Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2009 в 17:17, Не определен
Вступление
Основная часть
Геодезия до XVII века
Геодезия во времена Петра I
Послепетровский период развития геодезии (ХVIII в.)
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Петр Первый внес огромный вклад в развитие России в целом. Он был великим реформатором. И в области геодезии также произошли изменения. В своем реферате я хочу затронуть тему развития геодезии во времена Петра I. И сравнить развитие геодезии до его правления. Несомненно был огромный скачок в развитии.
Правление
Петра I не только изменило Россию, её уклад,
социальную и экономическую жизнь, но дало
огромный импульс развитию наук, в том
числе и геодезии. Геодезические, астрономические
и математические науки с самого начала
преобразовательной деятельности Петра
находились под его неусыпным вниманием.
Артиллерия, навигация, строительство
городов, каналов, дорог, практика военных
действий, наконец, просто профессиональное
образование не могли обходиться без этих
специальных знаний. Петр Великий сам
неоднократно проявлял высокие профессиональные
способности в области географии, геодезии,
астрономии, навигации и других областях
знаний. Великий полководец и флотоводец,
он обладал в полной мере соответствующими
военными знаниями, включавшими в себя
астрономию и геодезию, и понимал их значимость
(включая математику), в деле образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Геодезия до ХVII в.
Наиболее ранние упоминания о геодезических работах в Древней Руси встречаются в летописях, начиная с Х века. В 1054 г. была написана летопись «Пространная Русская Правда», в которой приводились сведения о граничных знаках и межах, устанавливавшихся путем измерений на местности, а также содержались данные об определении площадей земельных участков для взимания налогов. Одним из поразительных фактов применения геодезии на Руси, относящемуся к ХI в., считают измерение расстояния между Таманью и Керчью, выполненному по льду Керченского залива. Об этом сообщает надпись на древнем камне, хранящемся в Эрмитаже.
В древнем своде законов ХII в. «Русской правде» содержатся постановления о границах земельных владений, что, очевидно, требовало выполнения соответствующего объема межевых работ. Позже появились так называемые «книги посошного письма»– описания земель, подлежащих обложению налогами.
Следует отметить, что почти до ХV в. на Руси особой потребности в земельных геодезических работах не было. Неограниченные земельные просторы, подсечная система земледелия не нуждалась в точном измерении площадей и границ. Из этого, а также по причине сравнительно слабой практики создания сложных инженерных сооружений, вытекало отсутствие необходимости в специальных геодезических инструментах, методах и точных массовых земельных работах.
Первые планы и описания русских земель появилось еще в ХIV в. На Руси карты — чертежи считали необходимым документом на землевладение. Такого рода чертежи наносились на лубок — кору березы. Письменное указание о такого рода чертежах встречается, например, во второй половине ХV в. в описи владений одного монастыря.
В ХV в. в результате политики создания единого русского государства появилась потребность в землеизмерительных работах для изучения территории страны, особенно в тех ее частях, которые приобретали важное хозяйственное и военное значение. Так при Василии Иоанновиче (1506—1533) имелись документально подтвержденные чертежи. Их перечень содержится в его архиве. Но еще до ХV в. русскими были сделаны значительные географические открытия. Например, еще в ХIV в. новгородцы совершили поход за р.Обь. Поход был повторен в 1483 г. И после этого царь Иван III стал титуловаться князем земли Югорской. Со второй половины ХV в. в России стали проводиться систематические описания земель. В 1497 г. составлен «Чертеж московских земель» геометрически характеризовавший новое государство. На основании архивных данных известно, что в конце ХV в. началось картографирование отдельных районов Московского государства. В 1525 г. путешественник Д. Герасимов по описаниям и опросам составил «Писцовую карту России», а затем появилась и карта Русского государства.
Известный историк, географ и землемер Татищев в своей «Истории Российской» (т.1. стр. 506) отмечает, что «царь Иоанн IV Васильевич в 1552 г. велел землю измерить и чертеж государства сделать». Изготовление Большого чертежа всего Московского государства вероятно по этой причине относят ко времени Ивана Грозного. В эти годы уже встречаются чертежи отдельных городов и уездов Московского государства.
