Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:17, реферат
Родился 25 августа 1530, в селе Коломенское под Москвой. Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III (1533г.). Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через пять лет после смерти отца он потерял мать, великую княгиню Елену Глинскую. Эти пять лет вдовствующая великая княгиня исполняла обязанности временной правительницы при малолетнем государе и управляла страной, опираясь на Боярскую думу и “опекунский совет”, назначенный ей в помощь умиравшим супругом.
1. Детство и юность Ивана Грозного. 3
2. Венчание на царство. 3-5
3. Семейная жизнь. 5-7
4.Взаимоотношения власти и народа. 7-9
5. Переустройство государства. 9-10
6.Пожар и восстание в Москве. 10
7.Реформы Избранной Рады: 10-13
7.1.Военная реформа;
7.2.Судебник 1550 г. ;
7.3.Церковный собор 1551 г.;
7.4. Губная реформа;
7.5. Создание приказов;
8.Падение Избранной Рады. 14-15
9.Опричнина. 15-17
10.Ливонская война. 17-19
11.Смерть Ивана Грозного. 19
12.Свойства личности царя и их влияние на судьбу государства. 19-20
13.Заключение. 20
14.Список литературы. 21
Соображения по поводу несходства характеров имели второстепенное значение по сравнению с соображениями религиозными. Окрестные владетельные дома придерживались еретической, в глазах московских ортодоксов, веры. Из-за подобного затруднения Василий III не мог жениться до 25 лет. В конце концов молодой Иван решил во всем следовать примеру отца. Боярская дума утвердила приговор о представлении ко двору лучших невест в государстве. Бояре и окольничие тотчас же разъехались во все концы страны, чтобы смотреть невест. Впереди бояр ехали гонцы с грозными наказами. Всем дворянам, имевшим дочерей 12 лет и старше, повелевалось без промедления везти таковых к наместникам на смотрины. За утайку невесты дворянам сулили великую опалу и казнь. При русском бездорожье всероссийские смотрины грозили затянуться на много месяцев. Между тем бояре, не ожидая съезда провинциальных невест, привезли во дворец своих дочерей и племянниц. На боярских смотринах царю сосватали Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Отец царской невесты был ничем не примечательным человеком. Зато ее дядя подвизался при малолетнем Иване в качестве опекуна, так что великий князь знал семью невесты с детства. Родня царя Глинские не видели в Захарьиных опасных для себя соперников и не противились избранию Анастасии.
Первый брак Ивана длился 13 лет. В этом браке у царя было шестеро детей, но только двое остались живы. Его дочери — царевны Анна и Мария — умерли, не достигнув года. Третьим ребенком был царевич Дмитрий. Когда ему минуло шесть месяцев, родители повезли его на богомолье в Кириллов монастырь. На обратном пути младенец погиб из-за нелепой случайности. Передвижения наследника сопряжены были со сложной церемонией. Няньку, несшую ребенка, непременно должны были поддерживать под руки двое знатнейших бояр. Во время путешествия из Кириллова царский струг пристал к берегу, и торжественная процессия вступила на сходни. Сходни перевернулись, и все оказались в реке. Ребенка, выпавшего из рук няньки, тотчас достали из воды, но он был мертв. Так погиб старший из сыновей Грозного, царевич Дмитрий I. Второго сына, царевича Ивана, Анастасия родила 28 марта 1554 г. Еще через два года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын — царевич Федор — родился в царской семье 31 мая 1557 г. Здоровье Анастасии было к тому времени расшатано, ее одолевали болезни. Младенец оказался хилым и слабоумным. Частые роды истощили организм царицы, она не дожила до 30 лет. Анастасию похоронили в Вознесенском монастыре, в Кремле.
Перемены, происшедшие после смерти Анастасии, связаны были с внешними обстоятельствами, с разрастанием политического кризиса. Однако современники сочли возможным связать эти перемены с переменами в царской семье. И все-таки царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением. На похоронах ее Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. Неделю спустя после смерти Анастасии Макарий и епископы обратились к царю с неожиданным ходатайством. Они просили, чтобы царь отложил скорбь и женился ранее. За заботами о нравственности Ивана скрывался политический расчет. При дворе было много людей, недовольных засильем Захарьиных. Все они надеялись на то, что родня новой царицы вытеснит из дворца Захарьиных, родню умершей Анастасии.
Второй брак Грозного был скоропалительным. Не добившись успеха в Польше и Швеции, царские дипломаты привезли царю невесту из Кабарды. Невеста — княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир-Гуки, — была очень молода. Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж. Но потом она выучила язык и даже подавала царю кое-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей, и пр.). Мария Черкасская родила царю сына, нареченного Василием. Но сын умер в младенчестве. Ходили слухи об отравлении Марии Черкасской. Но эти слухи легендарны. Перед кончиной Мария в 1569 г. ездила с мужем в Вологду и там заболела. Известия о «заговоре» в Новгороде принудили Ивана поспешить в Москву. Больную жену он доверил везти за собой боярину Басманову. Путь был труден и долог. Больную Марию привезли «по наказу» в Александровскую слободу, где она вскоре и умерла.
