Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:50, контрольная работа
Возможности поступательного развития традиционной хозяйственной системы в России, основанного на доминировании внеэкономического принуждения, в первой половине XIX века оказались исчерпаны. Причиной этого стала всё более очевидная неэффективность использования системы принудительного труда в условиях ускоряющихся процессов становления индустриальной экономики в ведущих капиталистических государствах мира. Господство крепостнических порядков консервировало сложившийся хозяйственный порядок, лимитировало возможности динамичного развития сельскохозяйственного и промышленного производства. Их сохранение могло повлечь за собой углубление отставания Российской империи от ведущих государств мира, объективно создавало условия для стремительной утраты ею статуса великой державы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Возможности поступательного развития традиционной хозяйственной системы в России, основанного на доминировании внеэкономического принуждения, в первой половине XIX века оказались исчерпаны. Причиной этого стала всё более очевидная неэффективность использования системы принудительного труда в условиях ускоряющихся процессов становления индустриальной экономики в ведущих капиталистических государствах мира. Господство крепостнических порядков консервировало сложившийся хозяйственный порядок, лимитировало возможности динамичного развития сельскохозяйственного и промышленного производства. Их сохранение могло повлечь за собой углубление отставания Российской империи от ведущих государств мира, объективно создавало условия для стремительной утраты ею статуса великой державы.
В силу этого для многих представителей политической элиты империи становилась очевидной неизбежность ликвидации крепостного права и радикальной перестройки всех сегментов народнохозяйственного организма. Реформы были лишь вопросом времени и политической воли со стороны власти. Толчком, катализатором преобразований в социально-экономической сфере стало поражение в Крымской войне, обнажившее всю глубину отсталости России. Отмена крепостного права в 1861 году потребовала перестройки финансовой системы государства, выстраивания адекватной новым условиям промышленной политики.
1. Особенности развития капитализма в России в пореформенный период.
После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму. Но поскольку этот переворот был проведен «сверху», он сохранил пережитки крепостничества во всех областях общественной жизни и наложил отпечаток на капиталистическую эволюцию в России.
Сущность становления капиталистических отношений в России оставалась той же, что и в странах Западной Европы. Но, несмотря на однотипность этих процессов, утверждение капиталистического строя в России имело ряд существенных особенностей.
В настоящее время в исторической литературе утвердилось положение о том, что мировой капитализм развивался стадиями, эшелонами. Можно выделить регион первичного, классического капитализма (Западная Европа и Северная Америка); второй эшелон буржуазного развития — Россия, Япония, Турция, Бразилия, Балканские страны; третий эшелон — колониальная и зависимая «периферия» Азии, Африки и большинства стран Латинской Америки.
Различия между эшелонами определяются не столько «количественными» показателями, сколько характером, механизмом становления, качеством формирующихся капиталистических структур.
Буржуазное развитие в странах второго эшелона, к которому отнесена Россия, начиналось на более позднем этапе (с конца XVIII до середины XIX века) Некоторые формационные предпосылки, в частности, социально-экономические, здесь были выражены слабо, а политические и особенно правовые вообще отсутствовали. Импульс буржуазного развития в странах второго эшелона шел не столько изнутри, сколько извне, от стран буржуазного Запада. Процесс капиталистического развития осуществлялся форсированным путем, что приводило общества этих государств к большому социальному напряжению, общественным противоречиям, социальным конфликтам. Конечно, между странами первого и второго эшелонов непроходимой грани не существовало. Однако общие принципы буржуазной эволюции в странах второго эшелона проявлялись в иной форме, в другой последовательности.
В России, в отличие от западноевропейских стран, капиталистический способ производства сложился в сжатые сроки, произошло также и резкое смешение этапов формирования крупноиндустриального производства, стала иной последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов.
Если в странах первого эшелона капиталистического развития строительство железных дорог явилось результатом промышленного переворота, то в России крупное железнодорожное строительство началось до завершения промышленного переворота, явившись стимулом индустриального развития страны и одной из причин иной формы возникновения крупнофабричного производства — в ряде случаев без прохождения мануфактурной стадии. Именно так образовался в Донбассе и в Криворожье горно-металлургический район.
В 1861 году в России протяженность железных дорог составляла 1488 верст, через двадцать лет — 21 155, а к 1900 году — 47 800. К 80-м годам XIX века завершился промышленный переворот, а в 90-е годы страна пережила период промышленного подъема. Сложилась индустриально-техническая база российского капитализма и ведущую роль в экономике заняла крупная промышленность. За сорок пореформенных лет число фабрик и заводов увеличилось с 2,5 до 9 тысяч. Объем промышленного производства вырос почти в 8 раз, Россия по этому показателю вышла на пятое место в мире.
Следует подчеркнуть, что в отличие от западноевропейских стран Россия имела свои особенности в развитии некоторых отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства, которые заключались в прямом государственном вмешательстве, с одной стороны, и привлечении иностранных капиталов — с другой. В 1890 году более 25 % всех акционерных капиталов в России принадлежало иностранцам. Иностранные инвестиции выросли к началу 90-х годов с 214,7 млн. руб. до 975 млн. руб. В 1900 году 70 % всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 % — в машиностроение и металлообработку, 31 % — в химическую промышленность, были иностранного происхождения, в основном английского, французского, бельгийского. Доля иностранного капитала в легкой и пищевой промышленности была невелика.
