Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2016 в 13:16, курсовая работа
Всего восемь месяцев (февраль – октябрь) отделяют первую революцию 1917 г. от второй. Первую, Февральскую, называли “бескровной” и считали национальной и разумной. Это был плод порыва всех частей нации и всех политических групп - включая и консервативные – к освобождению от устаревшей политической формы, мешавшей объединить все силы нации в общем усилии самозащиты от внешнего врага. Но вторая революция, Октябрьская, наоборот, разъединила нацию и стала сигналом длительной гражданской войны, в которой были применены худшие виды насилия.
На фоне этих политических форумов предпринималась очередная попытка установления военной диктатуры. Расширялась деятельность Военной комиссии при ЦК кадетской партии, укреплялись кадетские организации в армии, создавались добровольческие части от земств, городских дум, буржуазных организаций. 23 октября в разговоре со Ставкой (верховным главнокомандующим Духониным) Керенский заявил, что он не опасается «каких-либо волнений, восстаний и тому подобное, так как все организовано». До восстания и победы большевиков оставались считанные часы.
Созыв Демократического совещания, предпарламента, активность вокруг них кадетов, части социалистических партий, центральных исполнительных комитетов Советов означали попытки удержать революцию в рамках либеральной демократии. В этом духе разрабатывались проекты предстоящих реформ.
Растущее в обществе и за границей недовольство Керенским, борьба вокруг состава Временного правительства, разочарование масс в меньшевиках и эсерах большевики расценили как исключительно благоприятный, но кратковременный момент для захвата власти. 12 – 14 сентября датированы два ленинских директивных письма ЦК и местным партийным организациям. Посвящены они были непосредственной подготовке к восстанию. Ленин торопил с мобилизацией сил армии и рабочих промышленных центров. 15 сентября ЦК партии отверг ленинский курс на вооруженное восстание, считая его еще не своевременным, рискованным. Как и в апреле, Ленин снова оказался в меньшинстве. Против выступали Каменев, Зиновьев, ряд других видных деятелей партии. Ими вынашивался план создания нового правящего блока – из меньшевиков, эсеров, большевиков – для проведения коренных реформ. В своих воззрениях они опирались на достижения теоретической мысли западной и русской социал-демократии, доказывавшей отсутствие в России предпосылок для социализма. Умеренная часть большевиков вновь указывала на пагубность сужения революционных задач лишь до целей одного класса (пролетариата), подчеркивала роль уже завоеванных демократических свобод как высших ценностей для общества.
В то время как в политических штабах шли ожесточенные споры по поводу ближайших тактических шагов, в народных массах революционный процесс набирал обороты. В городах быстро нарастала экономическая разруха. Инфляция обесценивала заработанные деньги; цены на рынках неудержимо ползли вверх; ухудшалось снабжение, появлялись признаки приближающегося голода; увеличивалась безработица, в частности за счет локаутов. Попытки правительства ввести монополии (на хлеб), твердые цены на важнейшие продукты, нормировать снабжение (за счет введения карточек, привлечения кооперации) не давали эффекта. Близился общий экономический паралич.
В ответ рабочие все решительнее переходили в наступление, защищая свои права. По накалу народных выступлений не отставала и деревня. Не дожидаясь Учредительного собрания, крестьяне практически приступали к осуществлению аграрной революции. Во главе крестьянского движения становились местные крестьянские Советы.7
Общегосударственный кризис, вызванный затяжной войны, продовольственной разрухой и революционными событиями в Петрограде в феврале 1917 г.. который не смогло предотвратить царское правительство, привел к тому, что Государственная дума в лице Временного комитета взяла в свои руки управление страной, с целью создания власти, пользующейся доверием населения. Революционная обстановка коренным образом повлияла на изменение системы городского самоуправления Сибири. В крупных сибирских городах думы становятся центром политических и демократических сил желающих сохранения в городах спокойствия. Именно в зданиях городских управ и на заседаниях городских дум собирались представители общественно-политических организаций, где решались вопросы о власти, о назначении высших военных чиновников гарнизонов, о продовольствии в городах.
