Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 14:11, курсовая работа
Тульская историография за всю историю её развития насчитывает пять обобщающих научных исследований монографического характера, посвящённых истории Тульского края и его центра города Тулы с древнейших времён: И.А.Афремов «Историческое обозрение Тульской губернии» (М.,1850); И.П.Сахаров «Достопамятности города Тулы и его губернии» // Труды Тульской губернской учёной архивной комиссии. Книга1. (Тула, 1915); профессор А.П.Рудаков «Очерки из истории города Тулы и Тульского края» (Тула, 1923); профессор В.Н. Ашурков «Страницы Тульской старины. Очерки по истории города Тулы 1146-1917» (Тула, 1988).
Введение
1. Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке.
2. Тула конца 17 века как один из крупнейших индустриальных центров России
2.1. Становление металлургической промышленности
2.2. Городищенские заводы в первое десятилетие их существования
2.3. Деятельность Марселиса и Акемы.
3.3. Цветная металлургия
3.4. Тульский завод Демидовых
Заключение
Список использованной литературы
2.3. Деятельность Марселиса и Акемы.
Металлургические
мануфактуры тульско-каширской
Получив 1 сентября 1648 г. в свое ведение Городищенские заводы, Марселис и Акема реконструировали их, а в 1652 или 1653 г. построили новый крупный металлургический комплекс: Каширские заводы на реке Скниге (на территории упомянутой Соломенской волости). Заводов было четыре, по ближайшим населенным пунктам они назывались Ведменским (верхний), Соломыковским, Ченцовским и Елкинским. Домен на них не было - заводы перерабатывали чугун, выплавленный на Тулице.
В феврале 1656 г. Марселис и Акема "откупили" (взяли на оброк) на 15 лет у боярина И.Д. Милославского железный (доменный и молотовый) Поротовский завод в Оболенском уезде на р.Поротве (Протве), по утверждению Акемы, в то время уже "ветхий". А в 1658/59 г. за ними по царскому указу стал числился еще и железный завод в Малоярославецком уезде на р.Угодке. Тогда же к новым заводам "для работы" им была дана Вышегородцкая волость "со крестьяны".
В 1661/62 г. принадлежавшая Марселису половина заводского хозяйства "за его Петрову вину" по царскому указу была у него отобрана. Владельцем другой половины продолжал оставаться Акема. На Тулице, как и на Скниге, находилось в это время по четыре завода, причем два из Городищенских уже несколько лет не работали. В 1663 г. предприятия управлялись совместно Акемой и казной. Расходы (в основном на выплату жалования) выдавались из средств Оружейной палаты.
В мае 1663 г. Акема обратился с просьбой разделить заводы, отдав ему Тульские и Каширские с доплатой (с его стороны) 5 тыс. рублей. С целью "розыскать и розсмотреть, как бы великому государю было прибыльнее" предприятия посетил сопровождаемый Акемой правительственный чиновник. По результатам освидетельствования решено было отдать Акеме не просимые им, а Поротовский и Угодский заводы. Решение закрепила жалованная грамота, выданная ему с двумя компаньонами в декабре 1665 г. Государственный контроль за переданной ему группой заводов был возложен сначала на Оружейную палату, потом - на Пушкарский приказ.
Тем временем Марселис подал челобитную, в которой, напоминая о своих заслугах перед русским правительством (в частности, о "промысле к миру с королевством Польским в тайных делах"), просил вернуть ему конфискованные заводы. В мае 1667 г. его просьба была удовлетворена, решение через год закрепила жалованная грамота.
По прошествии бурных для заводовладельцев 60-х гг. Марселис, Акема и их наследники продолжили строительство заводов.
