Культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2010 в 07:29, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

   Во второй половине 1968 года армия взяла ситуацию в стране под контроль. Многие города пришлось брать штурмом. Город Гуйлинь штурмовали 30 тысяч солдат и бомбили напалмом, после чего были вырезаны все хунвэйбины. Кампания по уничтожению взбунтовавшихся хунвэйбинов продолжалась до 1976 года. Она сопровождалась массовыми казнями и зачистками городов и деревень. Сам Мао считал, что в ходе «культурной революции» «было 30 % ошибок и 70 % было сделано правильно»(23). Большинство источников дает цифру в 100 миллионов пострадавших. Впервые эта цифра появилась в газете «Жэньминь Жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен пишет, что погибших было миллион человек. Только в провинции Гуаньси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. чел., а в провинции Гуандун — 40 тыс.

                                             3.5 Закат

   Вроде бы все шло «нормально». IX съезд КПК (апрель 1969 года) охотно одобрил все, что произошло в стране с начала революции. Линь Бяо, министр обороны КНР, в своем выступлении с жаром призывал продолжать борьбу с ревизионистами и уклонистами. Уже светил ему маяком новый Устав партии, в котором он именовался наследником Мао. Старый император обзавелся преемником и перевел немигающий взгляд на Конституцию 1954 года, новая версия которой обещала Кормчему руководящую роль во всех вопросах политики, экономики и идеологии, а значит, и преемник вполне мог со временем рассчитывать на подобную же роль. Спустя пять лет конституцию приняли.

   Как это часто случается с «принцами», Линь Бяо не захотел ждать, и уже в сентябре 1971-го на очередном пленуме ЦК разразился кризис: министр обороны с группой сторонников попытался легально заполучить власть и потерпел неудачу, после чего, как пишут современные китайские историки, «разработал план переворота»(24).

   Тут как по мановению волшебной палочки торопыга-преемник и его товарищи — высшие офицеры (из них шестеро членов Политбюро) — исчезают. Сам Линь Бяо погибает 13 сентября в авиакатастрофе над Монголией — вскоре после вполне дружеского ужина с Председателем. Остальные участники заговора тоже куда-то пропали. Наверное, туда же, куда и десятки тысяч других офицеров, сгинувших в горниле очередной (или внеочередной?) чистки, последовавшей за этим эксцессом.

   Яо Вэньюань перед особым трибуналом (1980 год). Через 16 лет он выйдет из тюрьмы, а в декабре 2005-го — умрет последним из «Банды четырех»

   Впрочем, это была последняя убедительная демонстрация силы Мао. К счастью для Китая, он дряхлел. Уже через полтора года на горизонте немного развиднелось: ЦК реабилитировал своего бывшего Генерального секретаря Дэн Сяопина, зашевелились «разгромленные» ранее комсомол и профсоюзы.

   Январская конституция 1975 года получилась компромиссной: страну по-прежнему призывали «готовиться к возможной войне», но членам коммун все-таки позволили сохранить приусадебные участки, нехотя признали необходимость постепенного повышения уровня жизни, оплаты по труду... Формально Мао все еще оставался Великим Кормчим, но политически вождь уже утратил свое влияние, а через полтора года ушел из жизни и физически.

   В верхах немедленно нашлись люди, оперативно арестовавшие преступную «четверку» — Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня. Выдохшейся и обескровленной стране предстояло зализывать раны и оправляться от десяти лет сплошного кошмара. Ей предстояло построить одну из мощнейших экономик в мире и заполонить магазины Лондона, Сан-Франциско и Москвы товарами с маркой «Сделано в Китае». Китайцы с облегчением устремили взгляды туда, куда неизменно устремляли их в трудную минуту, — к Золотому веку мифических императоров древности, правивших мудро и справедливо. Конфуций любил приводить этот век в пример живущим.

   В 1981 году ЦК КПК вдруг будто просыпается от спячки, протирает глаза и сообщает городу и миру о своих ощущениях. Решение «По некоторым вопросам истории партии» признает: «Культурная революция не была и не может быть революцией или источником социального прогресса в каком бы то ни было смысле... она явилась смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками; смутой, которая принесла серьезные беды партии, государству и всему многонациональному народу». Беда в том, что так не бывает. Кто бы ни инициировал «смуту», в ней принимали участие не два и не три человека, даже не четыре.

