Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:34, контрольная работа
Объект исследования настоящей работы – развитие промышленности Красноярска и Енисейской губернии в первой половине XIX века.
Предмет исследования – развитие производства, торговли, золотопромышленности.
Целью контрольной работы является попытка объективного изучения развития промышленного производства Красноярска и Енисейской губернии в начале XIX века.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: рассмотреть условия возникновения и развития производства, золотопромышленности и торговли в Красноярске и Енисейской губернии начала XIX века.
Введение…………………………………………………………….стр. 3
1.Развитие Красноярска и Енисейской губернии в начале XIXв..стр. 4
2. Производство……………………………………………………..стр. 6
3. Золотопромышленность………………………………………стр. 12
4. Торговля………………………………………………………..стр. 14
Заключение……………………………………………………….стр. 17
Литература………………………………………………………..стр. 19
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: «Экономики и управления»
Специальность: «Туризм»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История и культура Красноярска и Красноярского края
Тема: «Промышленное развитие Красноярска и Енисейской губернии в первой половине XIX века».
г. Красноярск, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Развитие Красноярска и Енисейской губернии в начале XIXв..стр. 4
2. Производство………………………………………………
3. Золотопромышленность…………………………
4. Торговля……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Красноярск один из крупнейших и бурно развивающихся городов России. Об этом свидетельствует наличие большого количества промышленных предприятий. Некоторые из них имеют международный уровень.
Тема данной контрольной работы актуальна, так как предпосылки к зарождению промышленности были заложены еще в конце XVIII – начале XIX вв. В условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений Красноярск оказался среди быстрорастущих населенных пунктов, став самым крупным городом Приенисейского края. В целом каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Ремесленный труд был несколько производительнее сельскохозяйственных занятий горожан, но оставался слабо специализированным. Новой отраслью экономики Енисейской губернии крупно товарного типа стала золотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их минимумом на мануфактурном уровне.
Объект исследования настоящей работы – развитие промышленности Красноярска и Енисейской губернии в первой половине XIX века.
Предмет исследования – развитие производства, торговли, золотопромышленности.
Целью контрольной работы является попытка объективного изучения развития промышленного производства Красноярска и Енисейской губернии в начале XIX века.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: рассмотреть условия возникновения и развития производства, золотопромышленности и торговли в Красноярске и Енисейской губернии начала XIX века.
- РАЗВИТИЕ КРАСНОЯРСКА И ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XIXВ.
В условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений Красноярск оказался среди быстрорастущих населенных пунктов, став самым крупным городом Приенисейского края. К 1861 году его население и число дворов по сравнению с XVIII веком увеличилось в четыре раза (4560 душ мужского пола в 1375 дворах). Вновь, как и в далеком XVII веке, пришлые численно стали преобладать над местными горожанами. Такое резкое изменение жизни бывшего тихого уездного городка было обусловлено рядом причин демографического, этнографического и административного характера. С начала XIX века в Сибирь хлынули российские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя и сравнительно ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал. Более массовой стала ссылка. Ежегодно в пределах Енисейской губернии власти помещали в среднем по две тысячи ссыльнопоселенцев, часть из которых оседала в Красноярске.
Представители самых различных сословных групп и состояний оказались в Приенисейском крае в связи с бурным развитием с середины 1830-х годов золотопромышленности.
Быстро растущее население, особенно в неземледельческом секторе экономики Енисейской губернии, ускорило развитие торговли и ремесел, способствовало увеличению числа горожан.
Окончательный переход идущего на восток грузопотока с Ангаро-Кетского водного пути на Московско-Сибирский тракт тоже способствовал развитию Красноярска. С конца 1822 года Красноярск стал центром новоучрежденной Енисейской губернии. Здесь разместились губернские службы, гарнизонный батальон и жандармская команда, сотня Енисейского казачьего полка. Появление многочисленных чиновников и военных с семьями, в свою очередь, вызвало приток в город торговцев и ремесленников.
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Общие за 60 лет изменения в хозяйстве горожан свидетельствуют о слабости Красноярска как центра неземледельческого производства и торговли. Как и в XVIII веке жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством.
В целом каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Ремесленный труд был несколько производительнее сельскохозяйственных занятий горожан, но оставался слабо специализированным. Широко участвовали ремесленники и в других сферах хозяйства. Поэтому не случайно, что цеховые организации в 1860 году имелись только у портных (30 человек) и сапожников (64 человека).
