II Мировая война: взгляд побежденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

1 сентября 1939 года, на рассвете, главные силы немецкой сухопутной армии, сосредоточенные на границе с Польшей для ее разгрома, перешли в наступление. Началась вторая мировая война, которая признана крупнейшей в истории человечества. В ней участвовали 62 государства из 73, которые существовали на тот момент, это составляло 80% населения земного шара.

Каковы были причины, по которым Германия проявила неслыханную агрессию? Что заставило ее начать войну, в которой погибло 32 миллиона человек и 35 миллионов было ранено? И почему Германия проиграла? Чтобы это выяснить, следует взглянуть на Вторую мировую с немецкой стороны, со стороны побежденных.

Содержание работы

Введение 3
Обстановка в мире между двумя мировыми войнами 3
Вторая мировая война 7
Война с Россией 11
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Вторая Мировая. Взгляд побежденных.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра ИСТОРИИ (УП-4)

 
 

Реферат на тему:

 
 

«II Мировая война:

взгляд побежденных»

 
 
 
 

Студентки

  Ломакиной Натальи  Андреевны

1 курс, ИТ-5

 

Научный руководитель

старший преподаватель

Шавшукова Татьяна Владимировна

 
 
 
 
 

Москва 2011

 

Оглавление

 

Введение

 

    1 сентября 1939 года, на рассвете, главные силы немецкой сухопутной армии, сосредоточенные на границе с Польшей для ее разгрома, перешли в наступление. Началась вторая мировая война, которая признана крупнейшей в истории человечества. В ней участвовали 62 государства из 73, которые существовали на тот момент, это составляло 80% населения земного шара.

    Каковы  были причины, по которым Германия проявила неслыханную агрессию? Что заставило  ее начать войну, в которой погибло 32 миллиона человек и 35 миллионов  было ранено? И почему Германия проиграла? Чтобы это выяснить, следует взглянуть на Вторую мировую с немецкой стороны, со стороны побежденных.

Обстановка  в мире между двумя  мировыми войнами

 

    Начиная с 1914 года людьми в мире завладела одна неведомая Сила, которая навлекала на народы одну катастрофу за другой. Некоторые утверждали, что эту силу порождала новая идея, призыв или призыв к переустройству мира. Эта сила призывала к созданию нового порядка вещей, потому что старый порядок уже не являлся больше настоящим. То, что стало окончательным требованием, вызревало в Европе в течение нескольких веков, еще с конца эпохи Средневековья. Проблема заключалась в том, чтобы во всех сферах жизни найти новую форму существования Европы – принципа свободы и единения. Но обретение свободы одними ведет к порабощению других. На протяжении последних столетий развитие европейского духа во всех народах Европы шло своими особыми путями. Но нового единого порядка так и не возникло, ни в самом обществе, ни в его мировоззрении, ни в социальном строе, ни его жизни, ни в вере.

    Общество отвернулось от бога, от природы, от принципов порядка, взяло курс на разрушительную философию материализма и на осознание политической классовой идеи.

    В Европе создается территориальная  раздробленность. Версальский мирный договор не дает желаемого результата: мир не учитывает ни жизнеспособность одних стран, ни опасность, которая грозит им со стороны большевистского течения, враждебного всей старой Европе. Германия потерпела поражение в первой мировой войне, бремя репараций окончательно расшатывало ее экономику, на страну целиком и полностью возложили материальную ответственность за войну, что стало моральным ударом для немецкого народа. Политика ближайших лет предусматривала не ревизию, а сохранение и упрочение в корне подорванного мирового империалистического порядка. Белогвардейская армия, борющаяся против революции на Востоке, перестала получать поддержку.

    Любой мирный договор должен был полностью  решать все проблемы, которые могли привести к войне и которые могли возникнуть в ходе самой войны, в противном случае он сам стал бы толчком к войне, перестав быть охраняющей силой. Версальский мирный договор данным требованиям не соответствовал, не решая ни одной проблемы.

    Для европейских народов остался неразрешенным жизненно важный вопрос: родилась или хотя бы в общих чертах наметилась для них идея нового порядка после пережитой ими войны, поражения и после создания крайне непрочной мировой системы? Но проблема заключалась в том, что победители обошли этот вопрос своим вниманием, и он снова встал перед побежденными. Им теперь предстояло найти точку опоры, несмотря на все выпады и угрозы в их адрес.

