Политические репрессии 1934—1938 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:51, реферат

Описание работы

Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. послужило предлогом для новой волны политических репрессий. Их отличие от предыдущего периода состояло в том, что центр тяжести репрессий начал всё более смещаться от «классовых врагов», «буржуазной интеллигенции» к самой партии большевиков.

Уже в официальном сообщении об убийстве Кирова говорилось о необходимости «окончательного искоренения всех врагов рабочего класса». В тот же день И. Сталин собственноручно подготовил постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» следующего содержания:

Файлы: 1 файл

Политические репрессии 1934.docx

— 19.52 Кб (Скачать файл)

Политические  репрессии 1934—1938 гг

Убийство  С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. послужило предлогом для новой волны политических репрессий. Их отличие от предыдущего периода состояло в том, что центр тяжести репрессий начал всё более смещаться от «классовых врагов», «буржуазной интеллигенции» к самой партии большевиков.

Уже в официальном  сообщении об убийстве Кирова говорилось о необходимости «окончательного искоренения всех врагов рабочего класса». В тот же день И. Сталин собственноручно подготовил постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» следующего содержания:

Внести  следующие изменения  в действующие  уголовно-процессуальные кодексы союзных  республик по расследованию  и рассмотрению дел  о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:

1. Следствие по этим  делам заканчивать  в срок не более  десяти дней; 
2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде; 
3. Дела слушать без участия сторон; 
4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать; 
5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по

вынесении приговора.[23]

 

При расследовании  дела об убийстве Кирова Сталин приказал[20] разра батывать «зиновьевский след», обвинив в убийстве КироваГ. Е. ЗиновьеваЛ. Б. Ка менева и их сторонников. Через несколько дней начались аресты бывших сторонников зиновьевской оппозиции, а 16 декабря были арестованы сами Каменев и Зиновьев. 28-29 декабря 14 чело век, непосредственно обвинённых в организации убийства, были приговорены к расстрелу. В приговоре утверждалось, что все они были «активными участниками зиновьев ской антисоветской группы в Ленинграде», а впоследствии — «под польной террористической контрреволюционной группы», которую возглавлял так называемый «ленинградский центр». 9 января 1935 г. в Особом совещании при НКВД СССР по уголовному делу «ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы Сафарова, Залуцкого и других» были осуждены 77 человек. 16 января были осуждены 19 обвиняемых по де лу так называемого «московского центра» во главе с Зиновьевым и Каменевым. Все эти процессы были грубо сфабрикова ны.[24]

О. Г. Шатуновская в письме А. Н. Яковлеву утверждает, что в личном архиве Сталина «был обнаружен собственноручно составленный список двух сфабрикованных им „троцкистско-зиновьевских террористических центров“ — Ленинградского и Московского».[25]

В течение нескольких последовавших лет Сталин использо вал убийство Кирова как повод для окончательной расправы с бывшими политическими противниками, возглавлявшими различные оп позиционные течения в партии в 1920-е годы или принимавшими в них участие. Все они были уничтожены по обвинениям в террористической деятельности.

В за крытом письме ЦК ВКП(б) «Уроки событий, связанных с зло дейским убийством тов. Кирова», подготовленном и разосланном на места в январе 1935, помимо предъявления Каменеву и Зиновьеву повторных обвинений в руководстве «ленинградским» и «московским центрами», которые являлись «по сути дела замаскированной формой белогвардейской организации», Сталин напоминал и о иных «антипартийных группировках», существовавших в истории ВКП(б) — «троцкистах», «демократических централистах», «рабочей оппозиции», «пра вых уклонистах» и др. Это письмо на местах следовало рассматривать как прямое указание к действию.[24]

Информация о работе Политические репрессии 1934—1938 гг