Экономические реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

В начале 1857 года приступил к работе «секретный» комитет, учрежденный государем для обсуждения мер по устройству быта крестьян. Работа его продвигалась медленно. Комитет предложил совершать освобождение крестьян постепенно, без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало намерениям императора Александра, который желал скорого и определенного решения крестьянского вопроса. Поэтому император стал вводить в комитет новых, радикально мыслящих членов. Туда были введены великий князь Константин Николаевич, товарищ министра внутренних дел (первый заместитель) Н.А.Милютин, великая княгиня Елена Павловна, которые своим авторитетом стали положительно влиять на работу.

Содержание работы

1.Аграрная реформа 1861 года…………………………………………………..3

2. Земская, городская, судебная реформы………………………………..……..6

2.1. Земская реформа………………………………………………………6

2.2. Городская реформа……………………………………………………8

2.3. Судебная реформа……………………………………………………10

3. Реформа в сфере образования. Военная реформа………………………….14

3.1. Реформа образования…………………………………………….…14

3.2. Военная реформа……………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

     Земская реформа проводилась не повсеместно  и не одновременно. К концу 70-х  гг. земства были введены в 34 губерниях  Европейской России и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.

     Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, буржуазного  хозяйства и культуры. 

2.2. Городская  реформа

     Подготовка ее началась в 1862 г., т.е. опять-таки в условиях революционной ситуации. В 1864 г. проект реформы был подготовлен, но к тому времени демократический натиск был отбит, и правительство занялось пересмотром проекта: он дважды  был переделан, и только 16 июня 1870 г. царь утвердил окончательный вариант «Городового положения». Городская реформа строилась на тех же, лишь еще более суженных, принципах, как и земская. По «Городовому положению» 1870 г. распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Однако если до 1870 г. городские думы, существовавшие в России со времен «Городового положения» Екатерины II (1785), состояли из депутатов от сословных групп, то теперь они становились бессословными.

     Депутаты (гласные) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т.е. владельцы недвижимой собственности (предприятий, банков, домов и т.д.). Все они разделялись на три избирательных собрания:

     1) наиболее крупных налогоплательщиков, которые совокупно платили треть  общей суммы налогов по городу;

     2) средних плательщиков, тоже плативших  в общей сложности треть всех  налогов,

      3) мелких плательщиков, которые вносили  оставшуюся треть общей налоговой  суммы. Каждое собрание избирало одинаковое число гласных, хотя численность собраний была кричаще различной (в Петербурге, например, 1-ю курию составляли 275 избирателей, 2-ю — 849, а 3-ю— 16355). Так обеспечивалось преобладание в думах крупной и средней буржуазии, которая составляла два избирательных собрания из трех. В Москве первые два собрания не имели и 13 % от общего числа избирателей, но избирали они 2/3 гласных. Что касается рабочих, служащих, интеллигенции, не владевших недвижимой собственностью (т.е. подавляющего большинства городского населения), то они вообще не имели права участвовать в городских выборах. В десяти самых крупных городах империи (с населением более 50 тыс. человек) таким образом были отстранены от участия в выборах 95,6 % жителей. В Москве получили избирательные права 4,4 % горожан, в Петербурге — 3,4 %, в Одессе - 2,9 %.

     Число гласных в городских думах  колебалось от 30 до 72. Особняком стояли две думы — Москвы (180 гласных) и  Петербурга (250). Исполнительным органом  городского управления стала городская управа, которая избиралась городской думой (на 4 года, как и сама дума). Во главе управы стоял городской голова. Им по должности был председатель городской думы. Кроме него, в управу входили 2—3 гласных.

     «Городовое  положение» 1870 г. было введено в 509 городах России. Сначала оно действовало только в коренных русских губерниях, а в 1875—1877 гг. царизм распространил его и на национальные окраины империи, кроме Польши, Финляндии и Средней Азии, где сохранилось дореформенное городское устройство.

     Функции городского управления, как и земского, были чисто хозяйственными: благоустройство  города (мощение улиц, водопровод, канализация), борьба с пожарами, попечение о  местной промышленности, торговле, здравоохранении, образовании. Тем  не менее, городское управление еще строже, чем земское, контролировалось центральной властью. Городской голова утверждался губернатором (для уездного города) или министром внутренних дел (для губернского центра). Министр и губернатор могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля за городским управлением в каждой губернии было создано губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.

     Городские думы, как и земства, не имели принудительной власти. Для выполнения своих постановлений они вынуждены были запрашивать содействие полиции, которая подчинялась не городским думам, а правительственным чиновникам — градоначальникам и губернаторам. Эти последние (но отнюдь не городское самоуправление) и вершили в городах реальную власть — как до, так и после «великих реформ».

