Отечественная война 1812 года. Истоки патриотизма народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб

России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и

возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние

десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания,

как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот

пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-

нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная,

эстетическая и проч.

Содержание работы

1.Введение _______________________________________________2


2. Начало ополчения, издание манифестов _____________________2


3. Первые войсковые партизаны ______________________________9

4. Крестьянские отряды сопротивления ________________________10
5. Пламя народной войны ____________________________________11
6. Из дневника Дениса Давыдова ______________________________12


7. Заключение ______________________________________________13

Файлы: 1 файл

История.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Подписал: флигель-адъютант князь Меньшиков

Из  письма царевича Давида А.И.Горчакову 
(29 июля 1812 г.)

Милостивый  государь князь Алексей Иванович! 
Податели сего губернские секретари князь Ерофей Еристов и дворянин Осип Габаев имеют усердие служить ... в приготовляемом ополчении С.-Петербургской губернии. Извещая ваше сиятельство, что сей князь Еристов и дворянин Габаев несколько раз были употреблены при воинских действиях в Грузии ... и особенно отличились под моим начальством.

Из  рескрипта Александра I малороссийскому  генерал-губернатору  Я.И.Лобанову-Ростовскому  
(25 июня 1812 г.)

Известное ваше усердие ... побуждает меня возложить на вас попечение о сформировании казачьих полков в губерниях, начальству вашему вверенных, и об отправлении оных по мере готовности в Калугу и Тулу. Сие формирование может заменить в губерниях Малороссии обыкновенный рекрутский набор с прочих губерний, с осени приготовляемый.

Из  рапорта таврического губернского предводителя дворянства  
А.С.Таранова-Белозерова Э.О.Ришелье о желании татарских дворян служить в ополчении 
(15 августа 1812 г.)

Однако  же, по незнанию российского языка... написанное на татарском языке изъявление ревностного их желания идти на защиту престола и отечества против общего врага, с дозволения вашего сиятельства ... в подлиннике с переводом подношу.

Губернский предводитель дворянства  
подполковник Таранов-Белозеров

Из  донесения начальника Войсковой канцелярии Войска Донского  
генерала-майора Н.Н.Курнакова войсковому атаману генералу от кавалерии  
М.И.Платову о формировании всеобщего воинского ополчения на Дону  
(23 июля 1812 г.)

     Во  исполнение означенного высочайшего  манифеста ... учинить следующее... 
Членам начальства обще с станищными правителями ... денно и нощно и неусыпно всеми возможными способами привести в исправное состояние как лошадьми, так и воинским оружием, приказав запастись провиантом на месяц... К лучшему успеху к приготовлению воинских людей на сие ополчение ... назначить особых окружных начальников.

Из  рапорта генерал-майора А.Х.Бенкендорфа начальнику штаба корпуса  Витгенштейна  
ген.-майору Ф.Ф.Довре с представлением к награждению офицеров 1-го Башкирского полка  
(29 марта 1813 г.)

Честь имею представить 1-го Башкирского полка  штаб- и обер-офицеров, за оказанные  неоднократно противу неприятеля отличные храбрости и своею деятельностию  и ревностию к службе достойных  внимания, к высочайшему утверждению  в настоящие чины, коих список ... прилагаю...

Генерал-майор Бенкендорф

Из  рапорта командующего войсками на Кавказской линии генерал-майора  
С.А.Портнягина начальнику Грузии и Кавказской линии генерал-лейтенанту Н.Ф.Ртищеву  
(29 октября 1812 г.)

Владельцы и народ калмыкский в пожертвованиях своих явили новый опыт искренней своей преданности ... престолу; они состоят в следующем: наличными деньгами, кои почти все уже внесены в Астраханскую казенную палату, — 23 510 руб., лошадьми — 1080, рогатым скотом — 400 штук. 

О начавшемся движении среди народа свидетельствуют многие участники событий. Участник войны декабрист И.Д.Якушкин также подчеркивал, что «не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение», и оттуда вели борьбу с захватчиками. Значительная же часть дворян осталась на месте, стремясь сохранить свои поместья. Именно о них писал офицер Семеновского полка А.Чичерин: «Жадные и корыстные помещики остались в своих владениях, чтобы избежать полного разорения, и, волей-неволей содействуя замыслам неприятеля, открыли ему свои амбары; проливая неискренние слезы и рассуждая о патриотизме, они верности отечеству предпочли удовлетворение своего корыстолюбия». 
Сохранилось немало свидетельств о том, что крестьяне требовали от помещиков вести борьбу с наполеоновской армией и громили усадьбы тех из них, кто безропотно встречал врага.

