Потребительская кооперация РТ после НЭПа до 1941 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4 - 5

1. Общая характеристика НЭПа…………………………………………....6 - 9

2. Новая экономическая политика………………………………………....10 -19

3. Политика и культура в годы НЭПа……………………………………..20 - 23

4. Противоречия и «кризисы НЭПа»……………………………………....24 - 26

5. Татарстан в годы НЭПа………………………………………………….27 - 32

6. Развитие потребкооперации Татарстана до 1941 года………………...33 - 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

теория и практика потребительской кооперации.курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

    От частичной модернизации промышленности  надо было переходить к широкомасштабной индустриализации. Неизбежно растущее при этом городское население, новостройки нуждались в устойчивом продовольственном снабжении. Аграрный же сектор был узким местом экономики. Здесь доминировал частник, хозяйство имело полунатуральный характер и не удовлетворяло потребностей города и промышленности в товарной сельскохозяйственной продукции. Экономические методы управления народным хозяйством странным образом сочетались с командно–административными. Это противоречие также требовало разрешения.

   На предыдущем этапе в Татарстане предпринимались попытки найти компромиссные варианты. В начале 20-х годов создавались простейшие производственные кооперативные объединения и другие кооперативы – потребительские, кредитные, снабженческо-сбытовые. Использовалась также такая форма взаимоотношений государства, отдельных крестьянских хозяйств и кооперативных объединений, как контрактация. По двустороннему договору крестьяне снабжались семенами, орудиями труда, промышленными товарами, получали денежную ссуду, а сами принимали обязательство засеять определённую площадь и продать собранную продукцию в установленные сроки и по ранее обусловленным ценам и кондициям. В Татарстане к 1929 году на условиях контрактации засеяли 45% всех посевных площадей. Появилась широко разветвлённая сеть различных товариществ, в том числе 427 машинных и около 1000 посевных, мелиоративных, животноводческих и других. В них состояло около 27 тыс.человек. К осени 1928 года в республике в сельскохозяйственные кооперативы была вовлечена почти половина крестьянских хозяйств. Тогда же получили развитие коллективные формы использования машин и сельскохозяйственных орудий через прокатные пункты, тракторные колонны и т.п. первая такая колонна в Татарии появилась весной 1929 года в Муслюмкинской волости Чистопольского кантона.

   В январе 1928 года Политбюро ЦК  проголосовало за использование  чрезвычайных мер при выполнении  плана хлебозаготовок. В различные  регионы страны было направлено  почти 30 тыс.специальных уполномоченных. Среди них оказался Сталин. Он посетил ряд областей и краев. Хлеб крестьяне продавать не хотели. Однако с их желаниями не считались вооружённые отряды, шедшие за спецуполномоченным. Благодаря «урало-сибирскому методу» в январе-марте 28-го было заготовлено 4,2 млн. тонн зерна.

   Самой сплошной коллективизации предшествовало загадочное политическое событие. Оно наложило  свой зловещий отпечаток на общественно-политическую жизнь не только Татарстана, но и других республик. Речь идёт о новой кампании по «делу Султан - Галиева». С 1923 по 1928 год М.Султан – Галлиев, снятый со всех постов и исключённый из партии, влачил жалкое существование и перебивался случайными заработками. Его положение усугубилось тем, что он в 1927 году отказался от предложения Сталина выступить в газете «Правда» с осуждением оппозиционеров Зиновьева и Каменева. Такое выступление сулило прощение и, возможно, возвращение на руководящую работу. В 1928 году организуется судебный процесс по «шахтинскому делу», сфабрикованному ОГПУ, позднее – процесс «Промпартии». Большинство сидевших на скамье подсудимых по «шахтинскому делу» послушно признало себя виновными во «вредительстве», связях с иностранными разведками; 11 человек были приговорены к расстрелу.

 В  декабре 1928 года, во время командировки, в г. Глазове арестовывают  М.Султан – Галиева. В его личных бумагах нашли написанные им, начиная с 1923 года, различные теоретические размышления о судьбах национальных движений в мире и перспективах развития СССР.

