Причины сокрытия знаний древними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Прибрежные земли в районах этих рек могли давать обильные урожаи при условии регулирования разливов и осушения болот. В противоположность бесплодным пустыням и горным областям и равнинам, примыкавшим к этим речным долинам, последние можно было сделать райским местом. И в течение столетий такую задачу удалось решить путем постройки валов и плотин, создания сети каналов и водохранилищ.

Файлы: 1 файл

сокрытие знаний.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

  1. В течение пятого, четвертого  и третьего тысячелетия до  н. э. новые и более совершенные  формы общества складывались  на основе упрочившихся общий  нового каменного века, существовавших  на берегах великих рек Африки  и Азии в субтропическом поясе  и вблизи него. Эти реки — Нил, Тигр и Евфрат, Инд, позже — Ганг, Ху анхэ, еще позже — Янцзы.

  Прибрежные  земли в районах этих рек могли  давать обильные урожаи при условии регулирования разливов и осушения болот. В противоположность бесплодным пустыням и горным областям и равнинам, примыкавшим к этим речным долинам, последние можно было сделать райским местом. И в течение столетий такую задачу удалось решить путем постройки валов и плотин, создания сети каналов и водохранилищ. Регулирование водоснабжения потребовало совместных усилий населения обширных районов в размерах, значительно превосходивших то, что предпринималось в этом роде раньше. Это повело к установлению централизованного управления, сосредоточенного в городских центрах, а не в варварских селенияк предшествующих эпох. Сравнительно большие излишки, которые давало значительно усовершенствованное и интенсивное земледелие, повысили уровень жизни населения в целом, заодно это создало городскую аристократию во главе с могущественными вождями. Возникло немало профессий и специальностей — их представляли ремесленники, солдаты, писцы и жрецы. Руководство общественными рабогами находилось в руках бессменных должносшых лиц — группы людей, сведущих в смене времен года, движении небесных тел, в деле землеустройства, хранения запасов пищи и взимания налогов. Пользовались письменностью, чтобы придать форму закона требованиям администрации и действиям правителей.

  Чиновники, равно как и ремесленники, накопили значительный запас технических  знаний, включая сюда металлургию  и медицину. В состав этих знаний входило и искусство счета и измерения.

  Теперь  уже прочно сложились общественные классы. Это были вожди («цари»), самостоятельные землевладельцы и арендаторы, ремесленники, писцы и чиновники, крепостные и рабы. Местные вожди стали настолько богаче и сильнее, что их уже нельзя было считать чемто вроде феодалов с ограниченной властью, — они становились вполне самодержавными царями Раздоры и войны между различными деспотами приводили к возникновению более обширных владений, управляемых единым монархом. Так эти общественные формы, в основе которых лежало орошаемое и интенсивное земледелие, дали некий «восточный» вид деспотизма. Такой деспотизм мог держаться столетиями и затем пасть, то ли под ударами горных племен или кочевников пустыни, привлеченных богатствами речной долины, то ли изза того, что запущенной оказывалась обширная, сложная и жизненно необходимая оросительная система. При таких обстоятельствах власть в племени либо переходила от одного царя к другому, либо же сообщество распадалось на меньшие объединения, причем процесс слияния мог затем начаться заново. Впрочем, при всех этих династических переворотах и повторных переходах от раздробленности к абсолютному деревни, составлявшие основу этого общества, собственно оставались незатронутыми и, стало быть, экономический и общественный строй в основном сохранялся. Восточное общество жило циклами, и даже сейчас в Азии и Африке есть много общин, сохранявших в течение тысячелетий один и тот же уклад жизни. В этих условиях продвижение вперед было медленным и извилистым, и периоды культурного подъема разделялись столетиями застоя и упадка.

  Такая статичность Востока создавала  некую исконную освященность его  установлений, и это облегчало  отождествление церкви и государственного аппарата. Чиновничество в значительной своей части было религиозного склада, как и государство в целом; во многих восточных странах жрецы были правителями областей. А так как заниматься наукой было задачей чиновничества, то во многих (но не во всех) восточных странах жрецы занимали выдающееся положение как обладатели научных знании.

  2. Восточная математика возникала  как прикладная наука, имевшая  целью облегчить календарные  расчеты) распределение урожая, организацию общественных работ и сбор налогов. Вначале, естественно, главным делом били арифметические расчеты и измерения. Однако в науке, которую столетиями культивировали специалисты, чьей задачей было не только ее применение, но и посвящение в ее тайны, должен был развиться абстрактный уклон. Постепенно наукой стали заниматься ради нее самой. Из арифметики выросла алгебра не только потому, что это облегчало практические расчеты, но и в результате естественного развития науки, культивируемой и совершенствуемой в школах писцов. В силу тех же причин из измерений возникли начатки (но не больше) теоретической геометрии.

  Хотя  торговля и процветала в этих обществах  древнего Востока, их экономическая  сердцевина оставалась земледельческой, хозяйственной основой были села, обособленные и консервативные. Это приводило к тому, что различные культуры оставались резко отличными одна от другой, вопреки сходству экономического строя и одинаковому в основном уровню научных сведений. Замкнутость китайцев и египтян вошла в поговорку. Никогда не составляло труда отличить друг от друга искусство и письменность Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Точно так же мы можем говорить о египетской, месопотамской, китайской и индийской математике, хотя в общем по своей арифметико-алгебраической природе они весьма схожи. Даже если наука одной из этих стран в течение некоторого периода обгоняла науку другой, она сохраняла свойственные ей приемы и символику.