   На мавзолее Мао Чжуси, на той самой главной площади страны Тяньаньмэнь, где уже в 1989 году престарелый Дэн Сяопин раздавил танками демонстрацию совсем других студентов, до сих пор красуется портрет Великого Кормчего. Не надо кидать в него чернильницами. Это чревато тюремным заключением или смертной казнью. Да и вообще — не надо. «Культурную революцию», как любую другую революцию в любой другой стране, китайцы сделали все вместе. Вместе из нее и вышли.

                                             4. Заключение

   Культурная революция – это большое проявление одержимости всего Китая злым духом компартии. Писатель Цинь Му так описал культурную революцию в Китае:

   «Это действительно страшное бедствие, которого никогда не было в истории. Это коснулось миллионов пострадавших людей: сколько миллионов человек умерло, терпя несправедливость, сколько семей распалось, сколько детей и подростков стали хулиганами, сколько книг в одночасье сожгли, сколько исторических достопримечательностей зверски разрушили, столько могил бывших добродетельных людей раскопали, сколько преступлений совершено под предлогом революции»(25).

   Людям часто ошибочно кажется, что насилие и убийства в культурной революции состоялись из-за анархического бунта, что убийцами в основном были хунвейбины, «те, кто поднимал бунт». Но по официально изданным в    Китае историческим записям о нескольких тысячах уездах в период культурной революции, больше всего людей погибло не в конце 1966 года, когда правительственные органы разных уровней находились в парализованном состоянии; и также не в 1967 году, когда борьба участников бунта была самой сильной, а в 1968 году, когда были созданы «революционные комитеты» на разных уровнях, и когда Мао Цзэдун восстановил всестороннее управление государством. В известных всей стране кровавых событиях  применяли насилие и убийства в основном войска, вооружённая милиция и члены компартии всех уровней власти.

   Из нижеприведенных нескольких примеров видно, что жестокие действия в период культурной революции – это результат не отдельных крайних действий хунвейбинов и других участников бунта, а решения компартии на местном уровне. Компартия скрывала прямое подстрекательство и участие в насилии партийных лидеров и государственных служащих.

   «Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле… она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу". Из решения ЦК КПК за 1981 год (26). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Ссылки:

  1.        http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
  2.        http://www.emc.komi.com/02/10/158.htm
  3.        Петров П.А. Политическая история государств Азии и Северной Америки. Стр.13
  4. .       Воронцов В.Б. Судьба «китайского Бонапарта». Стр.14
  5.          http://lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/revol1.txt
  6.          Иванов. Г.Б. Китай: история в лицах и событиях. Стр.17
  7.          Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. Стр.12
  8.          Барач Д. Дэн Сяопин Стр.11
  9.          http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
  10. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
  11. Воронцов В.Б. Судьба «китайского Бонапарта». Стр.23
  12. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР в 1950-60-е гг. стр.36
  13. http://lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/revol1.txt
  14. Барач Д. Дэн Сяопин. Стр.46
  15. Иванов. Г.Б. Китай: история в лицах и событиях. Стр.45
  16. Барач Д. Дэн Сяопин. Стр.52
  17. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. Стр.29
  18. Ланьков А.Н. Разгром некоммунистических партий в КНДР (1945-1959 гг.). стр.59
  19. http://www.emc.komi.com/02/10/158.htm
  20. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
  21. Воронцов В.Б. Судьба «китайского Бонапарта». Стр.58
  22. Иванов. Г.Б. Китай: история в лицах и событиях. Стр.79
  23. Барач Д. Дэн Сяопин. Стр.66
  24. http://lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/revol1.txt
  25. Иванов. Г.Б. Китай: история в лицах и событиях. Стр.69
  26. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
 

   Список использованной литературы:

  1. Петров П.А. Политическая история государств Азии и Северной Америки: XX век. – М., 1996.
  2. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М., 1990.
  3. Воронцов В.Б. Судьба «китайского Бонапарта». – М., 1987.
  4. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР в 1950-60-е гг. – М., 1980.
  5. Ланьков А.Н. Разгром некоммунистических партий в КНДР (1945-1959 гг.)//Восток. 1999 №4.С.36-49
  6. Иванов. Г.Б. Китай: история в лицах и событиях. – М., 1998.
  7. Барач Д. Дэн Сяопин. – М., 1989.
  8. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48374_1.html
  9. http://lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/revol1.txt
  10. http://www.emc.komi.com/02/10/158.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Информация о работе Культурная революция в Китае