3.Первые войсковые партизаны.
Фигнер

В понятие  малая война Кутузов вкладывал  весьма глубокое содержание. Сюда входили  действия не только небольших войсковых  отрядов и ополчения, но и народных партизанских отрядов. 
Организация войсковых партизанских отрядов началась еще до Бородинского сражения. Под Смоленском 23 июля (4 августа) Барклай де Толли отдал в команду Ф.Ф.Винценгероде Казанский драгунский, Ставропольский, Калмыцкий и три казачьих полка и поручил этому отряду действовать в районе Духовщины: тревожить французские войска и держать связь с корпусом Витгенштейна. 
Значительно меньшим по размерам, но более активным был отряд Д.В.Давыдова. Вместе со своими гусарами он отступал в составе армии П.И.Багратиона к Бородину. Давыдов решил просить себе отдельную команду. Багратион дал ему трех офицеров, 50 гусар Ахтырского полка и 150 казаков из отряда генерал-майора А.А.Карпова. В боях с противником росла слава Давыдова как неуловимого партизана. 
Придавая громадное значение Можайскому направлению, Кутузов во время проведения флангового маневра выдвинул к селу Перхушково отряд генерал-майора И.С.Дорохова, состоящий из трех казачьих, одного гусарского и одного драгунского полков и полуроты артиллерии. Дорохову предписывалось производить нападения, «стараясь наиболее истреблять парки неприятельские». Действия Дорохова были отмечены специальным приказом по армии. 
Отведя армию на Тарутинскую позицию, Кутузов сформировал еще четыре партизанских отряда: капитанов А.Н.Сеславина, А.С.Фигнера и полковников И.М.Вадбольского, И.Ф.Чернозубова. 
К войсковым партизанам относились также прибывшие с Дона 26 казачьих полков. Все эти полки влились в армию в конце сентября. 
Действия войсковых партизан заставили Наполеона бросить на охрану дорог крупные силы. Но все усилия оказались тщетными. Неприятелю не удалось оградить себя от нападений войсковых партизан.

Крестьянские  отряды сопротивления

  1. Крестьянские  отряды сопротивления

     Чем глубже проникали в Россию наполеоновские войска, тем явственнее становилось  яростное сопротивление народа, который  не желал сотрудничать с захватчиками. Но если французам и удавалось заставить отдельных крестьян быть проводниками, то многие из них пользовались случаем, чтобы завести отряды либо в чащу лесов, либо в сторону от крупных населенных пунктов. Подвиг Ивана Сусанина не раз был повторен в то время. 
К середине августа в ряде уездов Смоленской губернии уже насчитывалось несколько довольно больших крестьянских отрядов. В Сычевском районе действовали три отряда. Первый из них состоял из жителей города Сычевска, возглавил его городничий П.Карженковский. Этот отряд неоднократно отражал попытки польских улан разорить села вокруг города. Второй отряд во главе с С.Емельяновым, боевым суворовским солдатом, насчитывал 400 человек, он провел 15 боев, уничтожил 572 французских солдата. Активно действовал и отряд исправника Е.Богуславского, он уничтожил 1760 человек неприятеля. 
Среди народных героев было немало женщин. До сих пор живет память о знаменитой старостихе хутора Горшкова Сычевского уезда Василисе Кожиной, отряд которой брал в плен и истреблял французов. Известна также «кружевница Прасковья», крестьянка из деревни Соколово Смоленской губернии. 
В Гжатском уезде широкую известность получили действия двух отрядов — Ермолая Васильевича Четвертака (Четвертакова) и Федора Потапова (Самуся).

  1. Пламя народной войны.
 
