Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:42, реферат
Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
1.Введение
2. История открытия нефтяных месторождений на юго-востоке Татарии
3. Заключение
4. Список литературы
Содержание
1.Введение
2. История открытия нефтяных месторождений на юго-востоке Татарии
3. Заключение
4.
Список литературы
Введение
Республика
Татарстан - одна из наиболее развитых
в экономическом отношении
Главным богатством недр Татарстана является нефть. Республика располагает 800 миллионами тонн извлекаемой нефти. Размер прогнозируемых запасов составляет свыше миллиарда тонн. Вместе с нефтью добывается попутный газ - около 40 куб.м. на 1 тонну нефти.
Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
Нефть
добывается на юго-востоке Татарстана,
где расположено более ста
мелких и средних месторождений.
История открытия нефтяных месторождений
Поисками "черного масла земли" в Поволжье люди занимались давно. Первые официальные сведения о наличии признаков нефти в Поволжье относятся к 1703 г., когда в первом номере газеты "Ведомости" было напечатано следующее сообщение: "Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти..,". С тех пор эта информация и указанная дата стали точкой отсчета уже почти трехсотлетней истории изучения нефтеносности территории Поволжья. С самого начала исследований и до открытия промышленной нефти в пермских (1929 г.), каменноугольных (1934 г.) и девонских (1944 г.) отложениях усилия многих поколений ученых, геологов и практиков нефтяного дела были направлены в основном на изучение поверхностных нефтепроявлений. Накопленная в этот период геологическая информация открыла широкие перспективы ускоренного освоения нефтяных богатств Волго-Камского края.
История поисков и разведки нефти на территории республики тесно связана с развитием нефтепоисковых работ в районах Поволжья и ее можно условно разделить на четыре этапа
Первый этап (1703-1929 гг.) был наиболее длительным. Для него характерны: изучение поверхностных проявлений нефти, первый опыт ее добычи на естественных обнажениях битуминозных пород и попытки найти промышленную нефть в пермских отложениях. Геологические исследования вначале носили, главным образом рекогносцировочный и экспедиционный характер. В конце XVIII и 30-х годах XIX столетий впервые описаны выходы асфальтовых пород на Самарской Луке, на р.Кармалке, в бассейнах рр.Сока и Шешмы, у с.Сюкеево на р.Волга и в других местах (Г.Шобер, П.Рычков, И.Лепехин, П.Паллас, Н.Широкшин, А.Гурьев). Систематическое изучение территории Татарстана начато в 1860 г. геологами Казанского университета. В течение 1860-1870 гг. Н.И.Головкинским и его учениками обследованы выходы пород по Волге, Каме, Вятке, Свияге, Казанке и другим рекам. Преемником Н.И.Головкинского стал А.А.Штукенберг, в течение 30 лет (1870-1900 гг.) производивший вместе со своими последователями геологические исследования Прикамья и Поволжья. В частности, в 1888 г. П.И.Кротов, А.В.Лаврский и А.В.Нечаев произвели геологическую съемку всей площади Казанской губернии. Эта работа относится к числу первых сводных трудов, посвященных геологическому строению республики. В начале нашего столетия исследования продолжались М.Э.Ноинским. Им и его учениками выполнена геологическая съемка территории Татарстана. М.Э.Ноинскому принадлежит также детальная разработка стратиграфии казанских отложений.
В 60-е и 70-е годы прошлого века пробурено несколько мелких нефтепоисковых скважин (Малакиенко, Шандор и др.), расположенных на востоке республики вблизи селений Нижняя Кармалка, Шугурово и Сарабикулово. Наиболее глубокие из них (205- 354 м) вскрыли нижнепермские известняки, но нефти не встретили. Первые разведочные работы производились кустарными приемами без необходимой геологической подготовки и, естественно, не дали положительных результатов. Глубины скважин оказались недостаточными для достижения нефтеносных горизонтов. Неудачи поисков нефти на некоторое время охладили интерес нефтепромышленников к проведению буровых работ
Новые попытки бурения возобновлены в начале нашего столетия в связи с общим оживлением разведки нефти в разных районах России. На территории Татарстана в 1910-1914 гг. пробурено несколько скважин, в том числе вблизи Сюкеево на р.Волга. Работы проводили английское акционерное общество "Казан Ойл Филд" и русское общество "Демин и К°". Предприниматели начали разработку битуминозных пород, но в связи с первой мировой войной обе эти фирмы прекратили существование. После революции в 1918 г. в район Сюкеево с целью оценки имеющихся там признаков нефти и изучения возможностей открытия залежей промышленного значения направлялась специальная теологическая партия под руководством Н.Н.Тихоновича. В Сокско-Шешминский район в тех же целях в 1919 г. командирован известный теолог К.П.Калицкий, придававший универсальное значение гипотезе первичного залегания нефти. Исходя из таких представлений, К.П.Калицкий рассматривал залежи битумов в пермских породах как свидетельство полного разрушения некогда существовавших нефтяных месторождений и считал возможным заложить скважины только в районе Сюкеево, подальше от выходов насыщенных битумом слоев, полагая, что в более погруженных частях тех же пластов возможно присутствие жидкой нефти. Таким образом, практические рекомендации К.П.Калицкого (1920) заключались в том, чтобы производить разведку пермских отложений, так как наличие нефти в более древних слоях им по теоретическим соображениям отрицалось.
