Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 23:31, контрольная работа
Купечество являлось российским полупривилегированным сословием XVIII — ХХ веков и выступало «третьим сословием» сразу после дворянства и духовенства. «Жалованной грамотой городам» 1785 года были определены сословные привилегии и права купечества, в связи с чем, оно освобождалось от телесных наказаний, подушной подати, а некоторые его представители и от рекрутчины. Купцы обладали правом беспрепятственного передвижения согласно «паспортной льготе». В качестве поощрения купцов существовало Почётное гражданство.
Контрольная работа № 1
по __дисциплине
«Основы
коммерции»_____________
за __2____курс
Купечество и его источники в X–XIV вв.: «Князев торг». Новгородское купечество.
Купечество являлось российским
полупривилегированным сословие
Сословным статусом купца определялся
его имущественный ценз. Купечество с
конца XVIII века состояло из трех гильдий,
принадлежность к одной из них определялось
размерами капитала, из которого купцу
необходимо было совершать ежегодные
выплаты гильдейского взноса размером
в 1 % от общего капитала. Такое обязательство
препятствовало доступу к данному сословию
представителям иных слоев населения.
Торговые привилегии
купечества начали формироваться
в начале XVIII века. Всем торговцам и занимающимся
промыслами в 1709 году было велено приписываться
к городским должностям. В 1722 году появилась
сословная группа «торгующих крестьян»,
нахождение в которой предоставляло возможность
законного проживания в городе с использованием
равных с посадским населением торговых
прав, которая просуществовала до «Жалованной
грамоты городам».
По официальным документам
до проведения гильдейской реформы 1775
года, посадских часто именовали купечеством,
которое в основном не торговало, а работало
по найму, занималось ремеслом и сельским
хозяйством. Таможенным уставом 1755 года
допускалась торговля лицам, не относящимся
к купечеству, только продуктами собственного
производства, а с 1760 года сенатом был
издан указ о запрещении торговли российскими и иностранными товарами
всем, кроме купечества. В дальнейшем гильдейские
сборы позволяли записываться в купечество
большому количеству мещан, крестьян,
цеховых.
Манифестом с 1 января 1807 года
дворянам предоставлялось право вступать
в первые две купеческие гильдии, а затем,
с 1827 года, было позволено пребывать в
третьей гильдии. Такие тенденции способствовали
переходу в купеческое сословие дворян
и бывших чиновников.
Существовали временные купцы,
в которые записывались предприниматели
других сословий: крестьяне, мещане, дворяне.
Они приобретали торговые права, но продолжали
находиться в своём сословии.Купцы, уплатившие
гильдейский сбор, получали «Купеческое
свидетельство». Такая система просуществовала
до 1890-х годов и создавалась в фискальных
целях. Согласно «Положению о государственном
промысловом налоге», вышедшего 8 июня
1898 года, разрешено занятие коммерцией
лицам без гильдейских свидетельств.
Уже вначале XX века границы
купеческого сословия стали размытыми,
определенная часть богатых купцов стали
обладателями дворянских титулов, а их
состав пополнился некоторыми представителями
крестьянства и мещанства. Купечество
стало фундаментом финансовой, торговой
и промышленной буржуазии. Купеческие
капиталы инвестировались в промышленное
производство. С начала XIX века и по 1917
год купечество увеличилось от 125 тысяч
представителей мужского пола и до 230 тысяч,
хотя около 70-80 % принадлежало к третьей
гильдии.
Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX—X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. заграницей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусина, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в.
Ремесло как основа формирования предпринимательства
Промышленное производство в Киевской Руси находилось на стадии ремесла. Можно ли считать ремесленника предпринимателем? Определенно — да. Ремесленная мастерская — это мелкое самостоятельное предприятие, а ремесленник — мелкий предприниматель. Он не только производит изделия, но и выполняет предпринимательские функции: закупает сырье, сбывает готовую продукцию. А поскольку его благосостояние зависит от выручки за реализованную продукцию, то он заинтересован в ее увеличении, т.е. в получении прибыли. И все же он только отчасти предприниматель, потому что он же и работник. Поэтому в его доходе прибыль неотделима от заработной платы.
