Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2009 в 18:22, Не определен
Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках
2. Культура и быт русского народа в XVI веке
3. Культура и быт в XVII веке
4. Быт русских царей XVI-XVII вв
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках……………5
2. Культура и быт русского народа в XVI веке………………………………………7
3. Культура и быт в XVII веке ………………………………………………………..16
4. Быт русских царей XVI-XVII вв……………………………………………….......19
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………………
Приложение №1……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Прежде всего, мы должны определить значение понятий «быт», «культура», и их отношения между собой.
Культура, прежде всего, — понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное.
Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются. Организационная структура, объединяющая людей, живущих в одно время, называется синхронной.
Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.
Итак, область культуры — всегда область символизма.
Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но, не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры.
Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего. Эти исторические связи культуры называют диахронными. Как видим, культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого (ведь оно ушло, отдалилось от нас). Но в этом и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.
Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого — ведь они как-то поддерживают нашу связь с прошлым, — надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их обычаи, одежда, …. Это и будет темой данной работы.
Определив, таким образом, интересующие нас аспекты культуры, мы вправе, однако, задать вопрос: не содержится ли в самом выражении «культура и быт» противоречие, не лежат ли эти явления в различных плоскостях? В самом деле, что такое быт? Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего. Как же он может соприкасаться с миром символов и знаков, составляющих пространство культуры?
Какими
же путями происходит взаимопроникновение
быта и культуры? Для предметов
или обычаев «
Сомнения наши рассеются, если мы вспомним, что все окружающие нас вещи включены не только в практику вообще, но и в общественную практику, становятся как бы сгустками отношений между людьми и в этой своей функции способны приобретать символический характер.
Однако быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры. Связь этой стороны быта с культурой не требует пояснений. Ведь именно в ней раскрываются те черты, по которым мы обычно узнаем своего и чужого, человека той или иной эпохи, англичанина или испанца.
Обычай
имеет еще одну функцию. Далеко не
все законы поведения фиксируются
письменно. Письменность господствует
в юридической, религиозной, этической
сферах. Однако в жизни человека есть обширная
область обычаев и приличий. «Есть образ
мыслей и чувствований, есть тьма обычаев,
поверий и привычек, принадлежащих исключительно
какому-нибудь народу». Эти нормы принадлежат
культуре, они закрепляются в формах бытового
поведения, всего того, о чем говорится:
«так принято, так прилично». Эти нормы
передаются через быт и тесно соприкасаются
со сферой народной поэзии. Они вливаются
в память культуры.
1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках.
Чтобы
понять истоки условий и причин,
определяющих образ жизни , быт и
культуру русского народа, необходимо
рассмотреть общественно-
При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших (по несколько дворов) деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины.
Образование
единого централизованного
Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.
Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.
Отставание Руси в своем развитии— прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.
Владимирское
великое княжество и другие русские
княжества на среднерусской равнине
почти на 250 лет оказались в составе Золотой
Орды. А территория западно-русских княжеств
(бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская
Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская,
Полоцкая земли), хотя и не вошли в состав
Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены
и обезлюдели.
2.Культура и быт русского народа в XVI веке.
Наглядно материал по данному вопросу предоставлен в приложении №1.
2.1 Жилище
Все основные постройки крестьянского
двора были срубные - избы, клети, сенники,
мшаники, конюшни, хлева (хотя есть упоминания
и о плетневых хлевах). Основным и обязательным
элементом такого двора была изба, отапливаемая
постройка, утеплённая в пазах мхом, где
жила семья крестьянина, где в зимнее время
занимались и работали (ткали, пряли, изготовляли
различную утварь, инструменты), здесь
же в морозы находил приют и скот. Как правило,
на двор приходилось по одной избе, но
бывали крестьянские дворы с двумя и даже
с тремя избами, где размещались большие
неразделенные семьи. По-видимому, уже
в XVI веке происходит выделение двух основных
вида крестьянского жилища в северных
районах начинают господствовать избы
на подклети, подъизбице, т.е. имеющие подполье.
В таких подклетях могли держать скот,
хранить запасы. В центральных и южных
районах всё ещё продолжают бытовать наземные
избы, пол которых настилался на уровне
земли, а, возможно, был и земляным. Но традиция
не была ещё устоявшейся. Избы на подклети
у богатых крестьян ставились и в центральных
районах. Нередко здесь их называли горницами.
Как элемент жилища появились
сени, которые служат соединительным звеном
между двумя постройками - избой и клетью.
Но изменение внутренней планировки нельзя
рассматривать только формально. Появление
сеней как защитного тамбура перед входом
в избу, а также то, что теперь топка избы
была обращена внутрь избы - всё это намного
улучшило жильё, сделало его более теплым,
удобным. Общий подъём культуры отразился
и в этом усовершенствовании жилища, хотя
XVI век был только началом дальнейших изменений,
и появление сеней даже в конце XVI века
стало типичным для крестьянских дворов
далеко не всех областей России. Как и
другие элементы жилища, раньше всего
они появились в северных районах. Второй
обязательной постройкой крестьянского
двора была клеть, т.е. срубное помещение,
служившее для хранения зерна, одежды,
другого имущества крестьян. Но не все
районы знали именно клеть как второе
хозяйственное помещение.