Традиционное для Красноярска преобладание ремесел, обрабатывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской промышленности предприятий мануфактурного типа Судя по числу работников, только два «кожевенных завода», где было занято по 10—12 человек, можно отнести к мануфактуре, а прочие оставались мелкотоварными «домашними заведениями», которые обслуживались, главным образом, домочадцами ремесленников. Крупное товарное производство в Красноярске еще только складывалось.
- ПРОИЗВОДСТВО
Енисейская губерния считалась самой бедной фабричной промышленностью. Из тридцати частных заведений подобного рода во всей губернии только одна фабрика стеклянная в Красноярском округе, которая только и заслуживает некоторого внимания (владелец Коновалов, в районе современного пос. Памяти 13 Борцов). Остальные же двадцать девять: заводы кожевенные, мыловаренные, салотопенные и прядильные были не столь значительными. Так же существовал один железный завод купца Патюкова, бывший Ирбинский завод, возникший еще в XVIII в. Из казенных заведений существовали только два: Каменский винокуренный, Троицкий солеваренный заводы — в Енисейском и Канском уездах.
В Сибири крупное производство и передовые производственные отношения тормозились огромной удаленностью от; развитого центра, низкой плотностью и языковой пестротой населения, нехваткой квалифицированной рабочей силы, которую не мог заменить труд ссыльных и каторжных. И особенно колониальными чертами сибирской экономики, с ее хищнической организацией добывающей промышленности, пушного и рыбного промыслов и полной зависимостью сибирской промышленности и торговли от российского крупного капитала.
Слабость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в хозяйственной жизни и сословно-классовой структуре Красноярска. Как и в XVIII веке, жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1823 году, например, красноярцы имели 2145 десятин пашни, 484 десятины сенокосов и 40 десятин садовых земель. Городская поскотина занимала 702 десятины, где паслись 5590 голов крупного и мелкого рогатого скота и лошадей. В среднем на каждого жителя мужского пола тогда приходилось до двух десятин сельскохозяйственных угодий и около одной головы крупного рогатого скота. Кроме того, на трех человек имелось по 2 лошади, а на 10 человек — по одной. Все другие отрасли промышленности губернии остались в это время далеко позади по стоимости продукции и количеству занятых рабочих рук. Впервые промышленная продукция превзошла по стоимости продукцию сельскохозяйственную, но основная масса населения даже городов по-прежнему была связана с сельским хозяйством.
Ремесленные занятия горожан по сравнению с 80-ми годами XVIII века расширились в два раза. В городе к 1861 году насчитывались ремесленники 31 специальности. Самыми многочисленными были кузнецы: 41 мастер, 67 подмастерьев и 12 учеников; за ними шли плотники и столяры: 32 мастера, 39 подмастерьев и 6 учеников; сапожниками и башмачниками были 29 мастеров, 41 подмастерье и 11 учеников; портными — 14 мастеров, 34 подмастерья и 20 учеников; печниками — 21 мастер и 10 подмастерьев, наконец, извозчиками — 25 человек, в том числе 8 помощников. В целом каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом, что составило к 1861 году 1149 душ обоего пола. Ремесленный труд был производительней труда в сельскохозяйственном секторе городской экономики. Так, по данным городской думы, в 1858— 1860 годах на каждую душу обоего пола, занятую ремеслом, производилось продукции ежегодно на 58 рублей, а в сельском хозяйстве — только на 32 рубля.
В изучаемый период в крае развивались ремесла (особенно в новозаселенных районах). В 1775 г. у енисейских ремесленников насчитывали 38, а у красноярских — 24 специальности. К 1822 г. в крае имелось 50 предприятий. Из них по численности преобладали заведения, использующие животное сырье (26 кожевен и 11 мыловарен). На минеральном сырье работали лишь две солеварни и стеклоделательный завод. По стоимости продукции вне конкуренции были предприятия по переработке растительного сырья (три винокуренных завода, шесть канатных и одна бумажная мастерская). Винокурение, кстати, развивалось наиболее интенсивно: были дополнительно построены Краснореченский и Воготольский заводы, дававшие до ста тысяч ведер вина в год. Тем не менее на всех предприятиях было занято лишь несколько сотен человек. Таким образом, экономика края сохраняла чисто аграрный характер. Расширились отхожие ремесла — занятия, связанные с переходом ремесленников из селения в селение. Вместе с тем возросшая специализация ремесла и его товарность не привели к качественным изменениям. Лишь в единичных случаях (мыловарение) образовались мануфактуры. Почти все ремесла обслуживали не производственные, а бытовые нужды жителей края (в Енисейском уезде — 32 из 38 специальностей). По составу ремесел, техническому уровню и профессиональным навыкам городские ремесленники почти не отличались от сельских.
