Предыстория династии Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2009 в 17:25, Не определен

Описание работы

Родословная Романовых до Михаила Федоровича

Файлы: 1 файл

ПРЕДЫСТОРИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

   Средний сын Захария – Юрий Захарьич, боярин и воевода при Иване III, как и старший брат сражался с литовцами в знаменитой битве у реки Ведроши в 1500 г. Его женой была Ирина Ивановна Тучкова, представительница известного боярского рода.

   В период великого княжения Василия Ивановича III выделяется сын Юрия Захарьича – Михаил Юрьевич, но уже не Кошкин, как предыдущие братья, а Захарьин, потому что имя деда становится фамилией. Он был ратным воеводой в походах под Смоленск (1512 – 1514) и на Казань (1524), в качестве надзирающего «у всего наряду» (пушек). Исполнял Захарьин и важные дипломатические поручения: в 1511 г. был послом в Литве об обидах и убытках, а также с порученьем наладить тайную переписку великого князя с сестрой его, вдовствующей княгиней литовской Еленой. При почти постоянном участии Захарьина шли и переговоры с послами литовскими, Герберштейном и др. С 1511 г. Захарьин был окольничим, в 1520 г. пожалован в бояре. Близость его к великому князю ярко сказалась во время предсмертной болезни последнего. По его приказу Захарьин в числе немногих был вызван из Москвы к государю на совещания о духовной и потом все время находился при больном, поддерживал его при причащении, а в предсмертные минуты помогал его ослабевшей руке творить крестное знамение. В эпоху правления Елены авторитет Михаила Юрьевича Захарьина был настолько велик, что иностранные послы постепенно взяли за правило в начале каждого сложного дела обращаться именно к нему20. Однако в 1539 г. он умер, а Елена умерла годом раньше.

   Оставил свой след в истории и самый младший сын Захария – Григорий Юрьевич. Участник многих военных походов. В 1547 г. стал боярином. Около 1556 г. принял иночество под именем Гурия, а умер в 1567 году. Он был противником князей Глинских21 и много способствовал восстанию против них черни во время московского пожара.

     Фамилия же Романовых произошла  от другого сына Юрия и Ирины  окольничего Романа Юрьевича  Захарьина. Именно его семья  породнилась с царской династией. 

   РОМАНОВЫ  ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
 

   В декабре 1546 г. Иван Васильевич в беседе с митрополитом выразил два желания: во – первых, венчаться, но не великим князем, а царём; во – вторых жениться. Оба желания удивили митрополита и бояр: ещё никто не решался венчаться царём, а не великим князем, хотя Иван III и Василий III в некоторых случаях называли себя государями и царями. Удивил Иван Васильевич и тем, что отказался, как входило в тот обычай, искать себе невесту в других странах, убедительно аргументировав свой отказ: «могу не сойтись нравом с иностранкой: будет ли тогда супружество счастьем?»

   Желания Ивана IV исполнялись быстро: 16 января 1547 г. в Успенском Соборе Московского  Кремля он венчался на царство, а менее  чем через три недели – 3 февраля  женился на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии. Семейная жизнь Ивана и Анастасии была счастливой. По сведению многих историков, среди пяти законных (венчанных) и двух незаконных жён Анастасия Романовна была самой любимой женой Ивана Грозного, а политика его в годы этого супружества была взвешенной и принесла стране самые благоприятные результаты. Молодая жена подарила супругу трёх сыновей и трёх дочерей. К сожалению, дочери умерли маленькими. Старший сын Дмитрий погиб в девятимесячном возрасте. Когда царская семья совершала паломничество в Кириллов монастырь, взяли с собой и маленького царевича. Путешествие проходило по рекам, на стругах. Однажды няня с царевичем и боярами ступила на шаткие сходни, и, не удержавшись, все упали в воду. Младенец захлебнулся22. Потом Иван назвал этим именем своего младшего сына от последнего брака с Марией Нагой. Впрочем, судьба и этого мальчика оказалась трагичной: в девятилетнем возрасте он погиб в Угличе. Имя Дмитрий для семьи Грозного было несчастливым.

   Непростым характером обладал второй сын царя – Иван Иванович. Жестокий и властный, он мог стать абсолютным подобием отца. Но в ноябре 1581 г. царевич был смертельно ранен Грозным во время ссоры23.

   После смерти наследника преемником Грозного стал его третий сын от Анастасии  – Фёдор. В 1584 г. он стал Московским царём24. Фёдор Иванович отличался тихим и кротким нравом. Ему претила жестокая тирания отца, и значительную часть своего царствования он провёл в молитвах и постах, замаливая грехи своих предков. Столь высокий духовный настрой царя казался странным его поданным, из – за чего и появилась популярная легенда о слабоумии Фёдора. В 1598 г. он безмятежно заснул навеки, и престолом завладел его шурин Борис Годунов. Единственная дочь Фёдора Феодосия умерла25, немного не дожив до двухлетнего возраста. Так закончилось потомство Анастасии Романовны.

