Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2009 в 12:48, Не определен
1.Михаил Федорович Романов
2.Алексей Михайлович Романов
3.Фёдор Алексеевич Романов
Федеральное агентство по образованию
Читинский Государственный Университет
Геологический факультет
Кафедра экономики и
управления на предприятиях горной
промышленности и
геологоразведки
На тему: Первые цари династии Романовых.
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Михаил Федорович Романов……………………………………………….4
3.Алексей Михайлович Романов……………………………………………..5
4.Фёдор Алексеевич Романов………………………………………………...6
Введение.
Предки Михаила Фёдоровича, первого царя династий Романовых, происходили от младшей ветви одного из древнейших московских боярских родов. Основателем его традиционно считается Андрей Иванович Кобыла, о котором упоминают летописи: в 1346г. он ездил в Тверь сватать за великого князя московского Семёна Ивановича (1340-1353гг.), прозванного Гордым, дочь тверского князя Марию Александровну. От младшего сына боярина Фёдора Кошки и пошли Романовы.
Боярин Фёдор Кошка был доверенным лицом великого князя Василия Дмитриевича (Василия1;1389-1425гг.). Осторожный политик и дипломат, он умел ловким поведением и подарками улаживать дела своего государя в Орде, не доводя отношений до конфликтов и набегов татар на русские земли. Знаменит он и тем, что ему принадлежало роскошное Евангелие, сохранившееся до наших дней: великолепная рукописная книга в драгоценном переплёте, миниатюры к которой, возможно, писал сам Андрей Рублёв
Именно потомки Фёдора Кошки позднее занимали прочное положение при московском дворе. Старшие же ветви рода Андрея Кобылы угасли, не оставив мужских потомков; некоторые семьи этого рода( Колычевы, Епанчины) обосновались в Новгороде.
При дворе Ивана 3 (1462-1505 гг.) служили братья Яков и Юрий Захарьины, сыновья Захария Фёдоровича Кошки. Эти бояре занимались административной деятельностью, в основном в Новгороде. После присоединения к Москве новгородских земель многие старинные боярские семьи были выселены из них новгородских вотчин, в которых “испомещали” московских служилых людей.
Дипломатическую и административную деятельность отца продолжил Михаил Юрьевич Захарьин. Посол императора Максимилиана барон Сигизмунд Герберштейн называл его “государевым секретарём”, подчёркивая тем самым высокое положение этого видного дипломата при великом князе Василий 3 (1505-1533 гг.).
Положение Захарьиных особенно упрочилось в связи с женитьбой Ивана 4 (1533-1584 гг.) на племяннице Михаила Юрьевича-Анастасии Романовне. Братья царицы, в том числе знаменитый впоследствии Никита Романович, были советниками молодого царя Ивана.
В отличие от незнатных любимцев царя, таких, например, как Алексей Адашев, им не надо было делать придворной карьеры - боярский титул издавна принадлежал членам этой семьи. К концу 16 в. из всех потомков Фёдора Кошки остался лишь Никита Романович с детьми. Никита Романович и его сын Фёдор активно участвовали в политической жизни при дворе царя Фёдора Ивановича (1584-1598 гг.), племянника Никиты Романовича и последнего из рода Ивана Калиты на московском престоле. После смерти этого государя Никита Романович и Борис Годунов оказались основными претендентами на престол.
Существовали различные легенды о том, кому именно бездетный царь Фёдор передал свой трон. Так, очевидец московской жизни конца 16 в. швед Пётр Петрей писал, что когда у больного царя Фёдора Ивановича спрашивали, кому он намерен завещать власть, тот отвечал, что “передаст свой скипетр перед смертью”. И действительно, повествует далее Петрей, приняв незадолго до кончины монашеский сан, государь “передал свой скипетр Никите Романовичу”. Скипетр был одним из основных символов царской власти,
передать его другому означало передать управление страной.
Но занять русский престол было суждено лишь внуку Никиты Романовича – Михаилу Фёдоровичу. Это произошло в 1613 г., после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну.Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Фёдоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царём Фёдором. Как свидетельствует “Повесть о Земском соборе 1613 г.”, “казаки, не можаху дождати от бояр совету”, пошли на двор митрополита Крутицкого с просьбой дать царя, “кому нам поклониться и служити, у кого жалованья просити”. А на соборе казачий атаман напоминал вельможам, что царь Фёдор Иванович перед смертью передал свой царский посох Фёдору Никитичу Романову.
Михаил Федорович
Романов.
