Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2010 в 20:41, Не определен
Данный реферат посвящен изучению жизни и деятельности купеческого сословия в городе Сарапуле
Исследование показало, что купеческое сословие в Сарапуле формировалось преимущественно за счет местного населения. Если в конце XVIII – первой половине XIX в. социальную среду его формирования в подавляющем большинстве составляли крестьяне, то в пореформенный период – мещане. Крестьяне и особенно сельские обыватели вносили совершенно незначительную долю в этот процесс. При этом нужно подчеркнуть, что вплоть до 1917 г. присутствовали и горизонтальные источники пополнения рядов сословия за счет ежегодного подтверждения гильдейства и выделения семейных капиталов. Сословие мещан, занятое мелкой торгово-промышленной деятельностью и в сфере услуг, не было так сковано корпоративными рамками и имело более благодатную почву для различных видов предпринимательства, чем крестьяне. Именно переход из сословия в сословие: мещанин – купец – мещанин (иногда снова купец), создавали тот активный процесс cоциально-сословной диффузии, который был не виден за констатацией общих показателей состояния купеческого сословия. При конкретном исследовании посемейных списков выяснилось, что в пореформенный период основными факторами, воздействовавшими как на число гильдейских свидетельств, так и на общее количество лиц, составлявших купеческое сословие, являлись переход из мещан в гильдейство или наоборот, невозобновление купеческого свидетельства «по случаю увольнения из купеческого сословия» и переход в сословие мещан. Наибольшую активность перечисленные факторы проявили в 60 и 90-е гг. XIX в. Следует учесть, что если в конце XIX в., по утверждению исследователей, в предпринимательской среде крупных центральных городов заметно снизился интерес к купеческому сословию, как возможному варианту повышения общественного статуса и пути обогащения, а в предвоенный период проявлялись явные признаки социально-демографической стагнации, то в уездных городах края в 90-е гг. городское население проявляло самую высокую активность (32,8 %) в получении гильдейства. (Лигенко Н. П. Торгово-предпринимательская деятельность купечества Удмуртии (60–90-е гг. XIX в.) // Очерки истории Удмуртии XIX в. / Отв. ред. Н. П. Лигенко. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1996. С. 220–260.)
Сарапульские купцы – одна из многочисленных, раннего происхождения групп, представлявших традиционное купечество Прикамья, среди которых просматриваются устойчивые династии: Бодалевы, Пешехоновы, Смагины, Курбатовы, Дедюхины, Зылевы, Барановы, Корешевы, Лушниковы, Корелины, Башенины, Вольф ,Полстоваловы и др.
Купец, будучи во всем основательным человеком, серьезно относился к созданию семьи, своего очага. Для купеческого семейства строились большие, удобные для жизни дома, с учетом профессиональной деятельности. Семьи купцов в основном были большими, многопоколенными, состояли от 5 до 30 человек. Под одной крышей
проживали отцы, деды, внуки, т. е. три поколения семьи. В семьях купцов имелось от 5 до 13 детей. Возраст глав семейств был самым различным: от 23 до 67 лет. Доля купцов, находящихся в самом активном возрасте от 40 до 50 лет, была наивысшей (33,4 %), высоким был процент (23,5 %) участия в деле мужчин зрелого возраста от 50 до 60 лет. Наименьшим было число мужчин молодого возраста до 30 лет, выступавших в качестве самостоятельных предпринимателей (11,8 %) и свыше 60 лет (13,7 %) Таким образом, 74,5 % купцов, активно занимавшихся предпринимательской деятельностью, были в возрасте от 30 до 60 лет.
Жены купцов в основном – потомственные купчихи, реже – из мещанской среды, довольно редко – из крестьянской. Купеческие жены имели возраст от 18 до 65 лет, средний возраст составлял 40 лет. Жены были значительно моложе своих мужей. Большой удельный вес составляли молодые женщины в цветущем возрасте от 18 до 40 лет (59,2 %), тогда как самая высокая возрастная планка мужей достигала 40 – 70 лет. Если возрастная группа мужей от 50 до 60 лет была наиболее высокой, то среди женщин – наименьшей (8,2 %). Таким образом, средняя продолжительность жизни женщин была ниже. Многие купцы находились уже не в первом браке. Довольно высокой была смертность женщин во время родов.