   Своим добрым и мягким характером Анастасия сдерживала жестокий нрав царя. Но в августе 1560 г. царица умерла. После её смерти начался новый этап в жизни Ивана Грозного: эпоха его преступлений против собственной страны.

   Женитьба  Ивана Грозного на Анастасии выдвинула  её родственников на авансцену московской политики. В первых рядах помощников царя появляется Даниил Романович Захарьин – брат Анастасии. Вместе с воеводой Юрием Булгаковым он после первого неудачного похода Ивана IV на Казань закладывал город Свияжск в 1550 г., подавлял восстания луговых черемисов (марийцев) в 1551 и 1556 гг., вёл переговоры с Польшей.

   НИКИТА  РОМАНОВИЧ ЮРЬЕВ  – ЗАХАРЬИН

 

   Но  особенной популярностью пользовался  другой брат царицы – Никита Романович  Юрьев. В 1547 году, на свадьбе царя Иоанна Васильевича с Анастасией Романовной, Никита Романович, как один из братьев невесты, был «спальником» и «мовником». 3 ноября того же 1547 г. на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой у постели была его жена Варвара Ивановна, а сам он должен был спать у постели князя Юрия, ездить с князем и мыться с ним в мыльне.

   В 1547 – 1548 гг. в неудачном казанском  походе, продолжавшемся с 11 декабря 1547 г. по 7 марта 1548 г., Никита Романович  находился рындой у царя. В 1552 г., при взятии Казани, он, вероятно, был с царём, так как князь Курбский в своей «Истории» упомянул, что шурья, то есть Данила и Никита Романовичи, посоветовали царю немедленно вернуться в Москву.

   В 1559 г. в ливонском походе он был  товарищем князя Василия Семёновича Серебряного в передовом полку, а затем князя Андрея Ивановича Ногтева – Суздальского в сторожевом полку, где упоминается уже в чине окольничего. В 1560 г. в Разряде сказано: «А наперёд больших бояр и воевод ходили в войну: в большом полку боярин князь Василий Семёнович Серебряный да окольничий Никита Романович Юрьев»26. В 1552 г. ему пожаловано боярство.

   Весной 1564 г. «по крымским вестям» (донесениям лазутчиков о готовящемся набеге), он был назначен в Каширу вторым воеводой правой руки, товарищем князю  Ивану Фёдоровичу Мстиславскому; вторым воеводой в левой руке был князь Андрей Иванович Татев. Воевода большого полка князь Иван Дмитриевич Бельский писал государю, что князь Татев «списков не взял», а сам князь Татев писал государю, что ему «в левой руке быти не мочно для Никиты Романовича, что Никита в правой руке»27. Царь ответил обоим, чтоб он «списки взял, и в левой руке был, а меньши ему Никиты быти пригоже». По «тайной росписи» Юрьев должен был идти со сторожевым полком «с берега» навстречу царю Иоанну Васильевичу.

   В августе того же 1564 г. он был вызван из Каширы в Москву для переговоров  с литовским гонцом; из Коломны  одновременно вызван князь И. Д. Бельский. В том же году, ввиду прихода  крымских людей на Украину, Юрьев  назначен в числе других бояр остаться в Москве. В начале 1565 г., когда царь Иоанн Васильевич разделил Московское государство на «опричнину» и «земщину», он оставил Никиту Романовича членом Земского правления. В мае 1565 г. Юрьев подписался под грамотой об отправке посольства в Ногайскую орду, к её новому владетелю Тип – Ахмету, сыну умершего в 1563 г. Измаила, заклятого врага крымского хана Девлет – Гирея28.

   В 1566 г. после смерти своего брата Даниила  Романовича, Юрьев стал дворецким  и получил звание наместника Тверского. Из грамот от 15 января и 11 марта 1566 г. видно, что Иоанн Грозный, прогневавшись на своего двоюродного брата, князя Владимира Андреевича, дал ему вместо старинных его городов Старицы и Вереи с волостями свои два города Дмитров и Звенигород, тоже с волостями. Со стороны Иоанна при этой мене были бояре Иван Петрович Фёдоров и Никита Романович Юрьев, казначей Никита Афанасьевич Фуников и дьяк Путила Михайлов.