В
1919-1920 гг. неглубокие поисковые скважины
на гудрон и нефть закладывались в районе
г.Чистополя, на р.Шешма и у Сюкеевского
взвоза на р.Волга. Впервые перед бурением
ставилась задача поисков новых нефтяных
залежей в глубоких горизонтах палеозоя
на куполовидных структурах, намеченных
геологическими исследованиями. В Сюкеево
работы велись до января 1923 г. Скважина
достигла глубины 252 м, но не вскрыла в
разрезе перспективных на нефть пластов.
Не получили дальнейшего развития попытки
переработки битуминозных пород, выходящих
на поверхность в районе Сюкеево. По техническим
причинам бурение прекращено и в других
местах.
Изложенное
показывает, что за 200 с лишним лет геологических
исследований в Поволжье не были решены
ни проблема обнаружения нефти в промышленных
количествах на глубине, ни задача практического
использования скоплений битумов в пермских
отложениях. Поэтому к началу 1923 г. почти
все работы по поискам нефти и разведке
гудронных песчаников были прекращены.
Второй этап истории исследований (1930-1943 гг.) ознаменовался становлением в Татарстане теоретической основы методики геологоразведочных работ, поисками нефти в пермских слоях и открытием промышленной нефтеносности в каменноугольных отложениях. А.Н.Розанов (1928) справедливо подчеркивал, что задача поисков нефти в Поволжье является задачей самостоятельной, связанной с многочисленными исследованиями, включающими и такую стадию, как систематическое изучение тектоники района. Программой работ стали практические рекомендации А.Д.Архангельского (1929), которые сводились к следующему: первоочередными направлениями для разведки нефти считать Приуральскую полосу, Самарскую Луку, районы Сока и Шешмы. Наряду с поисками нефти в пермских отложениях глубокое бурение вести с заданием разведки каменноугольных и девонских отложений. Эти предложения поддержал И.М.Губкин и они определили стратегию работ на Самарской Луке и в других районах Поволжья.
Большое значение в широком развертывании поисков нефти на территории Татарстана имели два принципиально важных организационно-методических мероприятия: ставка на структурное бурение как основного метода подготовки объектов к глубокому бурению и создание в 1939 г. специализированного геологоразведочного треста ("Татгеолтрест", позже-трест "Татнефтегазразведка.
До начала Великой Отечественной войны за Волгой было найдено 15 месторождений нефти. Но первое месторождение в Татарстане было открыто в годы войны. В августе1943 года дало первую нефть Шугуровское месторождение. Его дебет составлял 20 тонн в сутки. А вскоре после войны, в 1948 году в Татарстане, возле деревни Тимяшево было обнаружено одно из крупнейших месторождений, входящее в первую мировую десятку, Ромашкинское месторождение. Запасы этого месторождения были оценены в 12-15 млрд. баррелей (примерно 2-2.5 млрд. тонн).
Оно и сегодня является крупнейшим нефтяным месторождением Татарстана. Из примерно 30 миллионов тонн добываемой нефти это месторождение дает ровно половину. В 1950 г . добыт первой миллион тонн татарстанской нефти.