    Официальные круги Германии, правительство и  партии такой точки опоры не нашли. Стремление марксистки настроенного рабочего класса создать новый социальный строй вызвал в Германии революцию, под которую народ также пытался замаскировать свое поражение в войне. Однако в сознании народа этот переворот никогда не будет полноценной революцией.

    В такой обстановке в различных слоях немецкого народа возникли очертания идеи нового порядка, изначально более глубокой, чем идея фашизма, возникшего в это время в Италии и Испании. Эта была идея народа-общества. Она несла в себе принцип уважения к каждому народу, как к созданному непосредственном богом, и отказ от всякого империализма. Изначально положительная, эта идея попала в руки Гитлера, который был далек от ее понимания и осознания. Гитлер превратил здоровую политику подчинения расовых элементов в расизм, разлагающий на составные части даже собственную нацию. Готовность служить народу, объявленная вначале, и приверженности общей задаче создания нового строя трансформировалась в эгоцентрическое использование власти.

    Почему  же это стало возможным, что позволило  Гитлеру захватить власть? Историки утверждают, что существовал комплекс причин: во-первых, те идеалы, к которым стремился в то время каждый немец, были превращены в политические лозунги и использовались для вербовки людей; во-вторых, программа Версальского мирного договора осуществлялась бесперспективно и безыдейно; в-третьих, немцы, пусть и часть образованные, были политически пассивны и не стремились взять на себя руководство в области политики; в-четвертых, - и это самое важное – остальные политические и идеологические силы (церковь, партии, профсоюзы) были недостаточно активны, чтобы противостоять натиску грубой силы и защищать новое развитие Германии.

    После 1933 года в Германии сложилась следующая политическая картина: разнообразные и противоречивые силы собирались из разных источников и устремлялись в широкое русло нового движения. С одной стороны, страна шагнула вперед: безработица ликвидировали, в основу движения легла коммунистическая идея порядка, поднявшая сознание людей до готовности служить обществу и вселившая в них новую надежду на улучшение жизни; были возрождены вооруженные силы, Центральной Европе перестал грозить дальнейший раскол. Но, с другой стороны, одновременно с этим процессом появились и элементы насилия: были созданы концентрационные лагеря, были введены формы унизительного принуждения, уничтожались хорошие традиции, зародилась антирелигиозная борьба, старые идеи переводили на рельсы материализма, право узурпировалось в интересах партии, начали преследовать политически инакомыслящих и, наконец, усилилась направленная против человека расовая ненависть.

Вторая  мировая война

 

    В период второй мировой немецкий солдат оказался в парадоксальном положении. Народную армию тоталитарного государства отдали в руки «фюрера и главнокомандующего вооруженными силами», который рассматривал солдата как часть техники, некое подобие моторизованного оружия. Эта война велась без всякого учета сил и средств, к бойцам, как и к технике, предъявляли неимоверные, невыполнимые требования.

    Параллельно с этим работа нацистской партии способствовала моральному разложению солдат, дух сопротивления которых ослабел в результате превращения армии в многомиллионную. Вера в непогрешимость фюрера стала высшим законом, сомневаться в победе считалось достойным смерти. Командование стремилось сохранить свой уже почти потерянный престиж, что привело к принятию роковых ошибочных решений. Двойное давление, внутреннее и внешнее, угнетало мыслящих людей сверх всякой меры. Все оппозиционные настроения в зародыше душились широко разветвленной системой террора. И все же некоторые офицеры понимали ход событий, среди них, так же, как и в невоенных кругах, возникали мысли о сопротивлении. Конфликт между долгом и разумом породил решение о покушении на главу вооруженных сил. Данным актом немецкая военная система могла одновременно ликвидировать себя и поднять себя в глазах других.

    Война не получила одобрения ни народа, ни армии. Она противоречила принципам народной армии, которая была создана только для обороны. Но в сентябре 1939 года, в начале войны с Польшей, на солдата свалилась неожиданная для него слава. Ожидалась затяжная война с применением большого количества техники, а получилась война молниеносная. В стремительном движении вперед, например, при «штурме Львова», немецкий солдат испытал радость победы. На карте военных действий вырисовывалась картина безукоризненно проведенной операции больших масштабов. Польшу захватили в течение трех недель, польскую армию уничтожили. Количество пленных достигло сотен тысяч. Собственные потери оказались самыми незначительными. Сомнения в справедливости этой войны, если они и оставались, рассеялись полностью в первые же дни, стоило немецким солдатам узнать о зверствах, совершаемых поляками над польскими немцами, как это было, например, в «кровавое воскресенье» в Бромберге (3 сентября 1939 года).