Марселис успел еще пустить Алексинский (Вепрейский) завод, первая плавка на котором была проведена 1 июня 1671 г. В июле 1672 г. он умер. В 1674 г. его сыновья договорились о разделе унаследованного имущества, находившегося до того в совместном владении. По раздельной записи заводы отошли к Петру Петровичу Марселису (старшему). Но уже в июле следующего 1675 г. он, находясь "при своей крайней болезни", составил духовную грамоту, в которой принадлежавшие ему железные и медные заводы завещал малолетнему сыну Христиану, приказчиком к которому назначил другого известного мануфактуриста-иностранца А.И. Бутенанта фон Розенбуша. Х.П. Марселис умер в 1690 г. молодым, наследника не оставив. Лишившиеся хозяина заводы отошли в казну и вскоре были "отказаны" (переданы в собственность) дяде Петра 1 боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. В составленных при этом "отказных книгах" сохранилось наиболее подробное из описаний Тульских, Каширских и Алексинского железных заводов.
Мы не останавливаемся на истории заводов Акемы (ум. в 1676 г.), перешедших со временем в род Меллеров, поскольку они находились за пределами современной Тульской области. Отметим лишь, что в 1680 г. Меллер, управлявший заводами вместо малолетнего Ивана Акемы, построил еще один завод - Истенский молотовый в Боровском уезде.
3.3. Цветная металлургия
Горнякам и металлургам 16-17 вв. на территории Тульского края был известен единственный вид рудного сырья, определивший развитие в данном районе металлургии железа и железных сплавов.
Известно лишь об одной за все 17 столетие попытке для этой территории освоить выплавку цветных металлов. Она связана с поисками месторождений серебряных руд, предпринимавшимися в этот период во многих районах России. В первой половине 1660-х гг. искались такие руды и в Тульском уезде. Вероятно, результаты разведок сочли достаточно обнадеживающими. Во всяком случае, не позднее 1661 г. предпринимаются действия по организации в районе Тулы казенного предприятия по их переработке.
Сереброплавильный завод был создан на базе остановившегося за несколько лет до этого 3-го Городищенского доменного завода. К концу 1662 г. здесь уже имелись 4 печи "к плавильному делу серебряной руды", находившиеся в бывшем пушечном амбаре. В другом амбаре (гранатном) и двух избах жили солдаты, присланные для обслуживания завода "по наряду из приказу ... Тайных Дел".
Каких-либо
сведений о том, что на заводе велись
плавки, а также о его дальнейшей
судьбе не имеется.
3.4. Тульский завод Демидовых
История тульского звена промышленного хозяйства Демидовых, в первую очередь их первого, Тульского, металлургического завода, принадлежит к числу исторических сюжетов, в которых с особенной наглядностью и четкостью выразились некоторые весьма важные черты и тенденции развития хозяйства и технической культуры России на соответствующем этапе ее развития.
Особое место Тульского завода обусловлено уже временем его основания и строительства (1694-1695 гг.), с которым (временем) связаны процессы, определяющие по отношению к истории отечественной металлургической промышленности переходный характер данного периода. Строительство завода относится к его середине. Оно отчетливо отражает одно из важнейших направлений трансформации государственной экономической политики в сфере металлопромышленности.
Основанный в переходный период Тульский завод Демидовых и возникшее на его базе хозяйство во многих отношениях выполняли роль передаточного звена, «связки» между двумя периодами индустриальной истории России. Эта роль реализовалась в нескольких планах.
Завод
явился техническим посредником
между первыми доменными
Тульские
оружейники (из среды которых вышел
Н.Д.Демидов) в XVII в. широко привлекались
для работы на мануфактурах региона
(Городищенских и Каширских
С другой стороны, с минимальным привлечением иностранных специалистов строились и заводы Урала, в частности – демидовские. Часть русских мастеров прибыла на них непосредственно из Тулы, но и те, которые направлялись с других заводов, несли на Урал переработанный тульский опыт, во всяком случае, в той мере, в какой их профессиональные знания восходили к мастерам заводов Тульско-Каширской группы или к ученикам этих мастеров.