     
Сеславин

     Судьба  Москвы усилила в народе ненависть  к захватчикам и еще более  побудила его к борьбе с ними. Подмосковные крестьяне тотчас организовали сопротивление. Большинство их не только отказывалось продавать французам  продовольствие, но и расправлялось с теми, кто пытался это сделать. Нередко крестьяне встречали французских фуражиров огнем, несмотря на расстрелы и уничтожение деревень. 
Одним из важных источников получения оружия крестьянами Московской и отчасти Калужской губерний являлось Бородинское поле. Был и другой источник — армейские партизанские отряды раздавали отнятое в боях оружие крестьянам. 
Раньше других поднялись крестьяне Звенигородского уезда во главе с сотским села Лучинского П.Ивановым. Волостной голова Вельяминовской волости И.Андреев также звал крестьян вступить в партизанский отряд. Самоотверженно боролись с французскими мародерами крестьяне Ф.Сергеев, Е.Алексеев и староста села Ильинского Е.Яковлев, звенигородские мещане И.Горяинов и Н.Овчинников. В отрядах самообороны этого уезда действовало около 16 тысяч крестьян, «способных к бою». 
Столь же активно сражались отряды самообороны Волоколамского уезда. Организаторами крестьянских отрядов выступали отставной унтер-офицер Новиков, отставной солдат Немчинов, волостной голова Серединской волости Б.Борисов, волостной староста села Бурцово И.Ермолаев, волостной писарь М.Федоров, крестьяне села Подсухина К.Кузьмин, Г.Семенов. Их успешные действия способствовали неудаче всех попыток французов захватить Волоколамск. 
Все села Рузской округи были на военном положении. В каждом из них по звону сигнального колокола, который извещал о появлении противника, крестьяне собирались и дружно давали отпор захватчикам. 
Особенно обострилась обстановка на Владимирской дороге в районе Богородска, откуда французы могли угрожать правому флангу русской армии, расположенной у Тарутина. Организаторами партизанского отряда в Вохновской волости явились крестьянин Г.Матвеев (Курин), вохновский голова Е.Стулов, сотенный И.Чушкин. 
Наибольший накал наблюдался, однако, на Серпуховской и на обеих Калужских дорогах, которые вели к месторасположению русской армии и ее базам в Туле и Калуге. 
Действия партизан приобрели постепенно стратегическое значение. За 39 дней пребывания в Москве французская армия потеряла более 30 тысяч — результат, равный итогам крупного сражения. Не менее важно учитывать и моральный эффект. Партизаны держали французских оккупантов в постоянном напряжении. 
Однако поддержка М.И.Кутузовым крестьянского народного сопротивления врагу не находила положительного отклика в придворных кругах Петербурга. Здесь высказывалось беспокойство по поводу снабжения народа оружием. И, конечно, прав был Д.В.Давыдов, отметивший, что в этой войне «нравственная сила рабов возвысилась до героизма свободного народа». Но именно этого боялись крепостники во главе с Александром I.

  1. Из  дневника Дениса Давыдова.

     С 1807 по 1812 г. я был адъютантом покойного князя Петра Ивановича Багратиона. В 1812 г. поздно было учиться. Туча бедствий налегла на отечество, и каждый сын его обязан был платить ему наличными сведениями и способностями. Я просил у князя позволения стать в рядах Ахтырского гусарского полка. 
Получив пятьдесят гусар и восемьдесят казаков, я выступил через село Сивково в село Скугорево. Общее и добровольное ополчение поселян преграждало путь нам. К каждому селению один из нас принужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли на помощь к ним. Там сцена переменялась, едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги подносимы были солдатам. 
Смотря по расстоянию до предмета, на который намеревались учинить нападение, мы за час, два, три до рассвета поднимались на поиск и, сорвав в транспорте неприятеля, что по силе, обращались на другой, нанеся еще удар, возвращались окружными дорогами к спасительному нашему лесу. 
До сего времени все предприятия мои были направлены между Гжатью и Вязьмою. Успех их пробудил деятельность французского губернатора, он, собрав, все конные через город сей следующие команды, составил сильный отряд и предписал ему очистить от набегов моих все пространства, разбить непременно мою партию и привезти меня в Вязьму живого или мертвого.  
Я никак не полагал столкнуться с главною квартирою в сем направлении; но холиться было некогда, я сел на конь и явился к светлейшему немедленно. Как скоро светлейший увидел меня, то подозвал к себе и сказал: «Я еще лично незнаком с тобою, но прежде знакомства хочу поблагодарить тебя за молодецкую твою службу!» Он обнял меня и прибавил: «Удачные опыты твои доказали мне пользу партизанской войны, которая столь много вреда нанесла, наносит и нанесет неприятелю.