Пореформенное сорокалетие в развитии России характеризовалось усиленным ростом капитализма «снизу» и насаждением его «сверху». В осуществлении капиталистического развития «сверху» следует отметить важную роль государства, которое вместо свободной конкуренции насаждало в стране крупную промышленность, банковские учреждения, кредит и т. д.
Оформление кредитной системы в России, по сравнению с Западной Европой, происходило в другой последовательности. К началу XIX века она была представлена, прежде всего, крупными акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких учреждений приходился на время предвоенного промышленного подъема.
Что же касается последовательности аграрно-капиталистического и промышленного переворотов, то в странах первого эшелона аграрно-капиталистический переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышленному перевороту. В России же, наоборот, примерно в 80-е годы закончился промышленный переворот, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе.
Реформа 1861 года, лично освободив крестьян, открыла путь медленному, из-за засилья помещичьего землевладения, рыночному развитию сельского хозяйства. Если до реформы в основном крестьяне были середняками, то после нее из-за высоких платежей и конкуренции деревня обеднела и расслоилась. В 80-е годы 20 % зажиточных крестьян владели более половиной крестьянских земель (32 % общинной, 66 % купленной и 60 % арендованной у помещика). Беднейшие крестьяне, составлявшие 50 %, имели 20 % крестьянских земель, середняки (30 % крестьянских дворов) — около 30 %. Следует отметить, что большая часть кулацких земель была не общинная, а купленная или арендованная у помещика.
Претерпевало эволюцию и помещичье хозяйство. Мелкие помещики разорялись и продавали свои земли крестьянам. Другие владельцы земли переходили от отработочной системы к найму рабочей силы. Но в целом помещичье хозяйство оставалось малоэффективным, урожайность была ниже, чем у кулака. Помещичье землевладение было тормозом социально-экономического и политического развития России. Безземелье крестьян вело к низкому жизненному уровню населения, узкому внутреннему рынку, что ограничивало возможность развития промышленности и транспорта.
Характеризуя некоторые социальные процессы, необходимо отметить, что «насаждение капитализма сверху» привело к задержке консолидации в классе российской буржуазии и опережающему буржуазию социальному и политическому развитию российского пролетариата.
Не выполнив до конца своей исторической миссии — самостоятельного создания капиталистической системы в России, участвуя в этом процессе наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX века не смогла сложиться в класс, создать свои политические партии, политически осознать себя господствующим классом общества.
Что же касается пролетариата, то он раньше, чем буржуазия, появился на политической арене. Уже в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века рабочие становятся не только активными участниками первых марксистских кружков и групп в России, но и инициаторами политических акций, в частности, первой маевки петербургских рабочих в 1891 году.
Таким образом, будучи отсталым с точки зрения общей буржуазной культуры, зрелости социальных и политических предпосылок капиталистической формации, российский капитализм одновременно успешнее, чем в других более развитых странах, готовил себе могильщика. В условиях наступающей новой эпохи в России пролетариат вел за собой трудящихся, прежде всего крестьянство. Демократические и коренные социальные преобразования уже не были так резко разделены во времени, как в странах первого эшелона капиталистического развития, и стали звеньями единого революционного процесса.
1.1. Промышленный подъем 90-х годов
В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего те отрасли, которые получали правительственную поддержку,— черную металлургию и машиностроение. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье.
Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали сложившиеся на Западе передовые организационно-технические формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, “молохи”*, как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал и Баку) сосредоточились огромные массы промышленных рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.
Особый сектор русской промышленности составляли казенные предприятия. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях в Петербурге и Николаеве.
Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость — таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли в России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.
В результате промышленного подъема 1890-х гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес нашей страны в мировом промышленном производстве. По выплавке чугуна Россия обогнала Бельгию, Австро-Венгрию и Францию. Ее доля в мировом производстве чугуна поднялась до 7%. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.
Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно один к четырем. Накануне промышленного подъема в России оно равнялось приблизительно один к пяти, теперь же стало один к трем; мощный сектор тяжелой индустрии в стране с отсталым сельским хозяйством и узким рынком сбыта, способен был раздавить экономику. Сложилась, таким образом, обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии, способный раздавить экономику.
Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. С 1900 г. началось снижение темпов роста, а затем и объемов производства в ряде отраслей тяжелой промышленности. При этом текстильная и пищевая промышленность сохраняли высокие темпы прироста, в целом по промышленности падения производства не происходило.
2.
Экономическая и финансовая
Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) возглавлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв.
Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.
Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для развития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него неприемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней политики. Царизм использовал традиционную для него политику, сводившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешательства в экономику, к более широкому использованию монетаристских способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобразований.
Информация о работе Особенности развития капитализма в России в пореформенный период