Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:11, контрольная работа
Фигура Петра I неотделима от истории России и продолжает вызывать резкие споры историков, публицистов, философов. Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке.
Введение……………………………………………………………………....2
Основная часть……………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………..23
Термины……………………………………………………………………...25
Даты…………………………………………………………………………..28
Личность……………………………………………………………………...29
Литература………………………………………
Импе́рия (от лат. imperium - власть) — форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — документ околоконституционного содержания, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при её вступлении на престол так называемыми «верховниками» (членами Верховного тайного совета). Был составлен в собрании ими в период с 18 по 20 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в Митаву на представление Анне Иоанновне. Любопытной особенностью этого документа является то, что он так и остался не опубликованным «верховниками»: основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании — до того момента, как кондиции были зачитаны в собрании чинов 2 февраля 1730 года. И только с этого момента в среде российского дворянства наметился очевидный раскол — приведший, в частности, к появлению программ дворянской оппозиции.
Секуляризация (от лат. saecularis — мирской)- превращение церковной собственности в государственную.
Даты
1721 — создание Священного Синода во главе со светским обер-прокурором.
1721 — указ, разрешавший владельцам покупать крепостных крестьян к заводам.
1721, 30 августа — Ништадтский мир со Швецией. Завершение Северной воны. Россия получила Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию и часть Финляндии.
1721, 22 октября — принятие Петром I императорского титула.
1725, 28 янв. - Смерть Петра I. Борьба за власть между придворными группировками во главе с А. Д. Меншиковым и Долгорукими. Возведение на престол группировкой Меншикова Екатерины I.
1755 г. 12 января — Указ об основании Московского университета(по инициативе М. В. Ломоносова, при покровительстве И. И. Шувалова).
1762 г. 18 февраля — Манифест «О вольности дворянской». Манифест об уничтожении Тайной канцелярии и отмене сыска по устному доносу.
1762, 13 апр. - Мир с Пруссией. Россия уступала Пруссии все свои завоевания в ходе Семилетней войны.
1762, 29 мая - Заключение союза с Пруссией.
1762 г. 6 июля — Дворцовый переворот. Свержение императора Петра III и возведение на престол его жены Екатерины II Алексеевны (урожденная София Фредерика Ангальт-Цербстская).
1785 г. 21 апреля — Жалованные грамоты дворянству и городам.
Личность
Петр I
Пётр Великий – такой образ создан в истории Великого Русского Народа третьему царю из династии Романовых. Великий – очень громкое слово. Что же такого «великого» сделал Пётр Алексеевич Романов, чтобы заслужить себе в истории столь громкое имя?
Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца.
С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.
Учителем к Петру был назначен подьячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который должен был в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом.
Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами Петр I мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.
Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Понятия и наклонности Петра получили крайне одностороннее направление. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам: солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений.
В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому.
Петр I вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатления. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил.
Петр ни в чем не терпел стеснений и формальностей. Этот властительный человек, привыкший чувствовать себя хозяином всегда и всюду, конфузился и терялся среди торжественной обстановки, тяжело дышал, краснел и обливался потом, когда ему приходилось на аудиенции, стоя у престола в парадном царском облачении, в присутствии двора выслушивать высокопарный вздор от представлявшегося посланника. Будничную жизнь свою он старался устроить, как можно проще и дешевле.
Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пили водку из банных ушатов, зачерпывая глиняными кружками, курили, играли в шахматы и танцевали. Впрочем, в последние годы Петра у второй его царицы был многочисленный и блестящий двор, устроенный на немецкий лад и не уступавший в пышности любому двору тогдашней Германии. Тяготясь сам царским блеском, Петр хотел окружить им свою вторую жену, может быть для того, чтобы заставить окружающих забыть ее слишком простенькое происхождение.
Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном; не уберег его от враждебных влияний, что привело к гибели царевича и подвергло опасности самое существование династии.
Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому что новые задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России. После поражения под Нарвой, когда русская армия лишилась всей артиллерии, Петр не потерял присутствия духа и сказал Меншикову: "Вот Карл XII - достойный учитель; без него я остался бы плохим работником в делах ратных". Была отлита специальная памятная медаль в честь "Нарвской конфузии" с девизом: "Учителю - от достойного ученика". Царь собирался вручить ее шведскому королю тогда, когда одержит над ним победу.
Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы, которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника, сыпать народными присловьями, ставившими в тупик переводчиков, или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах, сославшись на то, что его ожидает жена! Внешне искренний и доброжелательный, Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого.
Петр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Страха в бою он никогда не показывал.
Когда Петру I напоминали об этой бессмысленной жестокости в отношении людей, вина которых вряд ли могла быть доказана судебным порядком, он заявлял: "С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда бы не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей". Грубость выражений, свойственная Петру, всегда связывалась с недостатками его воспитания.
Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за 100 и не через 100 лет.
Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари.
По масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.
Литература
10. Платонов С.Ф. Русская история.- М.:Русское слово,1996.-400с.
11. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во “Правда”, 1989.-768с.
12. Фортунатов В.В. Отечественная история: Уч.пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.