Контрольная работа по "Истории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Дайте общую юридическую характеристику Законов Хаммурапи и охарактеризуйте правовое положение населения по законам Хаммурапи.

Файлы: 1 файл

история государсва и права зарубежных стран.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)
  1. Дайте общую  юридическую характеристику Законов  Хаммурапи и охарактеризуйте  правовое положение населения по законам Хаммурапи.
 

       Эпоха Хаммурапи — так называемый Старовавилонском период (кон.  XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в.  до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и  Аккада»  обрушились  кочевники-амореи,   обитавшие   ранее   в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы,  и общественно-экономический строй  древней Месопотамии,  а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими  крупными  царствами  с  аморейскими  (в  Эшнунне — аккадской)  династиями  во главе.  Это были:  верхнемесопотамская держава Шамшиадада I1, Вавилонское царство,  царство Эшнунны на Дияле  и  царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии,  от которых зависел ряд более мелких политических образований.  После распада первого  из  этих  государств  на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над  всей  Месопотамией  на  несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).  Этой  обстановкой воспользовался  Хаммурапи, царь  Вавилона (1792-1750) — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари,  поднял мятеж против эламской гегемонии  и  начал войну  со  всеми  остальными государствами Месопотамии,  их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом  он  открыто провозгласил  восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада»,  некогда уничтоженной  кочевниками. Около   1755   война   завершилась   полным  триумфом  Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу  дела  подчинил,  а затем   и   уничтожил  союзное  Мари)  и  даже  западный  Элам  с общеэламской столицей Сузами.[1]

       В целом правление Хаммурапи и его свод законов - это значимая эпоха в истории древнего Шумера.

     «Законы»  были в окончательной редакции изданы  только  после этой   победы,   как   своего   рода  итог  всей  государственной деятельности Хаммурапи.  Этот царь ставил себе в  заслугу  прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи6, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как  явный божественный мандат на устроение такого порядка. «Законы» принадлежат     к     важнейшим    источникам    по древневавилонскому и вообще  древневосточному  праву,  на  долгое время послужили  основой  вавилонского  права  и тем самым дают возможность        восстанавливать         многие         стороны социально-экономического   строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э. Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства   в   общественной   и  хозяйственной  жизни  страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже [1].

       Язык «Законов»   —    классический    вавилонский    диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы.

     Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи,  из которых 35 были стерты,  а   247   сохранились.   Недостающие   статьи   частично восстанавливаются по  фрагментам копий «Законов»,  записанных на глиняных табличках,  которые были обнаружены в тех же  Сузах и других  местах,  особенно  в знаменитой  Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала [2].

       Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

     Законы  Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему  вавилонского общества.

     Первые 5 статей (нумерация статей установлена  современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства.

     Статьи 6—13 определяют наказание за кражу  и указывают способы установления кражи.

     Статьи 14—20 направлены против кражи детей  и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.

     В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные  случаи грабежа.

     Статьи 26—41 регулируют обязанности и права  воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.

     Статьи 42—47 определяют права и обязанности  лиц, арендующих землю.

     Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы  права ростовщика на урожай заложенного  ему поля.

     Статьи 53—56 налагают кару за небрежное использование  ирригационной сети.

     Статьи 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.

     Статьи 59—66 решают различные вопросы, связанные  с владением садами, в том числе  и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

     Следующие статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.

     К ним примыкают статьи 100—107, говорящие  о купцах — тамкарах и их помощниках. Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в статьях 108—111. Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены статьи 112—126. Очень большое место (статьи 127—195) занимает семейное право.

     Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения. Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

     Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают  статьи 228—235. Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в статьях 236—277.

     Заключительные  статьи содержат постановления о  рабах [2].

     Законодательство  Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь некоторые статьи, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого “божьего суда”. Например:

(§ 2) Если человек бросил на человека  обвинение в колдовстве и не доказал этого,  то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве,  должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если  Река  схватит  его,  его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого  человека  и  он  останется  невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит,  а тот,  кто погружался  в  Реку,  может  забрать  дом  его обвинителя.

(§ 132)  Если  на жену человека был  простерт палец но поводу другого мужчины,  но она не была схвачена при  лежании  с  другим мужчиной,   то   ради   своего  мужа  она  должна  погрузиться  в реку.

       К далёкому прошлому восходят  постановления о каре за телесные  повреждения согласно принципу  “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

Социальная  структура: авилумы, мушкенумы

     В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая – авилумы («человек», «сын человека»), вторая – мушкенумы, лица более низкого социального  статуса («падающие ниц», т. е. бившие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась тем, что они не были потомками «своих» и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служилые относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей. Различия между этими социальными группами особенно ярко проявились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей.

     В некоторых случаях мушкенумы  пользовались особой правовой защитой. Например, кража их имущества по Законам царя Хаммурапи каралась как кража из дворца, а их рабы обладали некоторыми преимуществами перед  рабами частных лиц.

(§ 8) Если человек украл либо вола,  либо овцу,  либо  осла, либо  свинью,  либо же лодку,  то,  если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит  мушкенуму,  он  должен  возместить  в  десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.

(§ 16)  Если  человек  скрыл  в   своем  доме беглых раба  или рабыню,  принадлежащих дворцу или же мушкенуму,  и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

       Положение же царских людей на практике могло быть очень разным: их высшие слои получали от царя огромные наделы и были сразу общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы либо даже лишь натуральные пайки и не достаточно чем отличались от рабов, то есть, между свободой и рабством средии мушкенумов существовали бессчетные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают"дешевле", чем авилума ( п. 201 ).

"Если  он ( т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он обязан отвесить 1/3 мины серебра".

     Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма либо дворца, и это не удивительно: ведь оно практически есть составляющая часть имущества самого царя.

     "Если  человек украдет или вола, или  овцу, или осла, или свинью, или  ладью, то, если это божье либо это дворцовое, он может отдать это в 30кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он может возместить в 10кратном размере; если же вору нечем отдать, то его обязано уничтожить".

     Рабы  мушкенумов пользуются, подобно дворцовым  рабам, известными привелегиями ( к примеру, раб мушкенума либо дворца мог вступать в брак со свободной дамой п. 176 ). Следует заметить, что царские служащие высших (а время от времени и средних ) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами обладали (либо, во всяком, в принципе случае могли владеть ) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться довольно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно мушкенумами в чётком смысле этого слова были лишь царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем либо другим причинам утративших связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы ), а также осевших на землю членов пастушеских племен, прищельцев и т. п.

(§ 197)  Если человек (авилум) переломил   кость  человеку,   то   должны переломить ему кость.

(§ 198)  Если  человек (авилум) выколол  глаз мушкенуму или переломил  кость мушкенуму, то он должен  отвесить 1 мину серебра.

     Мы  видим, как прослеживается классовое неравенство между авилумами и мушкенумами. Или вот например следующее:

(§ 206)  Если человек сильно ударил  человека в драке и нанес  ему рану,  то этот  человек   должен  поклясться:  «Неумышленно  я ударил», — и оплачивать  лекаря.

(§ 207)  Если  тот  умер  от его побоев,  то виновный должен поклясться,  и,  если умерший —  сын  человека,  виновный  должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 208)  Если  умерший  — сын мушкенума,  то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.

(§ 209) Если человек (авилум)  побил  дочь  человека  и  причинил  ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"