     И все-таки, по сравнению с чисто  феодальным «Городовым положением»  Екатерины II, городская реформа 1870 г., основанная на буржуазном начале имущественного ценза, была значительным шагом вперед. Она создавала намного лучшие, чем прежде, условия для развития городов, поскольку теперь городские думы и управы руководствовались уже не сословными, а общегражданскими интересами горожан.  

2.3. Судебная  реформа

     Гораздо более последовательной, чем земская  и городская реформы, стала реформа суда. Тайна судебного производства, применение телесных наказаний, произвол, продажность и волокита, царившие в дореформенном суде, были притчей у людей, вечными темами народных пословиц: «Кривой суд и правое дело скривит» и т.д.

     В России до 1864 г. отсутствовал институт адвокатуры. «В судах черна неправдой  черной» (по выражению А.С. Хомякова) Россия была веками, но после отмены крепостного права оставаться такой  она не могла. Александр II это понял  и, к чести его, поручил готовить судебную реформу комиссии из лучших законоведов, которых фактически возглавлял замечательный юрист и патриот, статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный.

     Подготовка  судебной реформы началась осенью 1861 г., и завершилась к осени 1862 г. Но лишь 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые Судебные уставы.

     Отныне  впервые в России утверждались четыре краеугольных принципа современного права: независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность  и состязательность судопроизводства. В уголовных судах был введен институт присяжных заседателей из населения. Для каждого дела назначались по жребию 12 присяжных, которые решали, виновен ли подсудимый или нет, после чего суд освобождал невиновного и определял меру наказания виновному.  Для юридической помощи нуждающимся и для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж судебной практики. Количество судебных инстанций по Уставам 1864 г. было сокращено, а их компетенция строго разграничена. Созданы были три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. 

     Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городскими думами на основе высокого имущественного ценза, а члены окружных судов и судебных палат назначались царем. Мировой суд (в составе одного человека — мирового судьи) рассматривал в упрощенном порядке судопроизводства мелкие проступки и гражданские иски. Решение мирового судьи могло быть обжаловано на уездном съезде мировых судей.

     Окружной  суд действовал в каждом судебном округе, равном одной губернии. В аппарат окружного суда входили прокурор и его товарищи, судебные следователи, привлекались адвокаты. Окружному суду были подсудны все гражданские и почти все уголовные дела. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными и не подлежали обжалованию по существу, их можно было обжаловать только в кассационном порядке. Решения же окружного суда, принятые без участия присяжных заседателей, обжаловались в судебной палате.

     Судебная  палата учреждалась одна на несколько губерний. Ее аппарат был аналогичен аппарату окружного суда, только больших размеров. Судебная палата рассматривала особо важные уголовные и почти все политические дела. Ее решения считались окончательными и могли быть обжалованы только в кассационном порядке.

     Наиболее  важные политические дела должен был  рассматривать Верховный уголовный суд. Единой кассационной инстанцией для всех судов империи являлся Сенат — с двумя департаментами: уголовным и гражданским. Он мог отменить решение любого суда (кроме Верховного уголовного), после чего дело возвращалось на вторичное рассмотрение того же или другого суда.

     Очень условной оказалась несменяемость судей, сохранились инквизиторские приемы следствия, произвол, продажность и волокита в судах. Хотя в 1863 г. были отменены телесные наказания шпицрутенами, кнутами, клеймением и т.д., сохранилась, как тогда говорили, «привилегия быть секомыми» розгами для крестьян (по решениям волостных судов), а также для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

     Даже  территориально судебная реформа была ограничена. Новые судебные уставы вводились только в 44 губерниях империи из 82. На Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России они не распространялись.

     Тем не менее судебная реформа 1864 г. явилась  самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения (особенно два самых демократических ее института — суд присяжных и адвокатура), несмотря на ограничения и даже притеснения со стороны царизма, содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Присяжные заседатели, вопреки надеждам и прямому давлению властей, выносили иногда вызывающе независимые приговоры. Что касается российской адвокатуры, то она сумела поставить себя — и юридически, и даже политически — на необычайную для самодержавной страны высоту. К 1917 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов. Главное же, русские дореволюционные адвокаты завоевали национальное и мировое признание своей самоуправляющейся корпорации (присяжных поверенных), выдвинув созвездие первоклассных юридических талантов и политических бойцов. Имена В.Д. Спасовича и Ф.Н. Плевако, Д.В. Стасова и Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова и С.А. Андреевского, В.И. Танеева и А.И. Урусова и многие другие были известны всей стране и далеко за ее пределами, а длинный ряд выигранных ими в борьбе за право и правду судебных процессов вызвал общероссийский и мировой резонанс. Сегодняшняя Россия о столь сильной и авторитетной адвокатуре, какую терпел при себе царизм, к сожалению, пока еще может только мечтать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Реформа  в сфере образования. Военная  реформа.

3.1. Реформа  образования и печати

     Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

     Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами», цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

     Этой  реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

     Таким образом, несмотря на то, что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.  

Информация о работе Экономические реформы Александра II