Купеческие жены внесли свой определенный вклад в формирование культуры в городах и заводских поселках. Купчихи на 66 % были местного происхождения, 34 % составляли иногородние женщины, привезенные купцами из различных регионов Российской империи: Уфимской, Пермской, Екатеринбургской, Каменск-Подольской, Рязанской, Симбирской, Тамбовской губерний. Данные переписных листов свидетельствуют о том, что национальность и вероисповедание мужей и жен, как правило, идентичны. В Сарапуле подавляющее большинство купеческих пар были русскими, православными, четыре супружеские пары – старообрядцами; две пары, как зафиксировано в источнике, «татарами-магометанами и мусульманами по вере». Одна супружеская пара евреи – иудеи. Нельзя не отметить, что жены купцов, урожденные сарапульчанки, были все грамотными. Образование получили в самых различных учебных заведениях: многие закончили женскую гимназию, обучались в земской и народной школах, городском училище, Елизаветинском институте в Москве. Нередко в купеческих семьях предпочитали домашнее обучение и воспитание. Четыре купеческие жены отмечены как неграмотные. Из них 2 купчихи русские, в возрасте: 68 и 50 лет, и 2 молодые татарки 24 и 30 лет. Основная масса купеческих жен, находясь «при муже», занималась семьей, в какой-то мере вникая в дела мужа, иногда, помогая мужу, брали на себя часть его забот, вели домашнее хозяйство. Овдовев, жены полностью заменяли мужей, продолжая предпринимательскую деятельность, вели хозяйство и воспитывали детей, готовили сыновей себе на замену. В 8 случаях, будучи уже в престарелом возрасте, вдовы (50, 62, 74, 77, 85 лет) жили «при сыне» и «средствами сына». Таким образом жены купцов вели активный образ жизни: ведя домашнее хозяйство, воспитывали детей, активно участвовали в благотворительных акциях, массовых зрелищных мероприятиях, нередко занимались предпринимательством.
Дети купцов материалами переписи зафиксированы не в полном составе: учету подлежали дети, жившие на момент переписи с родителями. Вне поля зрения остались выданные замуж дочери, а также выделившиеся взрослые сыновья. На 50 купеческих семей г. Сарапула приходилось 157 детей, в среднем на одну семью по 3,1 человека. Наблюдалась контрастность в детности семей. В зрелых семьях, как правило, было 5–7 детей, живших еще при родителях. Местом их рождения, приписки и пребывания был г. Сарапул. У части семей, приехавших в Сарапул в 80–90-е гг., старшие дети родились на родине родителей – в Пермской, Рязанской, Уфимской губерниях, а младшие – в г. Сарапуле. Национальность и вероисповедание было идентичным родительскому, т. е. православное и староверческое у русских, мусульманское – у татар, иудейское – у евреев. С конца 70-х, в 80-е и 90-е гг. в семьях сарапульских купцов уделялось серьезное внимание обучению детей, в том числе и девочек. Дети купцов, кроме двух татарских семей, обучались в различных учебных заведениях: гимназиях, уездном, реальном, церковно-приходском, духовном училищах. Дошкольников обучали дома. В татарских семьях, в одной – трое, в другой – четверо детей были неграмотными, лишь одна, 12-летняя девочка, обучалась грамоте в домашних условиях. Одна старообрядческая семья также давала детям домашнее образование, другая – обучала своих детей в церковно-приходском и уездном училищах. Молодому поколению давали образование в различных учебных заведениях, не исключая ведущие университеты страны.
Старшие купеческие дети, закончив учебные заведения, помогали родителям в семейном деле. Отцы, главы семейств старались удержать и старших сыновей подле себя, приобщая их к коммерческой деятельности, удерживая в единстве семейные капиталы. В купеческой семье особенно высоко ценили сына – наследника, помощника, продолжателя рода, а также дела, которое требовало большой заинтересованности, всепоглощающего внимания, приложения больших физических затрат, мобильности, деловой хватки, что было под силу, как правило, мужчинам.
Выявленный фактический
материал позволяет заглянуть под
кров купеческого дома – большого,
просторного, с устоявшимся бытом
и традициями . В г. Сарапуле – 58 купеческих
семьей имели собственные особняки, в
которых проживало 272 человека купеческого
звания, а вместе с прислугой и другими
жителями – 566 человек, т.е. более половины
обитателей дома составляла прислуга.
Как правило, большой купеческий дом был
населен наряду с членами семьи, самыми
различными обитателями. Среди них в зависимости
от достатка имелось различное число прислуги.
Каждая состоятельная купеческая семья
имела кухарку, кучера, дворника, горничную,
работника, караульщика, няню, гувернантку.
Часто в больших апартаментах особняка
находили кров дальние родственники, иногда
обустраивались призреваемые, либо нахлебники,
либо рабочие и служащие хозяйских магазинов
или промышленных заведений, снимавшие
отдельные комнаты. Как правило, в гильдейское
свидетельство записывалось все семейство:
глава семьи, его жена и дети. Иногда вписывались
и родственники, по-видимому, это зависело
от роли, которую они играли для семьи,
и доли вклада в семейный капитал; нельзя
исключать и характер взаимоотношений
членов семьи и родственников: меру доверительности,
доброжелательности, семейные традиции.
Купеческие семьи поддерживали друг друга,
старались породниться между собой. Дочь
купца, воспитывавшаяся в купеческой среде,
могла быть достойным советчиком, помощником
и продолжателем дела мужа. Да и купец,
отдавший свою дочь в достаточную семью,
мог быть спокойным за ее благополучие
и дарованное наследство. В свою очередь,
это был путь к созданию ассоциированных
капиталов.
