Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2015 в 19:08, сочинение
Почему организовывались Крестовые походы? Какими экономическими причинами они были вызваны? Каковы были их последствия? Именно эти вопросы я попробую раскрыть в ходе эссе.
Исследуемая тема в этой работе заинтересовала меня тем, что Крестовые походы были явлением огромной всемирно исторической важности.
Почему организовывались Крестовые походы? Какими экономическими причинами они были вызваны? Каковы были их последствия? Именно эти вопросы я попробую раскрыть в ходе эссе.
Исследуемая тема в этой работе заинтересовала меня тем, что Крестовые походы были явлением огромной всемирно исторической важности. В них, так или иначе, оказались втянутыми массы людей Европы и Ближнего Востока и, вне всякого сомнения, оказали далеко идущие последствия на судьбы многих людей. Многообразные и относительно длительные контакты Востока и Запада затронули более десятка государств в Европе и Азии, почти все области их жизни – церковь и религиозную мысль, политику, экономику, общественное устройство, литературу. Это было первое во втором тысячелетии явление, непосредственно сказавшееся на судьбах десятков тысяч людей, приведшее к массовым миграциям населения, к резкому расширению кругозора многих людей, к умножению культурных контактов. Можно сказать, что крестовые походы оказали влияние и на жизнь народов Западной Европы и на население Ближнего Востока.
К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об остальном мире. Для них средоточием всей жизни на земле было Средиземноморье. В центре этого мира правил Папа как глава христианства. В бассейне Средиземного моря располагались столицы прежней Римской империи - Рим и Константинополь. Древняя Римская империя распалась около 400 г. на две части: западную и восточную. Греческую часть, Восточную Римскую империю, называли Ближний Восток или Латинская часть, Западная Римская империя, получила название Оксидент. Западная Римская империя прекратила свое существование уже к концу X века, тогда как Восточная - Византийская - еще существовала. Обе части бывшей большой империи располагались к северу от Средиземного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане, которые даже преодолели Средиземное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане решили вытиснуть их оттуда. В самом христианстве тоже не было единства. Между Римом (резиденцией западного главы церкви) и Константинополем (резиденцией восточного главы церкви) с давних времен существовали весьма натянутые отношения. После смерти Мухаммеда, основателя ислама, арабы с аравийского полуострова продвинулись на север и завладели обширными территориями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке сюда, угрожая Ближнему Востоку, подтянулись тюркские племена из Центральной Азии. В 1071 г. они разбили Византийское войско под Манцикертом, захватили иудейские и христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и провозгласили Никею своей столицей. Этими завоевателями были тюркоязычные племена сельджуков, принявшие ислам всего лишь несколько лет назад. В конце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между церковью и государством. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время византийский император Алексей I попросил у Папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему. В ноябре 1095г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпой собравшегося народа (крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов) выступил Урбан II с торжественной речью. Речь эта была хорошо продумана — она отнюдь не представляла собой «боговдохновенного» экспромта. Папа призвал католиков взяться за оружие для войны против «персидского племени турок, которые добрались до Средиземного моря, поубивали и позабирали многих христиан, разрушили церкви, опустошили царство Богово ( Имелась в виду Византийская империя)». Иначе говоря, в Клермоне был брошен клич, призвавший Запад к Крестовому походу на Восток.
Урбан II постарался представить войну, к которой он побуждал «верных», предприятием, осуществляемым ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и во спасение «братьев, проживающих на Востоке», т.е. восточных христиан. Папа взывал к слушателям именем всевышнего: «Я говорю это присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим, — так повелевает Христос».
Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе.
Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков.
Не малую роль в участии народа в Крестовых походах сыграло то, что конец XI века был наполнен феодальными войнами и стихийными бедствиями. Почти до самого первого похода Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа скота, голода и массовых эпидемий.
Крестовые походы начались с массового движения крестьянства. Это было связано с положением крестьян. Основная их масса была закрепощена и подвергалась усиленной эксплуатации. Крестьянам походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости, а также возможность приобрести новые земли.
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель, поэтому их взоры обратились к восточным странам, о несметных богатствах которых они немало наслышались от купцов и паломников. Приняв участие в Крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.
По чисто экономическим мотивам в Крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточные земли.
Необходимо отметить главенствующую идеологическую роль церкви в Крестовых походах. Они были объявлены благочестивым делом. Церковь производила сборы на походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, но зачастую носили характер принудительных налогов.
В период с 1095-1270 гг. западные рыцари часто отправлялись небольшими отрядами к берегам Сирии и Палестины. Как правило, многие ученые не принимают в расчёт эти маленькие военные экспедиции, поэтому 1-ый Крестовый поход включает в себя: Крестьянский, Германский, Норвежский и Арьергардный; 4-ый Крестовый поход: Альбигойский и Крестовый поход детей; 7-ой Крестовый поход: Крестовые походы пастушков (первый 1251 г. и второй 1320 г.) и 8-ой Крестовый поход: Северный, Крестовый поход против гуситов и Крестовый поход на Варну. Но отдельные историки не согласны с этим: даже незначительные рыцарские предприятия на Востоке они выделяют в особые Крестовые походы. В результате этого число походов то равным восьми, то некоторые ученые насчитывают их до шестнадцати. Самыми значительными по числу своих участников были Крестовые походы 1217-1221, 1228-1229, 1248-1254 годов и 1270 года, называемые обычно пятым, шестым, седьмым и восьмым.
Самый 1-ый Крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных
армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и поморю, они прибывали в Константинополь в течение
1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы,
в том числе герцог Готфрид Бульонский, гра
В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй Крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев от их грехов. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму Крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь, и Малую Азию. Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй Крестовый поход окончился полной неудачей.
Поводом к Третьему Крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином. В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.
Четвертый Крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).
Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.
Шестой Крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен. За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.
Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.
Падение Иерусалима вызвало Седьмой Крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов, нанесли им большой урон. Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.