   Некоторые из них звучат как  пророчество. Так, он предрекал  крах колониальных империй к середине 40-х годов и выход на мировую арену стран Юго-Восточной Азии и арабского мира. Размышляя о судьбах СССР, Султан–Галиев с горечью констатировал, что в нем набирают силу имперские настроения и  происходит постепенное сужение даже тех небольших прав, которые национальные республики получили во время революции. Одной из роковых ошибок он считал создание наряду с полноправными и «неполноправных» республик, относя к последним автономные. Из этих размышлений следовал вывод о том, что СССР как империя обречен на распад в силу внутренних противоречий. Внешнее нападение на СССР, по мнению Султан – Галиева, может сплотить общество. Но после победы процесс распада продолжится. В Москве в течение нескольких месяцев велись допросы Султан – Галиева. Никаких документальных и свидетельских доказательств его деятельности, направленной на свержение Советской власти путем организации заговора среди работников Татарстана, Башкортостана и некоторых других республик, получить не удалось.

   Арестовывают большую группу татарских ученых, писателей, поэтов, в том числе Баки Урманче и его брата, подающего надежды экономиста Хади.

   Дело вели наиболее опытные  следователи восточного отдела  объединенного Главного политического  управления. В ходе допросов главные обвиняемые подтвердили, что по некоторым вопросам они не согласны с национальной политикой партии, но категорически отвергли связь с зарубежными контрреволюционными организациями. По каким-то причинам власти не организовывали открытый процесс. Судили «султан-галиевцев» в закрытом порядке, на коллегии ОГПУ. Это был секретный судебный орган, не предусмотренный Конституцией, но имевший право приговаривать ко всем  видам наказания, вплоть до смертной казни. Около 20 главных обвиняемых во главе с самим Султан – Галиевым были приговорены к расстрелу, остальные – к различным срокам лагерей и тюрем. После шести месяцев пребывания в камерах смертников приговор был заменён лагерным сроком в 10 лет. Большинство из них расстреляют позднее, во время большого террора 1937 года. Все они были посмертно реабилитированы за отсутствием вины в 90-х годах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Познакомившись с историей страны в двадцатые годы, мы выяснили, что во всех сферах в период НЭПа шла непрерывная, то явная, то подспудная борьба между важными тенденциями: «левой», радикальной, ускорительской и взвешенной, постепенной. В течение 1921 – 1922гг. НЭП являлся вынужденной попыткой удержать власть путем экономических уступок рынку. Однако этот рынок был сильно деформирован.

   Изучив организационные моменты НЭПа, мы пришли к следующим выводам:

1. Никакого единого плана новой экономической политики не существовало;

2. Нэповские мероприятия вводились урывками, хаотично, непоследовательно;

3. Наряду с рыночными, продолжали действовать централизованный, по сути, военно-коммунистические методы управления экономикой;

4. Безусловно, что, отойдя от крайностей "военного коммунизма", Советская власть несколько стабилизировала ситуацию, но все же к 1925г. усилилась разноголосица в политических оценках. Это значило, что НЭП был обречен, едва появившись на свет. А к осени 1927г. сочетание внешних и внутренних факторов обрушили его, доказав обреченность «рыночного социализма».

   Опыт НЭПа показал, что в условиях плановой экономики рыночный механизм может успешно действовать, но только тогда, когда центральные ведомства принимают компетентные решения с учетом законов товарного производства и интересов различных социальных слоев населения. Другим необходимым условием является демократический характер самого процесса выбора среди этих альтернатив лучшего варианта. В современных условиях речь, разумеется, не идет о восстановлении НЭПа: в стране другая историческая обстановка, другие исторические условия, другие задачи, но в сегодняшнем наступлении на бюрократизм, диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах идеи НЭПа могут сыграть полезную роль.

 

Список использованных источников

1. Амбарцумов Е.А. Вверх, к вершине. Москва,1999г.

2. Экономическая энциклопедия. Т.2. Москва,2000г.

3. Кредитно-денежная  система СССР. Под ред. А.А.Посконова. Москва,1997г.

4. Афанасьев В.Г., Смирнов Г.А. «Урок дает история». Москва 1989г.

3. Бурлацкий Ф.А. «Новое мышление». Москва. 1989г.

3. Бутенко А.П. «Откуда и куда идем». 2000г.

4. Вайнштейн А.Л. Цены и ценообразование в СССР в восстановительный    

 период 1921-1928 гг. Москва, 1992г.

5. Долуцкий И.И. «Отечественная история XX век». Москва. 1994г.

6. Дробижев В.З. «История СССР. Эпоха социализма». Москва. 1985г.

7. Зуев М.Н. «История России». Москва 2003г.

8. Иванов Е.П. «История Отечества». Псков. 1993г.

9. Лацис О.Р. Искусство сложения: Очерки. Москва, 1999г.

10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

11. Шмелев Н. На переломе: перестройка экономики в СССР. Москва

Информация о работе Потребительская кооперация РТ после НЭПа до 1941 года