Если Тульский завод Демидовых в техническом отношении вырос в определяющей степени из доменной мануфактуры Тульско-Каширского района, то сам Демидов – порождение крестьянской и городской «ручной» металлургии и металлообработки этого региона и, прежде всего, металлоиндустрии Тульской оружейной слободы с ее (слободы), с одной стороны, богатейшими техническими традициями, с другой – достаточно развитой предпринимательской практикой. Последняя развивалась не только в сфере мелкого товарного производства, но и в посреднической торговле, что позволяло сохранять и умножать обращавшийся в торговле капитал. Из слободы, посада, из уездных крестьян черпались основные рабочие кадры Тульского завода Демидовых. Представители тех же городских сословий составляли костяк управленческого аппарата завода, причем некоторые из приказчиков состояли еще и в родственных отношениях с хозяевами. Те, в свою очередь, на данном этапе истории рода, несмотря на довольно раннее одворянивание, сохраняли тесные контакты со средой, из которой вышли.
Органично связанный с традициями металлопромышленности Тульского региона, во многом обязанный ей своим возникновением, демидовский завод и сам оказал значительное влияние на развитие металлопроизводства и металлообработки в Туле, закрепив за ней складывавшуюся на протяжении XVII в. специализацию в промышленном хозяйстве страны. Будучи первой в Туле вододействующей мануфактурой, он оказал воздействие (в том числе и техническое) на становление и развитие построенного здесь позднее казенного Тульского оружейного завода, сыграв и в этом случае роль связующего звена между ранними мануфактурами района и мануфактурой петровского времени.
Вместе
с тем, Демидовы и их Тульский завод
явились образцом для подражания,
своего рода живым эталоном, определившим
массовое обращение тулян к
Демидовский
завод сыграл и градообразующую
роль, оставив заметный след в истории
планировки и застройки города: длительное
время заводской архитектурно-
С Тульским заводом Демидовых связан один из ранее не оцененных в историографии этапов развития промышленного потенциала Тульского региона и закрепления его специализации в масштабе страны на оборонных отраслях производства. По нашему мнению, фактический материал позволяет предложить следующую периодизацию развития военной промышленности в Тульском регионе.
Первый этап (90-е гг. XVI в. – начало 30-х гг. XVII в.) – создание и первоначальное развитие казенной Тульской оружейной слободы, закрепление ее связей с крестьянской металлургией района. На этом этапе, на фоне осознания соответствующей потребности, были выявлены возможности хозяйственной специализации региона в указанном направлении.
На втором этапе (середина 30-х – середина 90-х гг. XVII в.), с одной стороны, продолжается развитие казенной металлообрабатывающей промышленности, сконцентрированной в городской оружейной слободе, с другой – в Тульском и ближайших к нему уездах идет строительство первых доменных металлургических вододействующих заводов, на некоторых из которых существовало еще и оружейное производство. Это период ранней металлургической мануфактуры. Ее появление имело двоякое значение: во-первых, она образовала новое звено в системе оборонной промышленности края, ориентированное на новый для него вид продукции (артиллерию и боеприпасы), во-вторых, продемонстрировала принципиальную возможность технического перевооружения производства холодного и огнестрельного оружия – перевода его на новую технико-технологическую основу за счет модернизации энергетической базы и использования станочного оборудования с водяным приводом.
Третий
этап (середина 90-х гг. XVII в. – середина
1700-х гг.), начинающийся строительством
в Туле демидовского металлургического
завода, оказался непродолжительным. Сам
факт строительства этого частного завода,
помимо прочего, продемонстрировал эволюцию
государственного подхода к развитию
сферы оборонного производства. Подобно
старым заводам Тульско-Каширской группы
он создавался и функционировал как предприятие,
с самого начала включенное в систему
предприятий оборонного комплекса страны:
курировался в артиллерийском или адмиралтейском
ведомствах, поставлял для удовлетворения
их нужд металл по обязательному госзаказу,
снабжал им оружейное производство. Одновременно
уже в этот период он выступал одним из
важнейших источников технических кадров
для Уральского региона, именно в это время
испытавшего сильный толчок в направлении
ускоренного промышленного развития.