Третий этап геологических исследований (1944-1971 гг.) оказался исключительно плодотворным и самым успешным периодом поисково-разведочных работ.В качестве первого объекта для проверки нефтеносности девона избрали Шугуровское поднятие, на котором в 1944 г. начато строительство трех глубоких скважин с проектным горизонтом - кристаллический фундамент. Проведенные буровые работы не выявили скоплений нефти в терригенных отложениях девона из-за отсутствия замкнутой антиклинальной ловушки, однако явные следы нефтеносности в девонских песчаниках все же были обнаружены. Здесь впервые установлено структурное несоответствие между терригенным девоном и вышележащими стратиграфическими горизонтами палеозоя. При этом отмечалось, что девонские слои и подстилающие их породы кристаллического фундамента испытывают плавный подъем от Шугурово на северо-восток по направлению к Ромашкино. Полученные данные укрепили оптимизм геологов в успехе поисков девонской нефти и подтвердили необходимость дальнейшего бурения.
Дебет Шугуровского месторождения составлял 20 тонн в сутки. А вскоре после войны, в 1948 году в Татарстане, возле деревни Тимяшево было обнаружено одно из крупнейших месторождений, входящее в первую мировую десятку, Ромашкинское месторождение. Запасы этого месторождения были оценены в 12-15 млрд. баррелей (примерно 2-2.5 млрд. тонн).Оно и сегодня является крупнейшим нефтяным месторождением Татарстана. Из примерно 30 миллионов тонн добываемой нефти это месторождение дает ровно половину.
В
1946 г. началось строительство первой девонской
скважины . Примерно в это же время принимается
решение о бурении глубоких скважин на
девон в пределах Ойкинско-Алтунинской
и Аксубаевской площадей.
Бурение Ромашкинской скважины 3 продолжалось
около года: было много аварий и осложнений.
В июне 1948 г, бурением вскрыты нефтяные
песчаники пашийского горизонта франского
яруса девона, а в июле этого же года при
испытании нефтеносного горизонта получен
фонтан нефти с суточным дебитом 120 т.
В 1952 году было открыто новое месторождение – Альметьевское. А к 60-м годам в Татарстане были открыто еще несколько крупных нефтяных месторождений – Новоелховско-Акташское, Елабужское, Бавлинское, Перовомайское.
Для организации добычи нефти в обнаруженных месторождениях, Постановлением Совета министров СССР от 28 апреля 1950 года была создано объединение «Татнефть». Этот день и год и стали датой рождения ведущей в Татарстане нефтяной компании.
Скважина впервые доказала промышленную нефтеносность терригенного девона на сравнительно небольшой Ромашкинской структуре, подтвержденной по пермским и каменноугольным слоям. Вскоре выяснилось, что эта скважина обнаружила девонские нефтяные пласты уникального по размерам и запасам месторождения, не имевшего равных себе в России. В результате установлена региональная промышленная нефтеносность огромной территории на востоке Татарстана. Сегодня можно без преувеличения утверждать, что открытие Ромашкинского месторождения стало историческим событием в развитии нефтяной отрасли всей страны и положило начало новому, особенно успешному и эффективному этапу поисково-разведочных работ, обеспечивавших ускоренную подготовку промышленных запасов нефти и бурный рост нефтедобычи.
Новая стратегия промышленной разведки начала внедряться на Ромашкинском месторождении в 1948 г. Вскоре она обеспечила высокие темпы подготовки к разработке крупных нефтепромысловых площадей. Характерно, что в процессе оконтуривания такого геологического феномена, как Ромашкинское месторождение, срок оценки бурением каждой новой площади оказался самым минимальным. Уже в 1948 г. в разведку вводится Миннибаевская структура, расположенная в 20 км к северу от Ромашкинской. В 1949 г. скважины, пробуренные на этом поднятии, также дали фонтаны нефти из девонских отложений. По сходству геологических условий залегания нефти в терригенном девоне было очевидно, что Ромашкинская и Миннибаевская площади находятся на одной огромной структуре. Последующие разведочные работы позволили включить в состав гигантского месторождения другие прилегающие площади: Сулеевскую, Абдрахмановскую, Ташлиярскую, Азнакаевскую, Аргуновскую и др. Размеры Ромашкинского месторождения резко возросли и стали измеряться несколькими десятками километров в длину и ширину. По разведанным запасам нефти Ромашкинское месторождение выдвинулось на одно из первых мест в мире.
Использование
новых методических приемов поисков
и разведки, направленных главным
образом на изучение нефтеносности
девонских терригенных
Информация о работе История открытия нефтяных месторождений на юго-востоке Татарии