Есть ещё одна постройка,
которая, видимо, исполняла ту же функцию,
что и клеть. Это сенник. Из других построек
крестьянского двора нужно назвать, прежде
всего, овины, так как зерновое хозяйство
в относительно сыром климате Центральной
России невозможно без подсушки снопов.
Овины чаще упоминаются в документах,
относящихся к северным областям. Столь
же обязательным была и "байна", или
"мылна", в северных и части центральных
районов, но не везде. Баня - маленький
сруб, иногда без предбанника, в углу -
печь - каменка, рядом с ней - полки или
полати, на которых парятся, в углу - бочка
для воды, которую нагревают, бросая туда
раскалённые камни, и всё это освещается
маленьким окошечком, свет из которого
тонет в черноте закопчённых стен и потолков.
Сверху такое сооружение часто имело почти
плоскую односкатную кровлю, крытую берестой
и дерном. Традиция мыться в банях среди
русских крестьян была не повсеместной.
В иных местах мылись в печах.
XVI век - время распространения
построек для скота. Они ставились отдельно,
каждая под своей крышей. В северных районах
уже в это время можно заметить тенденцию
к двух этажности таких построек (хлев,
мшаник, а на них сенник, то есть сенной
сарай), которая позднее привела к образованию
громадных хозяйственных двухэтажных
дворов (внизу - хлева и загоны для скота,
вверху - повить, сарай, где хранят сено,
инвентарь, здесь же ставится клеть). Феодальная
усадьба, по описям и археологическим
известиям, значительно отличалась от
крестьянской. Одним из главных признаков
любого феодального двора, в городе или
в деревне, были специальные сторожевые,
оборонительные башни - повалуши. Такие
оборонительные башни в XVI веке были не
только выражением боярской спеси, но
и необходимой постройкой на случай нападения
соседей - помещиков, неспокойных вольных
людей. Башни эти были срубные в подавляющем
большинстве, в несколько этажей. Жилой
постройкой феодального двора была горница.
Не всегда эти горницы имели косящатые
окна, да и не все они могли быть с белыми
печами, но уже само название этой постройки
говорит о том, что она была на подклети
высокой. Постройки были срубные, из отборного
леса, имели хорошие двускатные крыши,
а на повалушах они были нескольких видов
двускатные, четырёхскатные и крытые фигурной
кровлей - бочками и т.п. Близок по составу
и названиям построек к боярским дворам
и двор состоятельного горожанина, да
и сами города русские были ещё очень похожи
скорее на сумму сельских усадеб, чем на
город в современном смысле.
Каменные жилые постройки, известные на Руси ещё с XIV века, и в XVI веке продолжали оставаться редкостью. Дошедшие до нас немногие жилые каменные хоромы XVI века поражают массивностью стен, обязательными сводчатыми потолками и центральным столпом, поддерживающим свод.
Крестьянские
избы украшались очень скромно, но некоторые
части изб украшались обязательно;
коньки крыш, двери, ворота, печь.
Сравнительные
материалы этнографии XIX века показывают,
что эти украшения играли кроме эстетической
роли роль оберегов, защищавших "входы"
от злых духов, корни семантики таких украшений
восходят ещё к языческим представлениям.
Но жилище богатых горожан и феодалов
руками и талантом крестьян украшались
пышно, затейливо, красочно.
2.2 Одежда
Основной одеждой в XVI веке была рубаха.
Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы)
и льняного и конопляного полотна. В XVI
веке рубахи носились обязательно с определенными
украшениями, которые у богатых и знатных
делались из жемчуга, драгоценных камней,
золотых и серебряных нитей, а у простонародия,
красными нитками. Главнейший элемент
такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее
разрез ворота. Ожерелье могло быть пришито
к рубахе, могло быть и накладным, но ношение
его нужно считать обязательным вне дома.
Украшениями покрывали концы рукавов
и низ подола рубах. Рубахи различались
по длине. Следовательно, короткие рубахи,
подол которых доходил примерно до колен,
носили крестьяне и городская беднота.
Богатые и знатные носили длинные рубахи,
сорочки, доходившие до пят. Штаны были
обязательным элементом мужской одежды.
Но единого термина для обозначения этой
одежды еще не было. Обувь XVI века была
весьма разнообразной и по материалам,
и по покрою. Археологические раскопки
дают явное преобладание кожаной обуви
плетеной с лыка или бересты. Это значит,
что лапти не были известны населению
Руси с древности и были скорей дополнительной,
предназначенной для особых случаев обувью.
Для XVI века можно наметить
определенную социальную градацию: сапоги
- обувь знатных, богатых; калиги, поршни
- обувь крестьян и массы горожан. Впрочем,
эта градация могла быть и не четкой, так
как мягкие сапоги носили и ремесленники,
и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах.
Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати. Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие феодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиеся подчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из других культур. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношения тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя из дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярской спеси и достоинства.
Информация о работе Культура и быт русского народа и царей в старину. XVI-XVII вв.