В первых числах марта городские думы совместно с общественными организациями провели экстренные заседания, на которых рассматривали вопрос о формировании демократических органов самоуправления па местах, выразившихся в форме Комитетов общественной безопасности (КОБ). Комитетов общественных организаций (КООрг). Комитетов общественного порядка (КОП) и др., ставших первым опытом подлинной демократии на региональном уровне. Созданные на волне революционною подъема, несмотря на разнообразие их названий. КОБы представляли собой многопартийную демократическую коалицию, пытавшуюся реализовать идею классового мира. Как правило, в местном КОБс были представлены городская дума или ее цензовая общественность, учреждения земского или городского союза, кооперативы, рабочие (непосредственно или через Совет рабочих депутатов), политические партии, ВПК, биржевые комитеты и Советы сьездов промышленников (в Тобольске,Тюмени, Омске, Новоннколасвскс, Бийскс, Минусинске, Красноярске, Иркутске и Чите). В Омский комитет, например, вошли представители краевых и областных ВПК и биржевых комитетов; в Иркутский КООрг направили своих представителей ВПК биржевой комитет. Советы сьездов пароходовладельцев, золото- и углепромышленников фабрикантов и заводчиков. Конкретное сочетание политических сил зависело от особенностей обстановки в каждом городе. Иногда преобладала буржуазная общественность, иногда более сильными оказывались рабочие организации. Содержанием их деятельности стал поиск компромисса между различными социальными группами, направленный на реализацию гражданских прав и свобод, а в итоге создание правового государства и гражданского общества. КОБы, ставшие стихийным воплощением идеи «народовластия», выдвинулись в центр борьбы за местную власть.
Эти комитеты действовали согласно положениям. утверждаемым губернским или областным комиссарами, и выполняли функции общегосударственного и местного значения и должны были просуществовать до выборов в городские думы по новому избирательному закону. Поэтому Временное правительство из всего множества стихийно возникших органов управления и самоуправления официально поддерживало только Комитеты общественной безопасности и вынужденно считалось с деятельностью Советов рабочих. солдатских и крестьянских депутатов. Комитеты общественной безопасности, как органы местною самоуправления в Сибири, нуждались в поддержке населения, особенно в условиях нестабильности. когда Комитеты делали много ошибок. К тому же структура региональною управления и местного самоуправления не была четко оформлена и исполнение одинаковых функции сосредоточивалось в руках нескольких общественно-политических организаций.8
Февральская революция создала благоприятные условия для роста творческой активности масс в государственном строительстве. В ходе революции на демократических позициях оказались большинство созданных КОБов и органов городского самоуправления. Представители либеральной буржуазной демократии пытались удержать демократическое движение в спокойном русле, предотвратить радикализацию общества. Поэтому либеральная часть общественности, как правило, поддерживала такие формы самоуправления, как Комитеты общественной безопасности. Но КОБы по своему составу не были чисто буржуазными организациями. В них входили меньшевики и эсеры, а в отдельных КОБах состояли большевики, как. например, в Чите, Верхнеудинске, Иркутске, Якутске и Томске; в КОБы также входили представители Советов и профсоюзов.
В течение 1917 г. органы городского самоуправления теряли авторитет в глазах масс, так как не стремились стать реальной властью и конкурировать с революционными структурами. Несмотря на то. что в первые месяцы после революции городские думы пережили процесс демократизации и в их состав вошли представители юродских нецензовых слоев, ранее не имевших права участвовать в городском самоуправлении, их функции постепенно перетекали к местным Советам. продовольственным комитетам и другим общественным организациям, активно вмешивавшимся не только в политическую, но и в городскую хозяйственную и социальную сферы. Хронический финансовый дефицит в городских бюджетах. разбалансированность налоговой системы, неэффективность городского хозяйства, отсутствие реальных прав и полномочий даже в решении социально значимых вопросов привели городское самоуправление в состояние острого кризиса к осени 1917 г. и потере ими авторитета у основных социальных слоев городского населения.
Городские думы продолжали играть определенную роль в защите интересов цензовой общественности. Но после состоявшихся выборов в городские думы в июне - августе 1917 г. прямое представительство буржуазии в них ослабло в связи с усилением позиций меньшевиков и эсеров, а в некоторых думах - большевиков. В этих условиях буржуазия могла использовать городские думы в своих интересах только путем коалиции с эсерами и меньшевиками, да и то не везде. Такая возможность. например, для нее исчезла в Красноярске, где большевики в думе завоевали решающие позиции.
Летом 1917 г. происходит «полевение» общественности, чему во многом способствовали политические события, произошедшие в стране. В частности. Корниловский мятеж, последствия которого Сибирь в целом пережила спокойно, ярко продемонстрировал позицию различных общественно-политических сил к контрреволюционным выступлениям. Различные коалиционные собрания «демократических» парий, совместно с органами городской власти, поддержавшая их интеллигенция осудили корниловщину, но заявили о доверни Временному правительству.
