Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:32, реферат
Крестовые походы — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников
Введение
1. Предпосылки и повод крестовых походов
1.1 Предпосылки на Востоке
1.2 Предпосылки на Западе
1.3 Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
2. Ход и порядок крестовых походов на Восток
2.1 Первый крестовый поход
2.2 Последующие восточные крестовые походы
3. Итоги и последствия крестовых походов
3.1 Падение власти крестоносцев на Востоке
Заключение
Список литературы
Реферат
На тему
Крестовые
походы
Содержание
Введение
1. Предпосылки и повод крестовых походов
1.1 Предпосылки на Востоке
1.2 Предпосылки на Западе
1.3 Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
2. Ход и порядок крестовых походов на Восток
2.1 Первый крестовый поход
2.2 Последующие восточные крестовые походы
3. Итоги и последствия крестовых походов
3.1 Падение власти крестоносцев на Востоке
Заключение
Список литературы
Введение
Крестовые походы
— серия военных походов
Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети. Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от турецкого гнёта римский папа Григорий VII, который пожелал лично возглавить поход. На его призыв откликнулось до 50 000 энтузиастов, но борьба папы с германским императором оставила идею висеть в воздухе. Преемник Григория, папа Виктор III обновил призыв предшественника, обещая отпущение грехов, но не желая лично участвовать в походе. Жители Пизы, Генуи, некоторых других итальянских городов, страдавших от морских набегов мусульман, снарядили флот, отбывший к побережью Африки. Экспедицией были сожжены два города в Тунисе, но этот эпизод не получил широкого резонанса.
Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом идея распространилась весьма широко и стала популярной.
Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель — отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!» Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и, в знак обета, нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы», и название их миссии — «Крестовый поход».
Первый поход
на волне всеобщего воодушевления
в целом достиг своих целей. В
дальнейшем Иерусалим и Святая земля
были вновь захвачены мусульманами
и Крестовые походы предпринимались
для их освобождения. Последний (девятый)
Крестовый поход в
Глава 1. Предпосылки и повод крестовых походов
1.1 Предпосылки на Востоке
Христианство изначально сочетало мирные посылки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.»
В IV веке святитель Василий Великий своим 13-м правилом предлагает на три года отлучать от Причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от Причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам . И даже в X веке константинопольский патриарх Полиевкт на 5 лет отлучал воинов, защищавших своё православное отечество от нашествия мусульман (турок) .
Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьёзной опасностью для европейского христианства: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII века было критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла остановили арабскую экспансию, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.
Во второй половине X века Византийская империя получила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В XI веке положение дел снова изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Византийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые императоры, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьёзная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджуки совершали свое наступательное движение на Запад. Под предводительством Шакир-бека (умер в 1059 году) и Тогрул-бека (умер в 1063 году) они подчинили своей власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира Алп-Арслан опустошил Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067—1070) и взял в плен при Манцикерте императора Романа Диогена (1071). Между 1070 и 1081 годами сельджуки отняли у египетских Фатимидов Сирию и Палестину (Иерусалим — в 1071—1073 годах, Дамаск в 1076 году), а Сулейман, сын Кутулмиша, двоюродного брата Тогрул-бека, отнял к 1081 году у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Наконец, турки взяли и Антиохию (1085). Снова, как в VIII веке, враги были под самым Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048 года) беспрерывным вторжениям печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы. Особенно тяжёлым был для империи 1091 год: турки, с Чахой во главе, готовили нападение на Константинополь с моря, а печенежское войско стояло на суше под самой столицей. Император Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за последние годы в войне с итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.
1.2 Предпосылки на Западе
На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.
К тому же в 1054 году произошёл Раскол христианской церкви (1054) — католики и православные предали друг друга анафеме.
Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню; в 1064 году, например, архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовы были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке.
1.3 Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
Папство, только
что усилившее аскетической реформой
свой нравственный авторитет на всем
Западе и усвоившее себе идею единого
Божьего царства на земле, не могло
не откликнуться на призыв, обращенный
к нему из Константинополя, в надежде
стать во главе движения и, может
быть, получить духовную власть на Востоке.
Наконец, западные христиане давно
были возбуждены против мусульман борьбой
с ними в Испании, Италии и Сицилии.
Для всей южной Европы мусульмане
были хорошо знакомым, наследственным
врагом. Все это способствовало успеху
обращения императора Алексея I Комнина,
который уже около 1089 года находился в
сношениях с папой Урбаном II и готов был,
по-видимому, положить конец церковному
раздору, чтобы получить помощь от латинского
Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе
для этой цели; папа освободил Алексея
от отлучения, до тех пор лежавшего на
нём, как на схизматике. Когда в 1091 году
папа находился в Кампании, при нём были
послы Алексея. В марте 1095 года папа ещё
раз выслушал послов Алексея (на соборе
в Пиаченце), а осенью того же года был
созван собор в Клермоне (во Франции, в
Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи
Византии приняла ту форму, которая особенно
должна была прийтись по душе массам. В
речи, которую он произнес в Клермоне,
политический элемент был отодвинут на
задний план перед элементом религиозным:
Урбан II проповедовал поход для освобождения
от неверных Святой земли и Гроба Господня.
Речь папы в Клермоне 24 ноября 1095 года
имела громадный успех: многие тут же дали
обет идти против неверных и нашили себе
на плечо кресты, отчего и получили название
«крестоносцев», а Походы — «крестовых».
Так был дан толчок движению, которому
суждено было остановиться лишь два столетия
спустя. Пока на Западе зрела мысль о Крестовом
Походе, император Алексей освободился
от опасности, вынудившей его искать помощи
на Западе. В 1091 году он истребил печенежскую
орду, при помощи половецких ханов Тугоркана
и Боняка; морское предприятие Чахи также
кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит
по приказанию никейского султана). Наконец,
Алексею удалось в 1094—1095 годах освободиться
и от опасности, грозившей ему со стороны
его недавних союзников — половцев. Непосредственная
опасность для Византии прошла как раз
в то время, когда с Запада стали прибывать
массы первых крестоносцев, на которые
Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь
Запада принимала слишком широкие размеры;
она могла грозить самой Византии, ввиду
вражды между латинским Западом и греческим
Востоком. Проповедь Крестового Похода
имела на Западе необыкновенный успех.
Во главе движения встала церковь: папа
назначил своим легатом при крестоносном
войске епископа Пюи Адемара, который
одним из первых принял в Клермоне крест.
Принявшие крест, как пилигримы, принимались
церковью под её покровительство. Кредиторы
не могли требовать с них долгов во время
их путешествия; захватывавшие их имущество
отлучались от церкви; всем крестоносцам,
которые шли в Святую землю, побуждаемые
к тому благочестием, а не стремлением
к приобретению почестей или богатства,
отпускались грехи. Уже зимой с 1095 на 1096
год собрались большие массы плохо или
почти вовсе не вооруженных крестоносцев
из беднейших классов. Во главе их стали
Петр Пустынник и Вальтер Голяк (или Готье-нищий).
Часть этой толпы достигла Константинополя,
но многие погибли ранее. Греки переправили
крестоносцев в Азию, где они почти все
были истреблены сельджуками. Несколько
позднее начался настоящий Первый крестовый
поход.