Время изготовления первой русской карты, являвшейся маршрутной «для Великого государя службы посылок», не установлено. Историки Татищев, Карамзин, Леберг, Шибанов указывают различное время — от 1552 до 1599 гг. Ни первый, ни последующий чертежи (1627 г.) не обнаружены. Имеется только «Книга Большому чертежу».
Большой чертеж был составлен в одном экземпляре. Поэтому, как отмечается во вступлении к «Книге Большого чертежа», «от много употребления избился весь и развалился, так что впредь по нем урочищ смотреть не можно». Поэтому царем Михаилом Федоровичем было повелено в 1627 г. изготовить новый Большой чертеж «примеряясь к старому» с дополнительным. Одновременно была дополнена, исправлена и переписана «Книга Большого чертежа». Предполагается, что «Большой чертеж» был картой крупных размеров с масштабом примерно равным 17.6 км, а дополнительная карта — 6.3 км. в 1 см.
Несомненно, что основой для составления «Большого чертежа» были писцовые книги (состоявшие, в частности, из описания земель и расположения угодий), чертежи, маршрутные карты, списки дорог, подорожники и др. материалы.
В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича воеводой П.И. Годуновым «был резан по дереву и придан теснению», т. е. отпечатан «Чертеж Сибирския Земли», не дошедший до нашего времени. «Большой чертеж», как и появившаяся в 1614г. карта Федора Годунова с сеткой меридианов и параллелей, были получены не на основе геодезических съемок и поэтому имели множество грубых ошибок. Вместе с тем эти карты, а также «чертежи» сибирских земель, составленные в 1667 г., считаются фундаментальными картографическими произведениями России ХVI и ХVII вв.
В ХVI в. в западных странах выходят карты России, часто значительно искаженные. Их составителями были Баттиста Агнези, Мюнстер, Я. Гостальдо, Герберштейн, Антон Дженкинсон, Г. Меркатор, Г. Геритс и др.
В 1667 году в результате путешествия по Тобольской губерни и Киргизкой степи уроженец Тобола Семен Ремезов составил карту Сибири на холсте размером 2х3 м. В 1698 г. С.Е. Ремезов составил «Чертеж всея Сибири«, а в 1701 г. выпустил атлас Сибири (»Чертежная книга Сибири«), состоявший из общей карты Сибири, 20 карт уездов и 2–х специальных карт (карты не имели сетки меридианов и параллелей, были ориентированы на юг).
До ХVIII в. элементы начала геодезии в России могли проявиться только в одной сфере деятельности людей — межевании. На Руси появление межей относят к ХI в., но кадастровое описание земли начинается только с ХIII в. С ХV в. московские нормы, меры и принципы межевания стали распространяться на все княжества и города. При этом „правильное“ межевание обязано двум обстоятельствам: 1) развитию кадастрового описания, 2) поместной системе. Последняя представляла собой оплату служивых людей земельными наделами. Эта система появилась при царе Иване III, а может быть и ранее. Особенно широкий размах эта система приобрела при Иване IV (Грозном). В 1550 г. все служивые люди по размерам поместных окладов делилась на три категории: в 200, 150 × 100 четвертей пашенной земли. При этом четверть — площадь земли, на которой высеивалась четверть хлеба (четверть — 4 пуда, позднее — 8 пудов).
Поместная система вызывала необходимость частых описаний, измерений и разграничений поместий и вотчинных (наследственных) имений. Причины повторения межеваний видны из следующего указа Ивана Грозного в 1556 г.: „Великий Государь Царь и Великий Князь повелел рассмотрети, которые вельможи и дети боярские многими землями завладели, а службою оскудеша, не против Государева жалованья и своих отчин в службах бывают. Государь же их повелел в поместьях землемерием уверстати, и учинити комуждо что достойно, а излишки разделити неимущим“.
Описание земли осуществлялось по указу царя писцовыми партиями. При описи земель велись писцовые книги, содержание которых определялось писцовыми Наказами. Площади земельных наделов измерялись четвертями высеваемого хлеба, копнами скашиваемого сена и верстами в длину и поперек, иногда десятинами, выраженными в квадратных саженях.