А в XI—XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб, потому что на севере всегда не хватало своего хлеба.
Из раскопок в Новгороде стало известно, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии, сырье для янтарных украшений доставлялось из Прибалтики. Свинец, медь, олово для производимых изделий привозили из других стран. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Это сырье для них привозили купцы.
Кроме ремесла, в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства, которые стали характерны для России — артели и подряды.
Для некоторых работ требовалось объединение значительного числа людей. Так, большими коллективами работали строители городских стен башен, мостники — укладчики деревянных мостовых, порочные мастера, которые изготовляли стенобитные орудия — пороки. Эти работы выполнялись артелями, во главе которых, естественно, оказывались предприимчивые люди.
Подрядным способом артелями строились и церкви. Князь Изяслав[pic], чтобы построить церковь, позвал к себе «старейшину древоделов», тот организовал работу, и за несколько дней церковь была построена. Старейшина здесь выступал в качестве подрядчика. При этом он заключал субподряды[pic] с артелями лесорубов и возчиков: «древоделы» получали готовый материал для строительства. Очевидно, такой подрядчик должен был обладать не только организационными способностями, но и значительным капиталом.
Известно, что в это время действовали крупные мастерские по выделке изразцов. В таких мастерских было занято много работников, между которыми существовало разделение труда. Естественно, что во главе такой мастерской должен был стоять предприниматель — организатор.
Объединять значительные группы работников с разделением труда требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных приспособлениях, при соляных варницах действовали кузницы. Все это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята[pic] получал «соленые куны» — доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
Попробуем дать определение понятию «ремесло», и чем оно отличается от понятия «промысел». Ремесло — постоянное занятие предпринимательской деятельностью, которое приносит основной доход. Промысел — это временное занятие предпринимательской деятельностью, которое приносит дополнительный доход.
Таким образом, в промышленном производстве Киевской Руси существовали довольно сложные экономические отношения, которые требовали выделения предпринимателей-организаторов и значительных капиталов.
Роль торговли в становлении предпринимательства
Еще больше элементов предпринимательской деятельности мы обнаруживаем в сфере торговли. В курсе экономической истории отмечалось, что до наступления капитализма существовало два вида капитала — купеческий и ростовщический, что в сфере обращения капитал, а, следовательно, и предпринимательство, появляется раньше, чем в сфере производства.
Но на Руси эта закономерность усиливалась тем обстоятельством, что Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком — на Волге и Днепре. И если Венеция разбогатела, то это потому, что держала в своих руках транзитную торговлю по Средиземному морю, торговлю между Азией и Южной Европой. Транзитная торговля между Азией и Северной Европой, конечно, должна была способствовать процветанию Киевской Руси.
Некоторые наши историки, в том числе крупнейший историк России В.О. Ключевский, даже зарождение российской государственности выводят из этой транзитной торговли. О ее значении для Киевской Руси свидетельствуют следующие обстоятельства.
• Восточные
славяне, исконные земледельцы, как
мы знаем, продвигались из южных
степей на север, в леса и
болота, где условия для земледелия был
• Чтобы участвовать в транзитной торговле, надо было иметь свой товар. Высоко ценились и на Западе, и на Востоке продукты лесных промыслов — меха, мед, воск. Естественно, эти продукты можно было добыть не в степи, а в лесах, и поэтому тоже надо было двигаться на север.
Как известно, и дань киевские князья собирали не хлебом, а мехами, медом, воском — товарами для экспорта.
Конечно, на этих транзитных путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги. Норманны были хозяевами на море, и в Западную Европу они приходили с моря армадами. Это были пираты — разбойники, которые нападали, чтобы грабить. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках. На речном пути «из варяг в греки», с волоками на водоразделах, норманны со своими дракарами были бессильны перед русскими.
Поэтому сюда они приходили не как пираты, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь в богатую Византию. А для этого они вливались в состав русской правящей верхушки, становились дружинниками и участвовали в защите русских земель.
