Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2017 в 19:39, биография
Настоящее имя - Меер-Генох Мовшевич Валлах - российский революционер, советский дипломат и государственный деятель. Он родился 5 июля 1876 г. в городе Белосток, Гродненской губернии (ныне Польша) в обеспеченной еврейской семье банковского служащего.
Учился в хедере, а затем в реальном училище. Закончив в 1893 году учёбу в Белостокском реальном училище, поступил вольноопределяющимся в армию, служил пять лет в Баку в составе 17-го Кавказского пехотного полка.
Литвинов Максим Максимович
Настоящее имя - Меер-Генох
Мовшевич Валлах - российский революционер,
советский дипломат и государственный
деятель. Он родился 5 июля 1876 г. в городе
Белосток, Гродненской губернии (ныне
Польша) в обеспеченной еврейской семье
банковского служащего.
Учился в хедере, а затем в реальном училище.
Закончив в 1893 году учёбу в Белостокском
реальном училище, поступил вольноопределяющимся
в армию, служил пять лет в Баку в составе
17-го Кавказского пехотного полка.
Жил в фактическом
браке с Фридой Ямпольской — соратницей
по революционной деятельности. Затем
в 1916 году женился на Айви Лоу, дочери еврейских
революционных эмигрантов из Венгрии,
писательнице, писавшей под фамилией мужа
(Айви Литвинов).
После демобилизации в 1898 году работал
бухгалтером в городе Клинцы, затем управляющим
на сахарном заводе в Киеве. В 1898 Литвинов
стал членом РСДРП(социал-дем.раб.парт),
в 1900 — член Киевского комитета РСДРП.
Наладил подпольную типографию, в которой
печатал революционные брошюры и листовки.
Эмигрировал в Швейцарию.
Участвовал в распространении газеты
«Искра» как агент, ведающий транспортировкой
газеты в Россию; член Администрации Заграничной
лиги русской революционной социал-демократии.
После 2-го съезда РСДРП (1903) вступил в ряды
большевиков.
Весной 1904 нелегально приехал в Россию,
ездил по стране по партийным делам. Был
членом Рижского, Северо-западного комитетов
партии и Бюро комитетов большинства.
Во время революции 1905—1907 годов Литвинов занимается закупкой и поставкой в Россию оружия для революционных организаций. Для этого он организовал в Париже специальное бюро с помощью Камо и нескольких других кавказских товарищей. В 1906 году, закупив большую партию оружия для кавказских революционеров, Литвинов с помощью македонского революционера Наума Тюфекчиева доставил его в Болгарию в Варну. Для дальнейшей перевозки оружия по Чёрному морю на Кавказ Литвинов купил в Фиуме яхту. Однако отправленная Литвиновым яхта из-за шторма села на мель у румынского берега, команда разбежалась, а оружие было растащено румынскими рыбаками. Из-за крушения судов эти два случая стали известны, однако сколько кораблей с оружием дошло до места назначения остаётся тайной.
С 1907 жил в эмиграции. В 1907 был секретарём делегации РСДРП на международном социалистическом конгрессе в Штутгарте. В 1908 арестован во Франции в связи с делом о разбойном нападении в Тифлисе, совершённом Камо в 1907 (пытался разменять купюры, похищенные во время ограбления). Франция выслала Литвинова в Великобританию. В Лондоне он провёл десять лет. При содействии директора лондонской библиотеки Чарльза Райта Литвинов получил работу в издательской компании «Уильямс энд Норгейт» Был секретарём лондонской группы большевиков и секретарём Герценовского кружка. В июне 1914 он стал представителем ЦК РСДРП в Международном социалистическом бюро. В феврале 1915 выступал от имени большевиков на международной социалистической конференции в Лондоне.
Революция застала М. М. Литвинова в Лондоне. С января по сентябрь 1918 года он являлся дипломатическим представителем Советской России в Великобритании, однако британское правительство не признало его полномочий. В сентябре 1918 г. Литвинова арестовывают в ответ на арест в России английского дипломата Б. Локкарта — через месяц страны организовали обмен этих дипломатов. Это, впрочем, было лишь операцией прикрытия. Литвинов и Локкарт хорошо знали друг друга и были друзьями.