  На  Востоке трудно датировать новые открытия. Статический характер его общественного строя приводил к тому, что научные сведения сохранялись без изменений в течение столетий и даже тысячелетий. Открытия, сделанные в пределах одного городского поселения, могли остаться неизвестными в других местностях. Хранилища научных и технических знаний могли быть уничтожена войнами при смене династий, наводнениями. Предание гласит, что в 221 г. до н. э., когда один абсолютный деспот Цинь Шихуанди (династии Цинь, Первый Желтый император) установил свое господство над всем Китаем он приказал уничтожить все научные книги. Позже многое было вновь записано по памяти, но подобные события весьма затрудняют датировку открытий.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще в древнем мире знания скрывались от публики узким  кругом посвященных: египетскими и греческими жрецами, индийскими брахманами, алхимическими школами. Утаивание знаний продолжалось и в эпоху книгопечатания. Ньютон, например, хранил в тайне свои алхимические опыты. В последующем главными причинами скрытия научной информации стали военные и коммерческие интересы. Засекречивание - неизбежное зло для науки, однако оно носит временный характер и компенсируется вложением в науку дополнительных средств. Открытие военных секретов нередко приводит к прорывам в науке и технике, что случилось в последние годы, например, с информатикой и водородной энергетикой. 
 
 
 

 
Утаивание открытия или изобретения  может происходить по меньше мере по двум причинам. Первая - когда секрет из открытия делает не ученый, а тот, кто его нанял или поручил ему и финансировал данные эксперименты. Государство, спецслужбы, военное ведомство строго следят за неразглашением научных прорывов, которые связаны с обороноспособностью страны, ее вооружением. В этом случае добродетель честности чаще всего оказывается под ударом, плата за нее чересчур велика, и ученые хранят секреты до тех пор, пока им не дается официальное разрешение на их огласку. В редких случаях, если опасность для людей от сделанного открытия слишком серьезна, ученые-смельчаки рискуют собственной жизнью, стремясь довести до сведения коллег и прессы то, что должно было остаться запертым в стенах секретных лабораторий.

Вторая причина  сокрытия каких-либо важных фактов и  концепций состоит в том, что  исследователь приходит к выводам, в корне противоречащим сложившимся представлениям. Он явился в мир со своим открытием рано, он опасается, что его не поймут и он станет изгоем. В этом случае выбор полностью за самим автором новых идей или выводов. Ему никто не указ, он сам решает, быть ли белой вороной и возмутителем спокойствия, принять ли на себя все критические удары и насмешки или остаться "рядовым-передовым", ожидая, что кто-нибудь другой, более смелый, прорвет кордоны старых представлений и вызовет огонь на себя. Впрочем, возможно, что вместе с критическим огнем явятся и слава, признание, успех. Но для этого нужна смелость. Смелость - одна из добродетелей истинного ученого. 
 

Наоборот, причина сокрытия именно в желании монополизировать навыки и знания (пусть даже в их урезанном виде) для того, чтобы сохранять контроль надо всеми, кто допускается до этого "знания", для того, чтобы держать в руках рычаги выбора "доверенных" лиц и заниматься самым жестким регулированием... Если уж даже на современном этапе развития науки только ограниченное количество лиц разбирается в этих вопросах (а еще меньше способны почерпнуть что-либо действительно серьезное с точки зрения практики из имеющихся текстов, напоминающих абракадабру для "широких масс"), то о каком вреде для примитивов можно говорить... Это смахивает лишь на надувание щек и сохранении подобия мины при очень плохой игре... Нет ни одного серьезного конкретного примера, которым бы подтверждалось негативное последствие передачи "знаний" непосвященным, и которое можно было подвергнуть экспертизе с точки зрения проверки правильности таких предположений... 
 

Причина сокрытий знаний кроется в качестве формировании личности. Например, вы не показываете ребёнку, где лежат спички, чтобы он от неразумных действий не устроил пожар. 
 
 

С древних времен Наставники всегда принимали  меры  к  сокрытию

того,  что  не должно быть дано вне срока.  Разве  новые открытия могут

быть обнародованы вне срока? Такими своевольными попытками  можно поко-

лебить  основание.  Разве Иерархия не участвует в  открытиях?  Разве не

знаете, что многие открытия были уничтожены  Водителями  человечества

как вредные по несвоевременности?  Рука Водящая  не знает покоя, следуя

за ходом возможностей во благо. 
 
 
 

Накопление и систематизация естественнонаучных знаний, сокрытие их от масс лимитрофа. В таком (скрытом) виде превосходство в естественнонаучных знаниях позволяло халдеям «являть зримые чудеса». Сами по себе эти зримые чудеса значения не имеют (это всего лишь обман темной толпы), но они играют роль КАТАЛИЗАТОРА веры и доверия лимитрофа. 
 

В иудаизме существует традиция только устно излагать тайное учение «Каббалы». Делать это письменно запрещено из опасений, чтобы тайные знания не попали в случайные руки. Из этих же соображений жрецы-друиды не делали никаких записей и все учение, исчезнувшее вместе с ними, хранили исключительно в устной традиции. 

Итак, один путь сокрытия знаний заключался в том, что какие-то самые высокие сведения не доверялись письму. Другим путем была «зашифровка знаний». Различные символы, условные фразы, обозначения и недомолвки преграждали путь к исгичному смыслу написанного. Такими предстают, например, перед нами многочисленные рукописи по алхимии. В настоящее время их насчитывается свыше 100000. Это значит, почти 100000 человек стремились изложить на бумаге или пергаменте какие-то сведения, которые, они считали, не должны исчезнуть вместе с ними. 
 

Информация о работе Причины сокрытия знаний древними