Сравнительно низкая производительность труда городских ремесленников свидетельствует об их слабой профессионализации и значительном участии в других сферах хозяйства. Традиционное для Красноярска преобладание ремесел, обрабатывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской промышленности предприятий мануфактурного, или, как его называли, фабричного типа. В 1860 году фабричная промышленность города состояла из двадцати одного «заведения»; в том числе девяти кожевен, шести салотопен, пяти мыловарен и одного воскобелильного заведения. На них было занято 58 наемных работников, то есть на каждое предприятие приходилось менее трех человек. По сравнению с 1829 годом общее число заведений при прежних размерах сократилось на три. Судя по числу работников, только два кожевенных завода, где было занято по 10—12 человек, можно отнести к мануфактуре, а прочие оставались мелкотоварными, «домашними» заведениями, которые обслуживались, главным образом, трудом членов семьи. Крупное товарное производство в Красноярске еще только складывалось. Так, каждый кожевенный завод вырабатывал в среднем ежегодно до 1200 юфтевых и подошвенных кож, а домашняя кожевня — 75—80. Мыловарня с двумя наемными рабочими производила от 250 до 300 пудов мыла в год, а свечное заведение с одним наемным работником давало до 125 пудов свеч.
Часть мещан составляли цеховые. Так по-прежнему назывались лица, самостоятельно ведущие ремесленное производство или занятые в нем. Красноярские ремесленники одного профиля стали составлять в городе особые цеха, или «рукоремесленные» управы. Каждая управа имела свой значок, казну, печать, собирала сходы ремесленников. Возглавлял ее выборный старшина. Члены каждого цеха разделялись на мастеров, подмастерьев, или «работников» и учеников. Звание мастера получали ремесленники, выдержавшие специальные испытания при ремесленной управе. В Красноярске, не говоря уж о других городах края, мастерские были в основном небольшие, а цеховая организация неразвитой. Так, в 1861 году из 593 ремесленников всего было 258 мастеров, 52 ученика и 283 рабочих. Годом раньше городская дума показала в наличии всего 635 ремесленников, из которых в цехах портняжном и сапожном было 22 мастера, 24 подмастерья и 48 учеников, а прочие 541 человек оставались не цеховыми мастерами. Работниками были полностью неимущие, но обладающие определенными профессиональными навыками лица. В учениках ходили не только подростки, но и взрослые, не владеющие специальными приемами труда.
Высококвалифицированных рабочих в добывающей промышленности еще называли мастеровыми. Положение работников и учеников было очень тяжелым. Они работали минимум 13—14,5 часов. Даже на приисках, куда уходила часть неимущих горожан, получали на хозяйских харчах максимум 3—5 руб. 50 коп. серебром в месяц. Этого часто не хватало отработать задаток, который получал рабочий при найме. Поэтому широко практиковали в золотопромышленности сверхурочные (старательские) работы. «Старание» оплачивалось сдельно: от 60 коп. до 1 руб. серебром за сданный золотник. Изнурительная работа, недоброкачественная пища, крайне не приспособленные к жилью бараки или курные избушки, ужасающая антисанитария — все это приводило к большой заболеваемости и смертности. Нередко до половины рабочих не выходили на работу из-за болезни. Условия, на которых нанимались «в услужение» к владельцам лавок, кондитерских, гостиниц, были немного лучше.
3. ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Топтание на месте даже самой развитой в городе обрабатывающей промышленности в 1830—50-х годах объясняется наплывом более дешевых российских товаров и трудностями с квалифицированной рабочей силой, так как многие из мелких и неимущих ремесленников, привлеченные более высокими заработками, предпочитали наниматься на золотые прииски.
Новой отраслью экономики Енисейской губернии крупно товарного типа стала золотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их минимумом на мануфактурном уровне. Поэтому за исключением нескольких местных купцов (И.К. Кузнецова, С.А. Логинова, И.Д. Попова) красноярские толстосумы не могли да и не хотели рисковать средствами, довольствуясь прежней неэквивалентной торговлей, ростовщичеством, виноторговлей и подрядами. Ведущую роль в золотопромышленности заняли томичи Асташевы, Горохов и Голубков, а также осевшие в Красноярске «купеческий сын» из Барнаула Щеголев, енисейцы Даниловы, выходцы с Урала — екатеринбургские купцы Рязанов, Подсосовы, Казанцев, Крюков, коми-зырянин Латкин, ярославский почетный гражданин Н.Ф. Мясников с братом и другие.