Во время смотрин 1570-1571 гг. государь выбрал сначала Марфу Собакину, а после ее скоропостижной смерти — Анну Колтовскую. Обе царские невесты были коломенскими дворянками. Четвертый брак был заключен царем в нарушение всех церковных правил. Духовенство не смело перечить самодержцу. Как значилось в решении Священного собора, церковь разрешила царю брак «ради его теплого умиления и покаяния». Собор принял решение наложить на государя епитимью. В течение года ему запрещалось входить в церковь, исключая праздник Пасхи. Во второй год ему надлежало стоять в церкви с грешниками, на коленях. Лишь на третий год монарх мог молиться вместе с верующими и принимать причастие. Колтовские были вовсе не знатными дворянами. Отец царской невесты «в полону умер», так что она была сирота. У нее не было могущественных покровителей, а потому никто из ее ближайших родственников не получил боярского титула. Грозный благоволил к своей молодой супруге. Доказательством тому служило его завещание. В случае смерти мужа Колтовская должна была получить удельное княжество со столицей в древнем Ростове.
Колтовские не прижились при дворе, а красоты и свежести Анны оказалось недостаточно, чтобы усидеть на троне среди бурь, сопровождавших отмену опричнины. Свадьбу отпраздновали не ранее апреля 1572 г., а в сентябре царица приняла постриг. Брак продолжался менее полугода.
Будучи глубоко религиозным человеком и претендуя на роль высшего судьи как в мирских, так и в церковных делах, Иван IV, по-видимому, не мог избавиться от мысли о незаконности четвертого и последующих браков и с удивительной легкостью расторгал их. В монастырь были отправлены сначала Анна Колтовская, а потом и пятая жена — Анна Васильчикова.
Семейную жизнь государя определяла большая политика. Отношение Грозного к женам отразилось в заупокойных вкладах. Высшее духовенство не одобряло беззаконные браки государя, но обличать его не смело. Браки царя не были браками по чувству. Его семейная жизнь была открыта для политических бурь. Оттого подданные не успевали рассмотреть лица цариц, которых приводили во дворец временщики.
Всю
жизнь великий государь избегал вдовства.
Он верил, что только в браке может спастись
от греха прелюбодейства, блуда. Самодержец
вел жизнь, которая неизбежно должна была
подорвать его могучий организм. Он все
чаще болел, искал врачей по всей Европе.
Но врачи не могли помочь ему. Задумав
в очередной раз жениться, он не решился
устраивать новые смотрины, наподобие
опричных смотрин 1570-1571 гг., а положился
на вкус последнего временщика — всесильного
Афанасия Нагова. сына боярина Федора
Нагова. Афанасий сосватал государю свою
племянницу Марию. В браке с Нагой у Грозного
родился сын Дмитрий. Он страдал жестокой
эпилепсией. Дитя седьмого брака, царевич
был, по церковным представлениям, незаконнорожденным.
Но пока жив был его отец, никто не смел
сказать об этом вслух.
4.Взаимоотношения
власти и народа.
Многочисленные мифы, легенды, домыслы и искажение фактов осложняют оценку деятельности Ивана Грозного. Яркие примеры зверств или приступов психического расстройства царя – тирана заслоняют его крупные достижения во внутренней жизни России и её внешней политике, или, наоборот, за заслуги царя реформатора иногда прощается то, что не подлежит какому-либо оправданию и объяснению.
Для многих русских историков ключевым является вопрос о характере, целях и причинах опричнины. В этом невиданном переустройстве государства пытались разобраться многие. Предполагалось, что сам Грозный получил от опричнины самые большие выгоды.
Вероятно, опричнина далась самому царю еще тяжелее, чем его подданным, которые попросту не задумывались о многих государственных вопросах.
Безусловно, не стоит идеализировать Грозного, так же, как не следует и его малопонятные поступки списывать на сумасшествие. Статистика жертв Грозного, по которым сами бояре составляют в списке около 5-10 %, не может служить убедительным доказательством. По существовавшим тогда в российском обществе нормам царь не мог истреблять только бояр, не тронув при этом их дворню, слуг и доверенных лиц. Неизбежны были и жертвы среди будущего дворянства, которое действительно иногда вставало на сторону крупной аристократии, так как подобная позиция не обязывала её к верной и бессрочной службе по закону, в то время как сам государь гораздо более требовательно относился к этому вопросу.
