Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:36, сочинение
Международное военное право – особая отрасль правоведения, совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения и деятельность участников вооруженных конфликтов.
Международное военное право регламентирует применение методов и средств ведения войны, обеспечение защиты раненых, военнопленных, больных и гражданского населения. Оно ограничивает выбор способов вооруженной борьбы. Основным принципом является использование таких методов, которые приведут к минимальным человеческим потерям.
«История государства и права зарубежных стран»
Тема:
«Проблемы применения международного военного права в 21 веке»
Выполнила: Усова Оксана Андреевна
1 курс, группа ЗОЮ-1420б
Москва, 2004 г.
Международное военное право – особая отрасль правоведения, совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения и деятельность участников вооруженных конфликтов.
Международное военное право регламентирует применение методов и средств ведения войны, обеспечение защиты раненых, военнопленных, больных и гражданского населения. Оно ограничивает выбор способов вооруженной борьбы. Основным принципом является использование таких методов, которые приведут к минимальным человеческим потерям.
Международным военным правом запрещено использовать:
Также международное военное право содержит целый ряд норм, регламентирующих защиту гражданского населения и объектов, обращение с военнопленными, взаимоотношения между воюющими и нейтральными странами и многие другие правовые аспекты.
Любое государство, планирующее начать военные действия, обязано сделать предварительное и недвусмысленное предупреждение – объявление войны. Это может быть как мотивированное объявление войны, так и ультиматум, содержащий условное объявление войны. Данная норма, установленная III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 года, действует и по сей день.
На Генеральной Ассамблее ООН 1974 года было принято определение агрессии. В соответствии с этим определением, объявление войны, если оно не является актом самообороны согласно статье 51 Устава ООН, не только не делает противоправную войну законной, но и классифицируется как акт агрессии. Объявление войны в таком случае – международное преступление. Однако соблюдать нормы права стороны обязаны вне зависимости от того, объявлена война или нет.
Объявление войны лежит в компетенции высшей государственной власти страны. Следствием объявления войны является юридическое состояние войны. Однако начало военных действий вовсе не обязательно означает наступление состояния войны.
С началом войны договоры и соглашения, заключенные в мирное время, теряют силу, наступает разрыв консульских и дипломатических отношений. Дипломатический и консульский персонал имеет право покинуть территорию вражеского государства. При этом власти обязаны посодействовать скорейшему выезду лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом, предоставив им при необходимости транспортные средства. Это положение закреплено Венской конвенцией о дипломатических сношениях, принятой в 1961 году.
Представлять интересы одного из воюющих государств на территории другого обычно поручается третьему государству, соблюдающему нейтралитет и поддерживающему дипломатические отношения с обоими враждующими государствами. Например, интересы СССР и Германии на территориях друг друга во время Великой Отечественной войны представляла Швеция.
Условия экономических, политических и иных договоров с началом войны прекращают действовать. Находящиеся на территории страны граждане вражеской стороны могут быть интернированы. Их личное имущество неприкосновенно, а вот государственное имущество страны-неприятеля конфискуется. Морским судам даётся срок (так называемый «индульт») на то, чтобы покинуть территориальные воды враждебного государства. Замешкавшиеся суда по истечении срока могут быть конфискованы.
Театром военных действий называется вся территория враждующих государств (то есть, площадь их сухопутных, морских и воздушных границ), на которой ведётся или потенциально может вестись война. Владения не воюющих и нейтральных государств не могут быть использованы как театр военных действий.
В соответствии с различными международными договорами, некоторые территории не могут стать театром военных действий ни при каких обстоятельствах. Война не может вестись в определённых международных проливах (к примеру, в Магеллановом проливе), на отдельных островах и архипелагах (к ним относятся, например, Аландские острова и архипелаг Шпицбергена), на отдельных континентах (например, в Антарктике), а также на Луне и других небесных телах.
Также на территории страны могут быть организованы зоны, предусмотренные нормами военного права, исключаемые из театра военных действий. К примеру, санитарные зоны для раненых и больных или безъядерные зоны, где не может вестись ядерная война.
Нейтралитет во время войны подразумевает особое правовое положение, при котором государство не участвует в военных действиях и не оказывает воюющим непосредственную помощь. Правовые отношения между нейтральными и воюющими государствами и их физическими лицами регламентируются V Гаагской конвенцией 1907 года, в которой закреплены следующие нормы:
Вопрос нейтралитета во время морской войны регулируется XIII Гаагской конвенцией 1907 года. Согласно ей, на территории вод нейтрального государства любые военные действия запрещены. Также нейтральное государство обязано пресекать снаряжение и вооружение морских судов для их участия в военных действиях, а также не допускать выхода таких судов из порта.
Однако суда имеют право пребывать в территориальных водах нейтрального государства на принципах одинакового отношения такого государства к воюющим. Нейтральное государство устанавливает разумные границы продолжительности пребывания судна, а затем имеет право потребовать от судна покинуть территориальные воды. Судно имеет право пополнять запасы и брать то количество топлива, которое необходимо, чтобы добраться в ближайший порт своей страны.
Специальных правовых документов, регламентирующих отношения сторон в случае воздушной войны, не существует. В таком случае руководствоваться следует общими правилами, действующими относительно территории нейтрального государства.
Участники вооружённых конфликтов условно подразделяются на сражающихся (комбатантов) и несражающихся (некомбатантов). Комбатанты, входя в состав вооруженных сил той или иной воюющей страны, принимают непосредственное участие в боях. За ними признается право применения военной силы. К ним самим допускается применение в ходе боевых действий высшей меры насилия – уничтожения. Комбатанты, попавшие в руки противника, вправе требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными.
К некомбатантам относят личный состав, официально служащий в вооруженных силах страны, но не принимающий участие непосредственно в боевых действиях. Туда входит медицинский персонал, репортёры, корреспонденты, духовенство и другие. Некомбатанты не могут быть объектом вооруженной агрессии со стороны противника. Оружие, имеющееся у них, они могут использовать только для самообороны и защиты своего имущества.
Партизаны. Партизанская война признается в современном международном праве правомерной в случае борьбы против агрессора, иностранной оккупации и колониальной зависимости. Партизаны признаются комбатантами, если они имеют командира, отличительный знак, открыто носимое оружие и соблюдают обычаи и законы войны. Это положение установлено в Женевских конвенциях 1949 года.
Военный шпион, он же лазутчик. Согласно определению, указанному в Приложении к IV Гаагской конвенции 1907 года, лазутчик - это лицо, которое тайно или под ложным предлогом старается собрать информацию в районе действий одной из воюющих сторон с целью передачи данных противной стороне. В военном праве закреплено, что шпион, попавший во власть противника, не может требовать статуса военнопленного.
Если лицо из вооружённых сил противника, собирая сведения на чужой территории, носит форму своей армии или не прибегает к неявным методам и обману, то оно не считается шпионом, а считается военным разведчиком. Эта норма отображена в 46-й статье Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года. Военный разведчик вправе требовать, чтобы с ним обращались как с военнопленным.
Доброволец. Это человек, добровольно вступивший в армию одной из враждующих сторон. В V Гаагской конвенции сказано, что лицо, добровольно вступившее в войска государства, принимающего участие в войне, утрачивает свой статус лица из нейтрального государства. Современное международное право, осуждающее агрессивные войны и колониализм, называет действия такого добровольца правомерными в том случае, если он воюет против иностранного порабощения.
Информация о работе Проблемы применения международного военного права в 21 веке