В докладе военного комиссара Временного правительства при Иркутском военном округе
Пирогова о своей
Ответной реакцией на корниловский мятеж стало возникновение в некоторых сибирских городах различных комитетов охраны. В частности, в ряде мест Томской губернии (Новониколасвскс, Томске. Кузнецке, промышленных центрах Кузбасса) возникли в поддержку Временному правительству Комитеты охраны революции (или Комитеты спасения революции) с участием всех общественных и политических организаций. Так, например. 28 августа по инициативе эсеров и меньшевиков в Нонониколаенске был создан Комитет спасения революции, к которому перешла вся полнота власти в городе и уезде . Комитет, как орган Временного правительства, был создан по соглашению Совета рабочих и солдатских депутатов. Совета крестьянских депутатов, городского и уездного народного собрания, гарнизонного комитета. Совета профессиональных союзов, объединенной организации РСДРП и партии эсеров.9
В Томске Комитет охраны революции был учрежден из представителей Совета солдатских депутатов. гарнизонного Совета и Совета офицерских депутатов, губернского Исполнительного комитета и губернского комиссара Временного правительства. Нижнсудинская городская управа, осудив мятеж генерала Корнилова, высказалась за власть «революционного» Временного правительства, опирающегося на революционную демократию в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 30 августа 1917 г. в Красноярске местная власть приняла решение создать из представителей революционных демократических организаций особый объединенный комитет для охраны революционных завоеваний и «борьбы против всяких контрреволюционных попыток и выступлении». 5 сентября 1917 г. Красноярская городская дума приняла резолюцию, в которой потребовала от Временного правительства отказаться от политики соглашений с буржуазией и передать всю полноту власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Барнаульская городская дума, рассматривая на заседании 11 сентября 1917 г. вопрос о корниловском выступлении, приняла резолюцию, выработанную фракциями эсеров и меньшевиков: «Временное правительство, благодаря своему коалиционному составу, оказалось неспособным предупредить военный заговор и провести ряд решительных мероприятии в финансовой, экономической и внешней политике». Поэтому «единственным выходом городская дума видит в создании власти, опирающейся на революционно- демократические классы и их органы в лице Всероссийского съезда Советов». Таким образом, в зависимости от политической расстановки сил в органах городского самоуправления, резолюции городских дум поддерживали позицию либо Временного правительства, либо Советов.
В Омске эсеры совместно с меньшевиками 12 сентября 1917 г. созвали объединенное совещание Исполнительного комитета Западно-Сибирского и Омского Советов рабочих и солдатских депутатов. Западно-Сибирского Совета крестьянских депутатов и гласных городской думы, на котором было вынесено решение о роспуске Омского Коалиционного комитета и создании так называемого «Западно-Сибирского комитета революционной демократии». В его состав были включены представители Исполнительного комтттста Омского и Западно-Сибирскою Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, представители меньшевиков и эсеров, а также гласные городской думы.
Этот новый комитет объявил себя местным органом власти Временного правительства и выдвинул лозунг «Вся власть Учредительному собранию».
Обострение политической борьбы в 1917 г. во многом объясняется и предвыборной агитацией политических партий в связи с надвигавшимися выборами в Учредительное собрание. В то же время политизация населения была связана и с углублением социально-экономического кризиса в стране. Все это вело к усилению влияния Советов, за установление власти которых вместе с большевиками боролись и другие леворадикальные партии. В связи с этим в Сибири, как и в стране в целом, стали проявляться анархо- бунтарские настроения, грозившие разрушить социально-экономические инфраструктуры, которые выразились в продовольственных и «спиртовых» беспорядках, прокатившихся по Сибири от Омска до Иркутска в сентябре ноябре 1917 г. Яркой иллюстрацией этих настроений масс стал «иркутский солдатский бунт» 20-21 сентября, возникший вследствие тяжелого материального положения военнослужащих гарнизона и радикализации их поведения.
В городах Томской губернии на почве недостатка хлеба назревали серьезные «беспорядки». Но губернии прокатилась волна экономических забастовок. Бастовали служащие отделений и магазинов компании «Зингер» в Томске. Марнинскс. Тайге, Кузнецке, Каинске, Новониколаевске и других городах губернии, рабочие и служащие электрической станции, прачечных, бань и других предприятий. Осенью 1917 г. в стране обострилась экономическая обстановка. В этой ситуации Советы пытаются более активно вмешиваться в городские дела. В конце сентября 1917 г. томский губернский комиссар Временного правительства Б.М. Ган в конце сентября 1917 г. согласно предписанию МВД потребовал от всех уездных комиссаров «проявлять наибольшую энергию и настойчивость в деле сохранения законного порядка», не допускать со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов и других революционных организаций действий, «нарушающих законы», «противодействовать решительными мерами захватам власти, откуда бы они не исходили и кем бы они не совершались».
Информация о работе Органы центрального и местного управления период Двоевластия