Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 11:36, Не определен
Деятельность братьев Третьяковых. Создание Третьяковской галереи
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра
социально-культурной деятельности
Контрольная работа
по истории Российского предпринимательства
Третьяковы.
Выполнила: Назарова
студентка заочного отделения
ЗМК-21
Проверила:
Аликина О. В.
Пермь
2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава
1. «Золотой век» меценатства в России………………………… |
4 |
|
4 |
1.2. Семья
купцов Третьяковых ……………………...................... |
7 |
Глава 2. Деятельность братьев Третьяковых …………..……………… | 10 |
2.1. Собирательская и благотворительная деятельность Третьяковых | 10 |
2.2. История создания Третьяковской галереи ………………………… | 12 |
Заключение ………………………………………………………………. | 20 |
Список
литературы…………………………………………………… |
22 |
Введение
Россия нуждается в поддержке подвижников, получающих удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьму из этого комплекса один - меценатство, и рассмотрю его на примере Третьяковых.
Актуальность исследования в том, что в истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней.
Значимость исследования в том, что можно рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникального явления, представляющего значимость для современной России, и для других стран.
Объект исследования жизнь семьи купцов Третьяковых.
Предмет исследования – собирательская и благотворительная деятельность Третьяковых.
Для этого я поставила цель – исследование деятельности братьев Третьяковых.
Чтобы достигнуть этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать материал по истории меценатства.
2. Изучить литературу о Третьяковых, их деятельности.
3. Проанализировать,
как собирательская и
благотворительная деятельность Третьяковых
оказывала влияние на культуру России,
ее духовную жизнь.
Глава 1. «Золотой век» меценатства в России
В Москве, как и Руси, вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой – они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах [6].
Восемнадцатый – начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Это время можно по справедливости назвать «золотым веком» меценатства, порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности. Одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью [1].
Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно, поэтому огромные средства отчислялись дарителями, прежде всего на образование, и особенно на профессиональное. Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) – библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. [3] Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких.[4] Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги, и многое сделали для ее пропаганды в стране [1] ,[2], [6].
Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.
Всегда есть и будут
разного калибра меценаты, разного масштаба
коллекционеры. Но в истории остались
немногие. Настоящих меценатов всегда
было мало. Даже если наша страна возродиться,
много меценатов не будет никогда. Все
известные коллекционеры и меценаты были
людьми глубокой веры, и цель каждого из
них была служить людям, как это делали
братья Третьяковы.
1.2. Семья купцов Третьяковых
Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужского наместничества, откуда в 1774 г. в Москву при-был прадед П.М.Третьякова Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сы-новьями. Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и приумножали капиталы. Особенно хорошо шли дела у Михаила Захаровича Третьякова (1801–1850), чему способствовала его удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой (1812–1899). 29 декабря 1832 г. у них родился первенец, будущий основатель знаменитой художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. После него родились Сергей (1834–1892), Елизавета (1835–1870), Даниил (1836–1848), София (1839–1902), Александра (1843–1848), Николай (1844–1848), Михаил (1846–1848), Надежда (1849–1939) [2].
В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 г. скончался и сам М. З. Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца. Мать оставалась полной хозяйкой в доме. Согласно последней воле Михаила Захаровича, старшая из сестер Елизавета, которой только минуло 15 лет, готовилась выйти замуж за старшего доверенного приказчика Василия Дмитриевича Коншина. Желая, чтобы Коншин вошел в дело, М.З.Третьяков решил скрепить сотрудничество браком. Родные не вняли отчаянным мольбам дочери, и в 1852 г. Елизавета, покорная воле отца, вышла замуж. В связи с этим браком ранее был куплен поместительный дом в Москве, в районе современных Толмачевских переулков, куда въехали семья Третьяковых и супруги Коншины.
До 1859 г. купеческие дела велись от имени Александры Даниловны Третьяковой, которая «временно» считалась купчихой 2-й гильдии. 1 января 1860 г. открылся торговый дом «П. и С. братья Третьяковы и В.Коншин». К этому времени младший из братьев Третьяковых Сергей уже был женат, в 1856 г. состоялась его свадьба с Елизаветой Сергеевной Мазуриной (1837–1860). К сожалению, счастливый брак длился недолго, родив сына Николая (1857–1896), Елизавета Сергеевна вскоре умерла. В 1868 г. Сергей Михайлович вступил во второй брак с Еленой Андреевной Матвеевой. Старший из братьев Павел долго не женился. Лишь в августе 1865 г. состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой (1844–1899), двоюродной сестрой известного мецената С. И. Мамонтова (1841–1918). Было положено начало долгой счастливой семейной жизни. В 1866 г. родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887). В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным». В 1887 г. от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела.
Второй сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости. Дочь Третьякова Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. И только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».