   С 7 мая по 15 сентября 1566 г. в Москве находилось посольство от польского  короля Сигизмунда – Августа к  царю Иоанну Васильевичу: паны Хоткевич, Тишкевич и писарь Гарабурда; они желали заключения вечного мира, но Ближняя дума, состоявшая из князя Ивана Дмитриевича Бельского, Ивана Васильевича Большого Шереметева и Никиты Романовича, решили толковать с ними лишь о перемирии. 2 июля 1566 г. послам выданы грамота об отказе перемирии; под ней подписался и Юрьев. В 1567 – 1570 гг. в Москву неоднократно приезжали посольства от польского короля, и каждый раз Никите Романовичу выпадало вести с ним переговоры. В 1569 г. Юрьев по росписи от Польской Украины назначен быть в правой руке товарищем у

   князя Ивана Феодоровича Мстиславского, а в случае прихода крымских людей  идти «за реку», то есть за Оку, с  передовым полком. В 1570 г. он был оставлен на Москве, когда ратные люди посланы  «на берег» по крымским вестям.  В 1571 г. Никита Романович и Феодор Васильевич Шереметев ставили город на одном из полуостровов озера Нещерди, в нынешней Витебской губернии, близ границ Себежского и Невельского уездов.

   В 1572 г. в зимнем походе царя Иоанна в  Великий Новгород и против шведов Юрьев был одним из воевод передового полка затем оставлен в Новгороде, в числе городовых воевод. В январе 1574 г. царь Иоанн Васильевич послал Никиту Романовича в ливонский поход товарищем ногайского мурзы Афанасия Шейдяковича в большом полку. Когда поход окончился, расписаны были воеводы по полкам «Литовской Украйны», и вторым воеводой большого полка (первым воеводой был царь Симеон Бекбулатович) оставлен Никита Романович, а вторым воеводой в правой руке – князь Андрей Васильевич Репнин29.

   В мае 1574 г. Романов стоял с полком правой руки в г. Мышеге Тарусского уезда «для прихода крымских людей». Незадолго до того, в феврале 1574 г., он назначен был вместо умершего князя  Михаила Ивановича Воротынского начальником над сторожевой и  станичной службой30.

   В 1575 г. участвуя в ливонском походе, Никита Романович взял город Пернау и изумил жителей великодушием, предоставив  им право добровольно присягнуть московскому царю или удалиться  из города со всем своим имуществом. В 1577 г. Никита Романович был снова назначен участвовать в ливонском походе, в Новгороде по росписи  у него должны были к Преполовению собраться костромичи, галичане, Вотская и Обонежская пятины. Весной царь Иоанн прибыл в Новгород с обоими царевичами, Никита Романович предводительствовал правой рукой. В том же 1577 г. он был в числе судей для разбора местнических счётов по челобитью Фомы Афанасьевича Бутурлина на Ивана Васильевича Шереметева Меньшого; суд не состоялся, так как Шереметев погиб в сражении под Колыванью. В конце 1578 г. начались сильные приготовления к войне со Стефаном Баторием, во главе бояр и приказных людей из земщины показан Никита Романович31.

   Вскоре  после погребения царевича Иоанна 27 ноября 1581 г. Никите Романовичу пришлось делать распоряжения и рассылать грамоты, чтобы были наготове со всей службой стрелецкие голова и сотники, назначенные в случае заключения мира с Польшой ехать в Холм, Великие Луки, Невель и Заволочье. 18 февраля 1582 г. Антоний Поссевин был принят в Москве царём Иоанном Васильевичем, в «ответе» с ним назначены быть Никита Романович, два думных дворянина и дьяки.

   Перед смертью царь Иоанн Васильевич поручил  своих сыновей Феодора и Дмитрия  нескольким приближённым и именитым людям; во главе их, несомненно, стоял  Никита Романович тогда ещё – Юрьев32.

   РОМАНОВЫ  ПРИ БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

 

   После смерти Ивана Грозного, в первые годы правления Фёдора Ивановича, как  и боялись 21 год назад некоторые  бояре, фактическим правителем государства  на короткое время стал представитель  рода Захарьиных–Юрьевых – Никита Романович. Кроме того, большим значением пользовался шурин царя Борис Годунов, князь И. Ф. Мстиславский и дьяки Щелкаловы. Никита Романович находился в родстве, хотя и в дальнем, с Борисом Годуновым, так как отдал свою дочь Ирину за Ивана Ивановича Годунова, его троюродного племянника; будучи женаты на двух родных сёстрах, княжнах Горбатых – Шуйских, Никита Романович и князь Иван Фёдорович Мстиславский были свояками; к Щелкаловым Никита Романович относился весьма дружелюбно, так как ценил в них ум и выдающиеся государственные способности. Из этого ясно, что в первые месяцы царствования Феодора, пока Никита Романович был здоров, власть сосредоточивалась в кружке лиц, которые находились между собой в родственных и дружеских отношениях.

Информация о работе Предыстория династии Романовых