Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:22, реферат
15 июня 1914г. в городе Сараево был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фер-динант. Сербский студент-террорист Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога и его жену. В ответ на это убийство Австро- Венгрия 10 июля предъ-явила Сербии ультиматум, содержавший ряд заве-домо неприемлемых требований. Узнав об этом ультиматуме, министр иностранных дел России С.Сазонов воскликнул:"Это европейская война!".
Сербское правительство постаралось дать до-вольно примирительный ответ на предъявленный ультиматум. Однако оно всё же не приняло неко-торых требований, содержавшихся в нём. После этого 15 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну. На следующий день Белград подвергся первой бомбардировке.
Начало войны.
15 июня 1914г. в городе Сараево был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фер-динант. Сербский студент-террорист Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога и его жену. В ответ на это убийство Австро- Венгрия 10 июля предъ-явила Сербии ультиматум, содержавший ряд заве-домо неприемлемых требований. Узнав об этом ультиматуме, министр иностранных дел России С.Сазонов воскликнул:"Это европейская война!".
Сербское
правительство постаралось
Россия считалась покровительницей и защитницей православной славянской Сербии. Когда началась война, Николай II отправил телеграмму германскому кайзеру Вельгельму, союзнику Австро-Венгрии. Русский царь "во имя старой дружбы" просил кайзера "помешать союзнику зайти слиш-ком далеко в неблагородной войне, объявленной сла-бой стране". Вельгельм ответил, что виновники "подлого убийства" в Сараеве должны получить заслуженное возмездие... Обмен телеграммами между монархами не привёл ни к какому соглаше-нию.
Обстановка накалялась с каждым днём, с каж-дым часом. В ночь на 18 июля Николай II объявил всеобщую мобилизацию. Германия немедленно по-требовала отменить эту меру в течении 12 часов. Утром 19 июля германский посол в России граф Ф.Пурталес явился в Министерство иностранных дел. Посол спросил министра С.Сазонова, согласна ли Россия отказаться от мобилизации. Министр ответил отрицательно. Взволнованный посол вынул из кармана какую-то бумагу и ещё дважды задал этот вопрос, с каждым разом волнуясь всё больше. "Я не могу дать Вам иной ответ",-сказал С.Сазо-нов. "В таком случае,-заявил Ф.Пурталес, задох-нувшись от волнения ,-я должен вручить Вам этот документ". И передал министру ноту с объявле-нием войны.
В считанные
дни после этого в войну
вступили ос-новные
Почти
во всех странах начало "
"Ни один человек на свете,-писал кадет Владимир Набоков,-не поверил бы, если бы ему сказали в 1914 году, что тогдашние тринадцатилетние дети ока-жутся участниками войны, что через четыре года она будет в полном разгаре..."
20 июля в Петербурге огромные толпы народа приветствовали Николая II. В этот день импера-тор поклялся на Евангелии и святой иконе, что не подпишет мира, пока хоть один враг останется на русской земле. Принеся эту торжественную клят-ву, царь появился перед народом на балконе Зимнего дворца. Дворцовую площадь заполняли тысячи лю-дей-представителей всех слоёв общества. В едином порыве встав на колени перд императором, они с глубоким чувством пели гимн "Боже, царя храни". "Наверное, за все двадцать лет своего царствова-ния,-писал великий князь Алесандр Михайлович,-он не слыхал столько искренних криков "У Р А", как в эти дни. Наступившее "единение Царя с народом" очень радовало его. Он говорил об этом искренно и просто. В разгово со мной у него вырвалось при-знание, что он мог избежать войны, если бы решил-ся изменить Франции и Сербии, но что он этого не хотел..."
Такие же настроения царили и в Государственной думе. Депутаты единогласно приняли решение о кредитах на военные нужды. От голосования по этому вопросы воздержались только социалисты.
Народные
чувства в те дни приобрели
явную анти-немецкую
Отразились эти настроения и в решениях влас-тей. Так, 18 августа 1914г. переименовали столицу государства. Санкт-Петербург утратил своё "не-мецкое" название и стал Петроградом.
Сражения в Восточной Пруссии.
После
начала войны германские
Выполняя эти просьбы, Россия поспешно бросила две армии в наступление с целью захватить Вос-точную Пруссию. Ими командовали генералы Павел Ренненкампф и Александр Самсонов, прославившие-ся на русско-японской войне.
Началось наступление успешно. 7 августа армия Ренненкампфа одержала блестящую победу в круп-ном сражении под Гумбиненом. Немцам не помогло их превосходство в артиллерии; они отступили, потеряв свыше 10 тысяч человек.
В русских военных кругах говорили, что Реннен-кампф марширует прямо на Берлин и через два-три месяца войдёт в столицу Германии.Однако победо-носный марш оказался недолгим и внезапно сменился тяжелейшими поражениями. Две русские армии наступали в разных направлениях, и армия А.Сам-сонова неожиданно попала в расставленную немца-ми ловушку. Немцы нанесли по ней мощный удар, собрав почти все имевшиеся здесь войска. Оказав-шись в окружении, армея Самсонова была разгром-лена. В болотах Востсчной Пруссии погибли отборные гвардейские полки, считавшиеся лучшими частями русской армии и надёжной опорой престола. Генерал Самсонов в самый тяжёлый мо-мент отправился на наиболее опасный участок сражения. Здесь, в глухом лесу, он потерял связь с остальными частями своей армии. Чтобы избежать плена, который генерал считал позором, он покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера в ночь на 17 августа.