Решение Земского собора 1613 г. получило поддержку в народе и узаконило новую династию. Семнадцатилетний Михаил Фёдорович венчался на царство летом 1613 г. В первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся освобожденный из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие. Отец царя был высшим церковным иерархом России. Помимо этого он официально получил титул “великий государь”, и все документы писались на имя или от имени отца и сына.
Время длительного царствования Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввёл новую систему управления – воеводскую. При нём созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой. Наряду с привычным дворянским ополчением стали появляться полки нового строя- предшественники регулярной армий.
В истории Михаил Фёдорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двенадцать лет Михаил Фёдорович правил сам,
и эти годы по важности дел мало чем отличались от предыдущих.
Уклад царского быта почти не изменился по сравнению с временами правления прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей. Михаил Фёдорович и его сын Алексей были религиозными людьми, и для них естественным было стремление жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье, участие в публичных церковных церемониях.
У Михаила Фёдоровича было десять детей, но к концу жизни царя из всех наследников в живых остался лишь Алексей. Он и сменил на престоле умершего отца.
Избрание шестнадцатилетнего Михаила Романова на царство преодолело династический конфликт лежавший у истоков Смуты. Но оно не могло разрешить социальных конфликтов и прекратить интервенцию. Результатом Смутного времени стал катастрофический упадок хозяйства. В царской казне не было ни рубля. В некоторых уездах вообще не осталось жилых дворов, в некоторых распахивалось всего 5 процентов земель. По стране бродили разбойничьи шайки, польские и шведские отряды грабили города и деревни. В течение нескольких лет царь и его помощники – деятели Второго ополчения ликвидировали последствия Смуты, организовывали органы власти в центре и на местах. Часть бывших тушинцев была включена в состав вооруженных сил государства. Бывшие вольные казаки зачислялись на государеву службу и становились служилыми людьми. Отряды, не желавшие расставаться с казачьей вольницей, были разгромлены. Супруга двух самозванцев Марина Мнишек оказалась в заточений, где и окончила свои дни. Сын Марины и Лжедмитрия 2, “воронёнок Ивашка”, как его называли правительственные документы, был повешен. Столь жестокая расправа с малолетним ребёнком объяснялась тем, что некоторые бывшие тушинцы хотели возвести его на престол. В первые годы правления Михаила Фёдоровича Земские соборы заседали почти непрерывно. Они решали важнейшие государственные вопросы, ограничивая царскую власть. Но по мере упрочения позиций патриарха Филарета соборы стали созываться лишь время от времени. Усилению власти Романовых содействовал и процесс замены выборных должностных лиц в местных органах управления воеводами, назначенными центральной властью. Сосредоточив в своих руках военно-административные, судебные и податные полномочия, воеводы вмешивались в дела органов местного самоуправления.
Алексей
Михайлович Романов.
Царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) начал своё правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философий и богословий, в законах, понимал и любил духовную музыку.
Говоря о его государственной деятельности, надо помнить, что именно при нём был составлен весьма полный свод законов- Уложение 1649 года. Алесей Михайлович принял и личное участие в законотворчестве: будучи страстным охотником, он сам составил уложение соколиной охоты. В этом, однако, русский царь мало отличался от других коронованных особ той эпохи.
По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл он в истории. Но внешняя его мягкость была обманчива: этот государь обладал твёрдым характером. Так, он без колебаний изгонял вчерашних любимцев, которые начинали навязывать ему свои идей. В 1654 г. была объявлена война Польше и Литве, и Алексей Михайлович отправился на войну вместе с армией. Помимо заслуженной воинской славы русский государь получил возможность познакомиться с жизнью соседних стран.
Молодой царь познаёт новую для него культуру. Его интересовало всё: университетское образование, непривычный для русского человека быт горожан, незнакомая архитектура, живопись, иные придворные обычай.
Пройдет немного времени, и в Москве появятся просветители из соседних стран, а позднее, при наследниках Алексея Михайловича, откроется Славяно-греко-латинская академия – прообраз университета. Возникает представление о высшем образований, молодые люди получат возможность уехать на учёбу в европейские университеты. (Правда, в то время Борис Годунов отправил четырёх юношей учиться в Англию, но началась война, и никто из них не вернулся.) В Посольском приказе начинают активно переводить новинки европейской литературы: исторические хроники, научные трактаты, публицистику.
В свою очередь в Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Именно в Россию перевозят в это время с православного Востока церковные реликвии, спасая их от турок; сюда едут с Балкан и из Греции мастера и ремесленники.
Элементы европейской культуры начинают распространяться и в высших слоях московского общества. Однако появление иноземного платья, европейская мебель, и посуда, книги и гравюры, украсившие терема, все новшества о которых часто писали иностранные путешественники 17 века, мало влияли на традиции русского быта.