По возвращении в Россию в ноябре 1918 г. Литвинов введен в состав коллегии Наркомата иностранных дел РСФСР. В декабре 1918 года по указанию Ленина он был командирован в Стокгольм, откуда пытался установить контакты с представителями Антанты. В начале 1919 возвратился в Москву и в марте 1919 участвовал в переговорах с приехавшим в Советскую Россию американским представителем Уильямом Буллитом. В ноябре 1919 Литвинов выехал в Копенгаген, где вёл переговоры с британским представителем О’Грэди, которые завершились 12 февраля 1920 подписанием британско-советского соглашения об обмене пленными.
В 1922 году входил в состав советской делегации на Генуэзской конференции. В декабре 1922 председательствовал на конференции по разоружению в Москве, куда были приглашены Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. В 1927—1930 годах являлся главой советской делегации в подготовительной комиссии Лиги Наций по разоружению.
Содействовал установлению дипломатических отношений с США, приёму СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в 1934—1938 г. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против растущей угрозы германской агрессии. В мае 1939 г., после того, как выяснилось, что попытки создать систему коллективной безопасности не удались, был отправлен в отставку и заменен на посту Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотовым.
С уходом в 1939 году с поста наркома прекратил активную политическую деятельность. Возвращён к работе с началом Великой Отечественной войны. На беседе у Сталина с Гопкинсом 31 июля Литвинов присутствовал в качестве переводчика.
В 1941—1946 заместитель Наркома иностранных дел СССР. В 1941 − 1943 г. — посол СССР в США и одновременно в 1942—1943 г. — посланник СССР на Кубе. Известно, что перед отъездом из США Литвинов нанёс визит вице-госсекретарю США Самнеру Уэллесу, во время которого критиковал Сталина за непонимание Запада, советскую систему за негибкость, и особенно своего преемника на должности наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. С 1946 года в отставке.
М. М. Литвинов скончался 31 декабря 1951 г. в Москве. Как описывает В. М. Бережков в мемуарах «Как я стал переводчиком Сталина», в личной беседе соратник Сталина Микоян рассказал ему о том, что сам Сталин приказал устроить смерть Литвинова в автокатастрофе в наказание за то, что последний дал советы американским дипломатам по более жесткому ведению переговоров с СССР в последние годы второй мировой войны.
— У Сталина была причина расправиться с Литвиновым, — продолжал Микоян. — В последние годы войны, когда Литвинов был уже фактически отстранен от дел и жил на даче, его часто навещали высокопоставленные американцы, приезжавшие тогда в Москву и не упускавшие случая по старой памяти посетить его. Они беседовали на всякие, в том числе и на политические, темы.
В одной из таких бесед американцы жаловались, что советское правительство занимает по многим вопросам неуступчивую позицию, что американцам трудно иметь дело со Сталиным из-за его упорства. Литвинов на это сказал, что американцам не следует отчаиваться, что неуступчивость эта имеет пределы и что если американцы проявят достаточную твердость и окажут соответствующий нажим, то советские руководители пойдут на уступки. Эта, как и другие беседы, которые вел у себя на даче Литвинов, была подслушана и записана. О ней доложили Сталину и другим членам политбюро. Я тоже ее читал. Поведение Литвинова у всех нас вызвало возмущение. По существу, это было государственное преступление, предательство. Литвинов дал совет американцам, как им следует обращаться с советским правительством, чтобы добиться своих целей в ущерб интересам Советского Союза. Сперва Сталин хотел судить и расстрелять Литвинова. Но потом решил, что это может вызвать международный скандал, осложнить отношения между союзниками, и он до поры до времени отложил это дело. Но не забыл о нем. Он вообще не забывал таких вещей. И много лет спустя решил привести в исполнение свой приговор, но без излишнего шума, тихо. И Литвинов погиб в автомобильной катастрофе…