     На  рассвете разъезды наши дали знать, что  пехотные неприятельские колонны тянутся  между Никулином и Стеснами. Наконец  подошла старая гвардия, посреди  коей находился сам Наполеон. Мы вскочили на конь и снова явились у большой дороги. Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хотя одного рядового от сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегали все усилия наши и оставались невредимыми. 
Я никогда не забуду свободную поступь и грозную осанку сих всеми родами смерти угрожаемых воинов! Командуя одними казаками, мы жужжали вокруг сменявшихся колонн неприятельских, у коих отбивали отставшие обозы и орудия, иногда отрывали рассыпанные или растянутые по дороге взводы, но колонны оставались невредимыми. Видя, что все наши азиатские атаки рушатся у сомкнутого строя европейского, я решился под вечер послать Чеченского полк вперед, чтобы ломать мостики, находящиеся на пути к Красному, заваливать дорогу и стараться всяким образом преграждать шествие неприятеля. <…> 
От самой Вязьмы образ нашей жизни совершенно изменился. Мы вставали в полночь. В два часа пополуночи обедали и в три часа выступали в поход. Партия шла всегда совокупно, имея авангард, арьергард и еще один отряд со стороны большой дороги. 
Между тем на берегах Березины совершались громадные события. Наполеону, в первый раз испытавшему неудачу, угрожала здесь, по-видимому, неизбежная гибель. 
Пока я шел от Днепра к Березине, все отряды и все партизаны, кроме меня, следовали за главною неприятельскою армиею. <…> 
Двадцать четвертого вышло новое размещение войскам, и партия моя поступила в состав главного авангарда армии, препорученного генералу Винценгероде. Таким образом, поступя в начальники авангарда главного авангарда армии, я сошел с партизанского поприща.
 
 

     7.Заключение.

Влияние Отечественной войны на дальнейшую историю России огромно. Война вызвала к борьбе с монархией передовые силы русского дворянства, явилась одной из предпосылок движения декабристов. Не случайно участники восстания 14 декабря 1825 г. называли себя «детьми двенадцатого года». О состоянии русского общества в послевоенные годы красноречиво говорят сами декабристы. 
Вот что пишет Н.Тургенев, член Союза благоденствия: «Со времени возвращения русских войск либеральные идеи усиленно распространялись в России. Это новое настроение умов проявилось главным образом в местах сосредоточения военных сил, и прежде всего в Петербурге. 
Люди, не бывшие несколько лет в Петербурге, по возвращении чрезвычайно удивлялись переменам, происшедшим в образе жизни, разговорах и действиях молодежи этой столицы: казалось, она проснулась для того, чтобы зажить новой жизнью, воспринять в себя все благородное и чистое из нравственной и политической области. 
Правительство не шло в разрез с общественным мнением, напротив, оно показывало, что его симпатии на стороне здравомыслящей и просвещенной части населения, доказательством чему служит поведение Александра, который на открытии сейма в Варшаве в самых определенных выражениях высказал, что у него было намерение даровать представительные учреждения также и России».  
Сходное мнение о пробуждении русского общества высказывает и декабрист И.Якушкин: «Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесят языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении». 
В то же время передовое дворянство России видит, что обещанный конституционный строй еще не скоро наступит на их родине. Вот что пишет об этом Якушкин: «В четырнадцатом году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, восхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперед». 
Далее речь идет о том, что на Россию уже падала тень аракчеевщины и военных поселений: «По возвращении императора в пятнадцатом году он просил у министров на месяц отдыха; потом передал почти всё управление государством графу Аракчееву. Дума его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск... Во всех полках начались учения и шагистика вошла в полную свою силу».  
Таким образом, Отечественная война 1812 г., поставившая перед русским обществом задачу уничтожения крепостничества и политического бесправия, всколыхнувшая огромные патриотические силы народов России, как бы определила дальнейший ход нашей истории.
 

Информация о работе Отечественная война 1812 года. Истоки патриотизма народов России