При Иване IV в отличие от прошлого подверглась описанию вся земля Московского государства. Впервые это произошло в 1556 г. по писцовому Наказу Ивана Грозного. Для писцов было разработано пособие „землемерные начертания“ для исчисления площадей. В качестве других пособий использовались „Сошные книги“, „Счетная мудрость“, „Скоромышленники“ и др. Для выполнения геодезических работ при межевании использовалась первая русская практическая геометрия: „Книга именуемая геометрия“. Ни Наказ, ни перечисленные пособия не сохранились. Наказ, составленный „по правилам Геометрии“ явился фактором, обусловившим появление межевых чертежей, которые упоминаются в описи Царского Архива в 1575 × 1584 гг. В архивах Ивана IV было несколько ящиков чертежей и перечень 248 карт.
Должность писца считалась почетной. На протяжении 100—150 лет в качестве исполнителей межеваний упоминаются одни и те же знатные Московские фамилии: Вельяминовы, Беклемишевы, Загряжские, князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, князья Шаховские, Жеребцовы, Заболотские и др. Профессия и искусство межевания передавалось от отцов к сыновьям. Межевщики ХVI в. характеризовались как умелые, знающие свое дело. Непрерывное межевание продолжалось и при царях Федоре Ивановиче и Борисе Годунове, до „Смутного времени“, в которое оно почти прекратилось. В 1649 г. впервые появляются межевые законы, в основном, определяющие порядок межевания. Все межевые законы были собраны в „Соборном Уложении“ 1649 г. Межевание с 1613 г. приняло форму правительственных мероприятий и стало регулироваться специальным законодательством.
В 1679 г. при Федоре Алексеевиче возникает проблема „валового межевания“, которое осуществляется в 1680– 1686 гг. В 1681 г. появляется писцовый Наказ, содержание которого дословно повторяется в писцовом Наказе 1684 г.
В
это время площади при
Результаты описания земель заносились в писцовые книги. Инструментом межевания являлась „мерная вервь“ длиной в 30, 40 × 80 сажень. Углы поворота границ обозначалась: направо, налево, „вкруте“, прямо. Описания иногда сопровождались примитивными чертежами.
Площадь трапеции подсчитывалась как произведение полусуммы оснований на боковую сторону; для четырехугольника — произведение полусумм противоположных сторон, для треугольника — половина произведения меньшей стороны на другую. Специалисты по измерению назывались веревщиками.
О интенсивности межевания в ХVII в. говорит следующее число писцовых партий, осуществлявших межевание: в 1650 г. в 12 городах работало 13 писцовых партий, в 1665 г. — в 3–х городах 3 партии, в 1675 г. — в 11 городах 15 партий, 1685 г. — в 52 городах 62 партии (валовое межевание), в 1695 г. — в 9 городах 9 партий, в 1700 г. — в 8 городах 8 партий.
Шестнадцатое — семнадцатое столетия для России — это время укрепления её могущества, величайших географических открытий и присоединения Сибири. Походы Ермака, а затем и первопроходцев — величественная летопись подвигов.
В октябре 1582 г. отряд Ермака в 1650 человек в решающем сражении одержал победу над войском Сибирского хана Кучума.В 1639 г. казаки Ивана Москвитина впервые вышли к Ламскому (Охотскому) морю. Всего за 57 лет движение русских первопроходцев „встречь солнце“ достигло Тихоокеанского побережья, а затем оно преодолело и его и выплеснулось на севере Американского побережья. Невероятный подвиг первопроходцев — это не только присоединение Сибири к Российскому государству, но и географическое открытие неизвестного континента, имя которому Сибирь. На основании их „сказок“, чертежей, планов, схем стали составлять у нас и за рубежом достоверные карты. Дж. Бейкер, видный английский ученый, писал:» Продвижение русских через Сибирь в течении ХVII в. шло с ошеломляющей быстротой…. на долю этого безвестного воинства достанется такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости и равному которому не совершил никакой другой европейский народ».