«Генерал-прокурор А.А.Вяземский – «серый кардинал» екатерининского правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 17:51, Не определен

Описание работы

введение 3
глава 1. российская империя в середине 18 века. государственные реформы 6
глава 2. роль и место генерал – прокурора а.вяземского в системе государственного управления 13
заключение 26
список литературы 29

Файлы: 1 файл

Вяземский курсовик.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

      В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем - и в остальных городах  Империи. Однако в большинстве уездных  городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых городовых старост.

      Таким образом, вместо того чтобы подчинить  администрацию контролю местных  выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи, с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.

     Жалованной  грамотой дворянству (1785 г.) Екатерина  оформила привилегированный статус этого сословия. Было подтверждено право дворян выбирать: служить или  не служить на государственной службе. Только дворяне могли владеть землями и крестьянами, в отношении которых их власть была безграничной. Дворяне освобождались от любых налогов, от постоя солдат, от пыток и телесных наказаний. Они могли беспошлинно вести оптовую, в том числе международную торговлю, заводить мануфактуры и т. д. Екатерина предусмотрела, что выборными предводителями дворянских обществ и другими выборными должностными лицами могли быть только мужчины с 25 лет, имевшие определенное число крепостных душ и определенный чип за государственную службу. Это заставляло часть дворян служить или числиться на службе.

     В целом, Учреждения для управления губерний положили начало сословному самоуправлению в России.

     Изменилось  и центральное управление. В 1711 г. Петр I создал своеобразное высшее совещательно-исполнительное учреждение, названное "Сенат". С неопределенно широким кругом власти это учреждение во время пребывания царя в дальних отлучках действовало от его имени. Состав Сената был чисто бюрократический. Вместе с Сенатом впервые был организован надзор за законностью, сначала - тайный, через посредство "фискалов", а потом явный - через прокуроров, во главе которых стоял сенатский генерал-прокурор, зависевший только от монарха.

     Екатерина II свела деятельность Сената главным  образом к функциям высшего суда и надзора.

     Екатерина II в своем знаменитом "Наказе" сочла своей обязанностью настаивать на том, что для России наиболее соответственной  формой правления является неограниченная монархия. Суровый режим в последние  годы правления Екатерины II перешел  в уродливое управление в царствование императора Павла, что содействовало усилению общественного недовольства и возникновению конституционных мечтаний.

     Но  все начинания Екатерины II в области государственного строительства оказались бы тщетными без надежных соратников .

     Она знала это и большое значение придавала подбору квалифицированных  кадров на высшие государственные должности.

     Среди них известные государственные деятели и дипломаты А.А. Безбородко, И.И. Бецкий, А.И. Бибиков, А.Р. Воронцов,и в том числе генерал – прокурор А.А. Вяземский.

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО  ГЕНЕРАЛ – ПРОКУРОРА  А.ВЯЗЕМСКОГО В СИСТЕМЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

    Прокуратура в России была учреждена 12 января 1722 г. Петр I сам тщательно разработал документы. В именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату говорилось: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору"7. 18 января были учреждены прокуроры и в надворных судах8. Несколько позже (11 мая 1722 г.) назначен Обер-прокурор Синода для надзора за его деятельностью.

    18 января 1722 г. состоялось назначение  первого в истории России генерал-прокурора  П.И. Ягужинского. Представляя  его сенаторам, Петр I произнес: "Вот  око мое, коим я буду все видеть"9. 27 апреля 1722 г. была утверждена инструкция, которая определяла компетенцию генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Этим указом, по сути, создавалась единая централизованная система государственных органов во главе с генерал-прокурором, подотчетным только царю.

    Далее учреждался обер-прокурор (помощник генерал-прокурора) в Сенате, обер-прокурор Синода, затем  прокуроры коллегий и прокуроры  надворных судов в губерниях. В обязанности генерал-прокурора входило прежде всего: надзор за Сенатом - "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял" 10; надзор за реализацией указов царя; надзор за надлежащим исполнением принятых решений с правом опротестовать противоречащие законам решения Сената и даже приостанавливать их действие с немедленным докладом об этом царю; руководство деятельностью фискалов; руководство деятельностью сенатской канцелярии.

    Таким образом, возникший новый государственный  институт - прокуратура - представлял  собой стройную централизованную систему  органов, которая отличалась от системы  фискалитета. Генерал-прокурор становился практически вторым человеком в государстве и, по мнению русского историка В.О. Ключевского, "маховым колесом всего управления" 11.

    По "Учреждению", прокуроры осуществляли надзор за деятельностью всех присутственных мест губернии. Характеризуя "прекрасную должность губернского прокурора" как наследие петровских времен и одно из лучших екатерининских учреждений, А.Ф. Кони писал: "Блюститель закона" и "царское око", охранитель закона и свободы частных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай за арестованных и наблюдатель за содержанием их... внимательный "читатель" определений всех присутственных мест... губернский прокурор, по существу своих прав и обязанностей, был представителем центральной правительственной власти, вдвинутым в среду местного управления"12.

     В период царствования Екатерины Второй был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. На губернских прокуроров и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи:

    • сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»;
    • наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
    • истребление «повсюду вредных взяток»;
    • надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений.

     В судах прокуроры были обязаны  охранять интересы «лиц беспомощных», таких как: глухонемые, несовершеннолетние и другие. И что особенно важно  — на прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер по пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

     Особое  значение Екатерина II придавала должности генерал-прокурора.