Глава вторая «Промышленность Сарапула во 2й половине ХIX-начала ХХ вв»
Вторая половина XIX в. была отмечена разнообразием видов предпринимательства и широкой сферой действия. Ведущими процессами социально-экономического развития края конца XIX в.– начала ХХ в., как и в центральных регионах России, были соединение торгового капитала с промышленным, концентрация производства, централизация капитала, создание коллективного капитала, сращивание промышленного капитала с банковским. В силу многоукладного контрастного характера развития экономики в регионе наблюдалось единовременное развитие множества разноуровневых форм капитала.
Активная
деятельность местного
Наметившееся еще в первой половине XIX в. отраслевое разделение промышленного производства между городской и сельской местностью продолжало углубляться и в пореформенный период. Из 92 заведений с годовой производительностью не менее 1 тыс. руб.(1889 г.) в сельской местности находилось 53 заведения, что составляло 57,7 % от общего числа предприятий Удмуртии, в городе было 39 заведений или 42,3 %. Сложившаяся тенденция в развитии промышленности еще более углубилась в начале XX в. В 1912 г. промышленность четырех уездов края составляла уже 64,8 %, в то время как городов – 35,2 %. Городская промышленность специализировалась преимущественно на обработке кожевенных и переработке пищевых продуктов. В г. Сарапуле сформировалось комплексное кожевенно-сапожное производство.
Удмуртский край являлся постоянным поставщиком на российском рынке кожаной обуви, перчаток, рукавиц, дубленок, а также шорных изделий. Сарапул был известен, как крупный центр кожевенно-сапожной промышленности, объединявший 14 кожевенно-сапожных предприятий (объемы производств – 244 6910 руб.).
Так же в Сарапуле широко была представлена пивомедоваренная и винно-водочная отрасль промышленности (объемы производства – 1 643 372 руб.). Предприятия Бодалевых, Бахтияровых были известны разнообразным ассортиментом и высоким качеством продукции, как то: спирт-сырец и ректификат, пиво «баварское», «столовое», «мартовское», «кабинетное», «светло-легкое» и др.
В плане организационных
приемов предпринимательской
Рост концентрации производства и конкурентная борьба способствовали созданию новых форм различного уровня ассоциирования капитала, наряду с ранее установленными государством видами акционерных компаний: товарищество полное и товарищество на вере. Товарищеские структуры, по замечанию А. Н. Боханова, были для многих капиталистов своеобразным переходным этапом от неорганизованной «дикой» деятельности к предпринимательству новейшей эпохи(Боханов А.Н. Крупная буржуазия России… С.92.). В одном из основных законодательных источников действовавшего торгово-промышленного права в Российской империи – «Уставе торговом», принятом в 1867 г., наряду с установлениями 1807 г., зафиксированы уже более сложные типы «торговых товариществ»: 1) товарищество полное; 2) товарищество на вере; 3) акционерное общество и товарищество на паях и 4) артельные товарищества. Создание коллективного капитала привело на территории Удмуртии к образованию товарищеских ассоциаций различного уровня – торговых домов: товариществ полных и на паях (командитные общества), товариществ на паях и акционерных компаний. Исследователями замечено, что широкому распространению торговых домов способствовал явочный порядок их образования, поскольку учреждение и деятельность их были лишены строгой законодательной, административной регламентации, характерной для акционерных обществ. Торговые дома создавались, как правило, на базе семейных торговых или торгово-промышленных купеческих предприятий. Подавляющую часть их владельцев в уездных городах региона составляли представители двух традиционных предпринимательских сословных групп – потомственные почетные граждане и купцы. Форма торговых домов, основанных на семейном капитале, была распространена среди заводчиков кожевенно-сапожной отрасли г. Сарапула («Пешехонова Ф. Г. Н-ки и К°», «Смагина Ник. Вас. с-ья», «Ущеренко Дав. Як. с С-ми», «Барабанщиков Ник. и племянники», «Дедюхин Никифор С-ья», «Кривцовы Бр-ья» и т. д. В начале XX в. в России наблюдалась высокая степень концентрации наличных капиталов в небольшом кругу фирм, представлявших собой торговые дома.
Следующую ступень ассоциации представляло товарищество на вере или коммандитное общество, которое также могло называться торговым домом «под именем товарищей и компаний». К началу XX в. крупнейшие торговые дома, как форма организации капитала, были неотъемлемой частью всего капиталистического хозяйственного организма, существуя и развиваясь в тесном единстве и взаимосвязи с высшими типами организации капитала, часто как бы расширяя и дополняя зону их деятельности. Успешно развившееся товарищество на вере, как правило, перерастало в высшие ассоциированные формы капитала в виде уставных акционерных компаний, паевых товариществ. Акционерное общество объединяло индивидуальные капиталы через механизм выпуска и продажи акций, прибыль от которых распределялась между акционерами в форме дивидендов. Следует заметить, что в основных капиталистических странах во второй половине XIX в. утвердилась явочная система учредительства, без специального разрешения правительства. В России прочно установилась разрешительная (концессионная) система. Ни одна компания на акциях не могла быть учреждена без особого разрешения правительства.
Информация о работе Развитие и становление купечества в Сарапуле