Между тем генерал Ренненкампф получил приказ держаться до последнего, ни в коем случае не отс-тупать. Но в тяжёлых боях его армия несла боль-шие потери и в сентябре вынуждена была всё-таки отступить под напором противника...
Таким образом, выполнить задуманное и захва-тить Восточную Пруссию русским войскам не уда-лось. Однако своими жертвами они помогли фран-цузской армии. В разгар сражений Германия пере-бросила с запада на восток часть своих сил. Это позволило французам сдержать натиск немцев и разгромить их в битве на реке Марне. Французский генерал Фердинанд Фош позднее говорил:"Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим прежде всего мы обязаны России".
Судьба генерала Ренненкаьпфа оказалась весьма печальной. Его обвиняли в том, что он предал С.Самсонова, не прийдя ему своевременно на по-мощь. Сам П.Ренненкампф объяснил это тем, что приказ поступил слишком поздно. Из-за немецкой фамилии генерала в войсках появилось стойкое убеждение, что Ренненкампф-изменник. Уволенный в отставку, он поселился в Петрограде. На улицах ему часто приходилось слышать тяжкие обвинения и оскорбления в свой адрес. В 1918г. толпа солдат учинила самосуд над генералом...
Поражение в Востсчной Пруссии несколько охла-дили в России воодушевление, вызванное началом войны. Надежды на молниеносную победу посте-пенно испарились. Стало ясно, что война обещает быть долгой и нелёгкой...
Галицийская битва.
Ожесточённое сражения в августе 1914г. кипели и в Галиции между русскими и австро-венгерскими частями. 21 день на пространстве между Днест-ром и Вислой шла грандиозная Галицийская битва. С обеих сторон в ней участвовало более миллиона человек. В начале русские армии с трудом выдержи-вали мощный натиск противника. Но затем в боях произошёл перелом.
Русские войска перешли в наступление, опираясь на мощную поддержку артиллерии. орудия стре-ляли так часто, что накалялись докрасна. Если солдат ронял на орудие фуражку, она немедленно вспыхивала, как в горячей печи. При такой стрель-бе, конечно, расходовалось очень много снарядов.
Австро-венгерская
армия в беспорядке отступала,
бросая оружие, обозы и артиллерию.
Тысячи авст-рийских солдат
Наступающие
русские армии осадили
"Великое отступление".
Зимой 1914-1915гг. русские войска вели тяжёлые, кровопролитные сражения в предгорьях Карпат. Несмотря на большие потери, им удалось отбро-сить противника. В суровые морозы русские преодо-левали обледенелые горные склоны, пробирались че-рез сугробы. В результате им удалось овладеть зна-чительной частью Карпатского хребта.
Но в апреле 1915г. на помощь австрийцам пришла германская армия генерала Августа Макензена. К этому времени у русских был почти исчерпан запас артиллерийских снарядов, расчитанный на недол-гую войну. Расход снарядов в первые месяцы войны оказался непредвиденно большим. Поред велеколепно вооржёнными солдатами Макензена русские солда-ты оказались почти безоружными. 19 апреля 1915г. началось "великое отступление" русских армий. Внезапно выяснилось, что им катастрофически не хватает самого необходимого-снарядов, патронов, ружей, даже сапог. Нередко новобранцы попадали в действующую армию без обуви, и им приходилось сражаться босыми...
Далеко не все бойцы имели винтовки, многим при-ходилось ждать гибели или ранения своих товари-щей, чтобы получить их оружие. Командование отдавало приказы "не тратить патронов понап-расну", "забирать патроны у раненых и убитых". Как-то раз штаб Юго-Западного фронта разослал телеграмму о создании пехотных рот, вооружён-ных "алебардами"...
Но хуже
всего был сильнейший "
"Весна 1915 года останется у меня навсегда в па-мяти,-вспоминал генерал Антон Деникин.-Ведикая трагедия русской армии-отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжёлые переходы, бесконечная усталость-физическая и моральная, то робкие на-дежды, то беспросветная жуть.
Сражение под Перемышлем в
середине мая. Один-надцать
Оставалось
только отступать, чтобы
В июле перешли в наступление германские войска в Польше. "Великое отступление" русских армий на-чалось и на этом фронте. В январе 1915г. немцы применяли здесь и химическое оружие. Поскольку противогазов у русских солдат не было, газовые атаки каждый раз уносили множество жизней. А.Деникин писал:"Мы противопоставили убийст-венной технике немцев мужество ... и кровь". К осени 1915г. позади русских армий остались огром-ные территории-Польша, Литва, Галиция, часть Беллорусии.
Конечно
известия о поражениях и