Часто приводился аргумент, состоящий в том, что опричнина не могла быть войной с боярскими родами по той причине, что все основные противники Грозного – Шуйские, Бельские, Глинские, Мстиславские – уцелели, потеряв лишь некоторых представителей своих фамилий. Однако случилось так лишь потому, что царь не вырезал своих подданных целыми родами, до конца жизни пытаясь найти верных ему людей и щадя всех, кто подавал хоть какую-то надежду на то, что будет достойно служить царю и Отечеству а, не только ради удовлетворения собственных интересов.
Создать альтернативную элиту из «худородных» дворян у Грозного при всех его попытках так и не получилось, поэтому Иван по-прежнему держал около себя представителей старой знати, периодически уличая их в измене и искореняя предательство казнями, ссылками и побоями. Возвысившиеся при дворе вчерашние мелкие дворяне стремились, пока царь благоволит, урвать побольше, и Иван Грозный отправил их на плаху, ставя на их место новых, столь же не надёжных.
Конечно, царь не мог, а часто и не хотел спасать всех невинных, защищать простолюдинов от опричных разбоев или крестьян – от превратностей судьбы, которую они разделяли вместе с хозяином, попавшим в немилость государя и подвергнутым его опале. Это снижало бы показательный эффект, к которому всегда стремился Иван Грозный, и слишком сближало бы великого царя и чернь.
Однако в некоторых случаях царь подчеркнуто демонстрировал свое покровительство и любовь ко всем категориям московского населения, кроме духовенства и бояр. Он, например, никогда не обрушивался на все сословие купцов, жаловал горожан и крестьян. Но это было продуманное и расчетливое поведение. По пути в Новгород Иван Грозный, не желая ограничивать свою жестокую натуру соображениями милосердия и человеколюбия, на всякий случай искоренил остатки вольнолюбивого духа старого соперника Москвы – Твери. Даже опомнившись от кровавого угара, царь рассудил, что поступил правильно, и о погроме в Новгороде не жалел, переживая лишь за невинно убиенных им лично.
Вообще Иван Грозный обладал даром любые свои проступки и нелепости обращать в победы преподносить как результат своего тонкого замысла. Ему удавалась объяснить странные изменения своего настроения (а вместе с ним часто - и государственной политики) самому себе, а отчитываться перед кем бы то ни было он после 1560 г. Не считал нужным.
Он фанатично шел к своей цели – созданию самодержавия, и все русские традиции, вся российская элита, симпатии лучших людей государства обратились против него. Он был не понят, а осознав это, лишь разозлился и перестал даже хотеть быть понятым. Он не мог впоследствии увидеть, как дорого обошлось России преступное властолюбие бояр.
Простой народ после смерти Грозного сохранил хорошее или, по крайней мере, уважительное мнение о первом царе. Очевидную бедность, разруху и экономический кризис простолюдины относили к наказаниям Божиим за грехи, но никогда к последствиям действий Грозного. Именно поэтому после 1547 г. Не случилось не одного крупного народного восстания против царя, хотя казалось бы, доведенный до отчаянья народ должен был подняться на борьбу. Популярность царя в народе объяснялась ещё и тем, что он облагал огромным налогом богачей, препятствуя сильному имущественному расслоению общества.
Он не мог победить сути своего характера, исковерканного многими лишениями и обидами. Неистребимая любовь к власти и деньгам, постоянное желание отыграться за все удары судьбы преследовали его с юности, с годами лишь набирая силу. Никакие суровые посты, молитвы и самовнушения не помогали. Патологический стяжатель, царь после самоограничений только срывался все более и более на тех, кто казался ему нескромным или неблагодарным. Предать себя казни Иван Грозный не мог, поэтому казнил других за грехи, которые были свойственны в первую очередь ему самому.
До
последних дней тиран любил лично
и принародно судить тяжбы и славился
беспощадными, но справедливыми приговорами.
Мало того, своей упорной борьбой
чуть ли не со всем миро Иван Грозный готовил
взрыв имперского самосознания и ощущения
превосходства своей нации в московских
людях, медленно, но верно заставляя их
проявлять «волю к покорению пространства»
и готовил к добровольным жертвам ради
создания державы, за которую не было бы
обидно.
5.Переустройство
государства.
Правление Грозного стало временем окончательного формирования русского централизованного государства. Огромный территориальный и политический рост при его деде и отце, наконец, получил достойное сопровождение. Время правления Ивана Грозного полностью не изучено. Однако общепризнанно, что царь и его советники успели изменить, улучшить или обновить буквально все стороны жизни и деятельности государственного и военного аппарата, успевая при этом воевать и расширять территорию страны во всех возможных направлениях.
Авторство реформ Избранной рады не принадлежит самому царю, хотя он, вероятно, много размышлял над ними, пытался дополнить и деятельно участвовал в их реализации. При всем своем уме, начитанности и твердом понимании, чего он хочет достичь преобразованиями, Иван не мог в 17-18 лет самостоятельно разработать такую широкую и последовательную программу реформ.