес на своих плечах менее опытный  партийный функционер из провинции, который мог экспериментировать лишь в очень узких рамках политики и экономики, которые определяла ему старая гвардия.  

Информация о работе Реформы Горбачева в СССР и Дэн Сяопина в Китае