     Выбрав  для этого князя Вяземского, она  уже не меняла его, всячески поддерживала и только направляла в нужное ей русло деятельность главы прокурорского надзора. В то же время она присматривалась к нему довольно долго и не торопилась утверждать в должности (первые три года Вяземский лишь "исправлял должность" генерал-прокурора). Императрицу не устраивали прежние генерал-прокуроры - ни Трубецкой, ни тем более Глебов. На преданность таких людей она надеяться не могла. Ей нужен был генерал-прокурор, которому она могла полностью доверять.13

     Александр Алексеевич Вяземский (1727—1796) принадлежал к старинной княжеской фамилии. Получил образование А.Вяземский в Серпуховском кадетском корпусе, из которого в 1747 г. был выпущен прапорщиком.

     Он  быстро прошел первые ступени карьеры  и стал известен Екатерине II как  честный и добросовестный человек.

       В 1763 г. она командирует его  на Урал для ознакомления с  ситуацией на горных заводах  и улаживания конфликта между  приписными крестьянами и владельцами  заводов. Его отчет понравился, и уже в следующем году он  был назначен на должность  генерал-прокурора Сената, сменив А. И. Глебова, обвиненного во взяточничестве.

     При назначении князя Вяземского генерал-прокурором Екатерина II дала ему инструкцию, в  первом пункте которой говорилось: «Вреднее для общества ничего быть не может, как генерал-губернатор такой, который к своему государю совершенного чистосердечия и откровенности не имеет, так как и для него хуже всего не иметь от государя совершенной доверенности, понеже он по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям, и следовательно власть государская одна есть его подпора*.

     «Вам  должно знать, — говорилось во втором пункте инструкции, — с кем Вы дело иметь будете. Ежедневные случаи Вас будут ко мне предводительствовать. Вы во мне найдете, что я иных видов  не имею, как наивящее благополучие и славу Отечества, а иного не желаю, как благоденствия моих подданных, какого бы они звания ни были... Я весьма люблю правду, и Вы можете ее говорить, не боясь ничего, и спорить против меня без всякого опасения, лишь бы только то благо процветало на деле... Я ласкательства от Вас не требую, но единственно чистосердечное обхождение и откровенность в делах».14

     В третьем пункте императрица предлагала Вяземскому: «В чем вы будете сумнительны, о том спроситесь со мной и совершенно надейтесь па Бога и меня, и я, видя такое Ваше угодное мне поведение, Вас не выдам...» 15

     Далее Екатерина II излагала свое общее воззрение  на власть в России: «Российская  империя есть столь обширна, что  кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительны в исполнениях и многое множество страстен разных в себе имеют, которые все к раздроблению власти и силы влекут, нежели одного государя, имеющего все способы к пресечению всякого вреда и почитающего общее добро своим собственным, а другие все, по слову евангельскому, наемники суть».16

     Вступление  Вяземского в должность генерал-прокурора  совпало со многими важными реформами, проводимыми Екатериной II. Они касались как высших государственных органов, так и местных. В своей преобразовательной деятельности императрица часто опиралась на генерал-прокурора, в ведомстве которого готовились важнейшие законодательные акты.

     14 декабря 1766 года был обнародован  Манифест Екатерины II об учреждении Комиссии о сочинении проекта нового Уложения и о созыве для этого со всей империи депутатов от Правительствующего сената, Святейшего Синода, всех коллегий и канцелярий, уездов, городов, жителей разных званий и состояний и даже от «кочующих народов», которая получила название Уложенной комиссии. Для нее императрица специально подготовила свой Наказ, опубликованный в июне 1767 года, где она излагала свои политические и правовые теории, которые должны были служить основанием для проекта нового Уложения. Основная идея Уложения должна заключаться, по ее мнению, в «постановке доброго учреждения внутренних распорядков» и создании новой, лучшей системы управления.

     Все подготовительные работы по устройству Комиссии и само ее открытие были возложены  на исправляющего должность генерал-прокурора князя Вяземского, который сам был выбран депутатом от Москвы. Всего же в Комиссию входили 564 депутата.

     В 1767 г. Вяземский председательствовал  в комиссии о составлении нового уложения, в 1775 г. — в комиссии по учреждению о губерниях.

     24 июля 1767 года состоялся именной  указ Правительствующему сенату  об открытии Комиссии. В тот  же день Вяземский был утвержден  генерал-прокурором.

     К открытию Комиссии, которое состоялось 30 июля, в Москву съехалось до 460 депутатов  из разных концов страны. У многих из них в петлицах на золотых цепочках были золотые овальные медали с изображением — на одной стороне — вензелевого имени Екатерины II, а на другой — пирамиды, увенчанной короной с надписью вверху: «Блаженство каждого и всех», а внизу указана дата: «1766 года декабря 14-го».17

     Князь Вяземский приехал в Чудов  монастырь раньше всех и приготовился к встрече императрицы. Екатерина II в императорской мантии и малой  короне на голове выехала из Головинского дворца в Кремле в десятом часу утра. Проезд ее был величественным и торжественным. Когда государыня прибыла в Успенский собор, началось шествие депутатов. Впереди всех шел генерал-прокурор с маршальским жезлом. За ним следовали депутаты, по два в ряду, вначале от высших правительственных учреждений и присутственных мест, затем от губерний. В таком порядке они вошли в собор, за исключением тех, кто не исповедовал христианскую веру. Началась Литургия и после нее соборный молебен, который совершил Митрополит Новгородский и депутат от Святейшего Синода Димитрий. Ему помогали пять архиереев.

Информация о работе «Генерал-прокурор А.А.Вяземский – «серый кардинал» екатерининского правления