    Таким образом, фронтовой солдат получил  оправдание своим действиям. Успех операции в Норвегии (не против Норвегии) в апреле — июне 1940 года превзошел успех Польского похода. Победа в Польше была одержана при явном превосходстве немецких войск. В норвежской операции смелость верховного командования заключалась в том, что оно решило начать операцию в Норвегии при наличии фланга, прикрытого только блефом Западного вала. Этот факт дошел до сознания общественности лишь значительно позднее. Размах и быстрота норвежской операции превзошли вс, считавшееся до сих пор возможным, и уже потому она увенчалась успехом. На виду у значительно превосходящих сил английского флота немецкие войска были высажены по побережью Норвегии, вплоть до самой северной ее оконечности. В этой операции впервые было осуществлено взаимодействие крупных сил армии, флота и авиации. Здесь впервые были проведены действия, характерные для молниеносной войны, в условиях горной местности. Борьба и победа баварских горных стрелков под командованием генерала Дитля под Нарвиком надолго запечатлелись в сознании народа. Разгром английских войск поднял у солдат и офицеров уровень чувства собственного достоинства. Казалось, что при таком командовании для немецких войск нет ничего невозможного.

    Изначально  война, за исключением компании в  Польше, шла еще без всякой ожесточенности. Немецкая молодежь жаждала подвигов. Военная обстановка способствовала исключительному подъему морального духа немецких войск. Вера в командование была неограниченной, да и какой еще она могла быть после успехов войны в Европе. «Солдаты фюрера» не чувствовали себя — и это до сегодняшнего дня остается для всех фактом — соучастниками бессовестного насилия над окружающими народами, которое вершил национал-социализм.

    Когда началась война с Россией, положение  немецкого солдата коренным образом  изменилось. После ошеломляющего успеха войны на Западе Гитлер был убежден, что такой же успех ждет его армию и в войне против Советского Союза. Психологические соображения отодвинули все оперативные соображения на задний план. «Следует ожидать, — говорил Гитлер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, — что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году». В другом разговоре с командующими армиями, от 9 января 1941 года, он дополнил это высказывание, заявив, что «русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев, и они плохо оснащены, но недооценивать их нельзя. Целью операций должно явиться уничтожение русской армии, захват важнейших и разрушение остальных индустриальных районов, кроме того, должен быть захвачен район Баку».

    В битвах первой фазы еще удавалось  разбить русские армии, но чем  дольше немецкий солдат оставался в этой стране, тем большим адом становилась она для него. Гитлер был уверен: в первых же операциях, как и в предыдущих кампаниях, он разобьет основные силы русской армии и получит в результате этого полную свободу действий. Этого не произошло и в войне настудил первый большой кризис. Стоит сказать, что операции всех трех групп армий, и особенно в направлении главного удара — в центре общего фронта, — прошли успешно. Но они не оправдали надежд Гитлера на быстрое уничтожению всех вооруженных сил противника и на подавление морального духа и мужества войск Красной Армии. Части и соединения русских войск продолжали стойко сражаться даже в самом отчаянном положении.

      Однако морально-боевой дух немецкой армии не был сломлен. Это объяснялось тем, что основная масса войск даже в беде не потеряла доверия к своему верховному командованию, хотя оно и было его недостойно.

    Выдержка  немецкого солдата все же удивляет. В конце войны он оказался предоставлен самому себе, обманутый и преданный своим командованием. Патетические лозунги исчезли, война перестала носить освободительный, благородный характер, все идеологические опоры рухнули.

Война с Россией

 

    Замыслом  Гитлера было создать для войны  с Россией три группы армий: первая должна была взять Ленинград, чтобы наладить снабжение левого крыла Восточного фронта через дружественных немцам финнов; вторая должна была захватить Москву – ключ ко всей советской системе; задачей третьей было оккупировать Украину, которая имела большое экономическое значение.

Информация о работе II Мировая война: взгляд побежденных