А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости. Но одновременно на берегах «Русского моря» рождались русские военно-торговые форпосты: Тмуторокань, Переяславец, Сурож (Судак).
Можно выделить два этапа этой транзитной торговл.
• В VIII—X вв. торговля шла по Волге и Каспию с Арабским халифатом, с Багдадом — столицей халифов.
По Волге шел поток арабских дирхемов. Клады их здесь встречаются до сих пор, тогда как в Средней Азии и Ираке их давно уже не находят. Но больше всего арабских монет находят на острове Готланд в Балтийском море. Готланд и был тем пунктом, где встречались потоки восточных и западных товаров.
Киевские князья предпринимали военные действия для установления контроля над этим путем. Как известно, князь Святослав[pic] разгромил Хазарский Каганат на Волге.
• Приблизительно с середины X в. направление торговли меняется. Теперь товары двигаются через Византию знаменитым путем «из варяг в греки», по Днепру, а не по Волге. Этот период транзитной торговли подробно освещен в письменных источниках — договорах киевских князей с византийскими императорами, о которых говорилось в общем курсе экономической истории.
Предпринимательская деятельность правящей верхушки не ограничивалась внешней торговлей[pic]. Организацию княжеских и боярских сел в X—XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством».
Когда мы говорим, что в X—XI вв. появляются первые очаги частного землевладения, сначала княжеские, а потом и боярские села, прежде всего, возникает представление, что это крестьянские селения, по аналогии с современными селами. Однако это охотничьи и рыболовные хозяйства.
Деревня (крестьянское селение) называлась «весь», а село — это земельный участок князя или боярина с «дворищем», т.е. двором. Земли, окружающие дворище, т.е. входящие в состав «села», — это не определенная территория и, тем более, не пашня. Это «ловища рыбные и гоголиные», охотничьи угодья для добычи пушнины, бортные угодья, а в XI в. в селах занимались уже и разведением скота, особенно лошадей. Работали в этих селах подневольные люди — холопы и закупы.
Итак, село — это хозяйство, которое состояло из нескольких отраслей, и, естественно, управление этим хозяйством предполагало выполнение определенных предпринимательских функций.
Однако не вся торговля и даже не вся внешняя торговля была в руках дружины, т.е. военно-торговой аристократии. Разница между просто торговым человеком и княжеским дружинником была довольно размытой. Согласно летописи Олег и Игорь, приплыв по Днепру с севера, т.е. от Новгорода, «притворились гостями» («гостями» тогда назывались торговые люди, которые совершали дальние торговые поездки). Обманув, таким образом, бдительность Аскольда[pic]и Дира, правителей Киева, они убили их, что позволило в результате объединить Киевскую Русь. Очевидно, «притвориться» торговым человеком для дружинника было не так уж сложно.
О развитии внутренней торговли свидетельствует следующее. Известно, что на севере, в Новгородской земле, всегда не хватало своего хлеба. Поэтому с юга на север постоянно везли хлеб, а в обратном направлении в обмен на хлеб — новгородские и иноземные ремесленные изделия. Этим занимались не князья и дружинники, а посадские торговые люди.
Торг, т.е. торговая площадь города, был центром общественной жизни, где не только торговали, но и давались объявления об украденном имуществе, здесь же заседал княжеский суд.
На Руси чеканились серебряные деньги, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне развития товарно-денежных отношений.
О предпринимательской деятельности торгового посадского человека мы узнаем, например, из деловой переписки новгородского купца (на берестяных грамотах). Он продавал олово, свинец, покупал воск, совершал торговые поездки в Суздаль, но чаще всего сделки производились через своих комиссаров — суздальских купцов. Он был членом купеческого товарищества «складников» — объединения купцов[pic], которые вели совместные торговые операции, «складывая» капиталы и товары. Такие товарищества, судя по всему, были обычной формой организации торговли.
Информация о работе Купечество и его источники в X–XIV вв.: «Князев торг». Новгородское купечество