Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2010 в 19:30, Не определен
Доклад
ДЖУНГАРСКОЕ (ОЙРАТСКОЕ)
ХАНСТВО
Государство
ойратов в Джунгарии (1635-
Основу
племенного союза ойратов,
В ХV-ХVI веках ойраты кочевали в Западной Монголии, на территории от западных склонов Хангайских гор на востоке до Черного Иртыша и озера Зайсан на западе. Длительное время они были зависимы от восточномонгольских ханов, однако в 1587 году им удалось разгромить в верховьях Иртыша восьмидесятитысячную армию халхасцев. Эта победа положила начало военно-политическому усилению ойратов. В самом конце XVI века они добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила западным монголам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. По данным сибирских летописей, на рубеже XVI и XVII веков ойратские владения простирались до района современного города Омска. В том же месте отмечен "край калмыцкой степи" и на более поздних картах С.У. Ремезова. Помимо Западной Монголии кочевья ойратов охватывали в начале XVII века обширные пространства на левобережье Иртыша, "занимая в среднем течении Иртыша степи его правого и левого берегов" примерно до широты современного Новосибирска.
Важную
роль в племенном союзе к
этому времени стал играть
правитель Чоросского княжества Хара-Хула
(в русских документах "Каракула",
"Каракула-тайша"). В ойратских исторических
хрониках упоминание о чоросском князе
Хара-Хуле встречается уже в рассказе
о событиях 1587 года, когда западные монголы-ойраты
подверглись нападению Алтын-хана, одного
из восточномонгольских правителей. Тогда
объединенное ойратское войско, в состав
которого входили и шесть тысяч чоросов,
смогло дать отпор нападавшим, выиграв
сражение на берегу Иртыша.
Военное
противоборство с ойратами, столь
неудачно начатое первым Алтын-
Государство
Алтын-ханов (Монгольское
Весной
1617 года послы Алтын-хана были
приняты в Москве русским
Чоросский князь Харя-Хула, о котором шла речь, кочевал в верховьях Иртыша. До 1619 года он не вступал в контакты с русскими властями. Силой оружия и средствами дипломатии Хара-Хула медленно, но неуклонно укреплял свое могущество, подчиняя правителей соседних ойратских владений. Постепенная концентрация власти в руках джунгарского князя позволила ему возглавить борьбу ойратов против государства Алтын-ханов.
Готовясь
к войне, Хара-Хула стремился обезопасить
свои тылы и так же, как Алтын-хан, пытался
заручиться поддержкой русского царя,
для чего впервые направил в 1619 году специальную
миссию в Москву. Этому предшествовало
военное столкновение русских с ойратами,
прикочевавшими осенью 1618 года на правобережье
Иртыша между рекой Омь и озером Чаны.
Тогда отряды, посланные воеводой города
Тары, "многих колмацких людей... побили
и улусы их погромили и полон многой поймали"
Посольства Хара-Хулы и Алтын-хана были одновременно отправлены сибирской администрацией в столицу, вместе проделали весь многомесячный путь и в один и тот же день (29 января 1620 года) поочередно побывали на приеме у русского царя.
Послы Хара-Хулы объявили Михаилу Федоровичу, что их повелитель и его родственники "со всеми своими улусы... шерть учинили (присягнули), что быти нам под твоею царского величества высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступными. И вам бы, великому государю, нас пожаловать, передавали просьбу Хара-Хулы послы, - держати под своею царскою высокою рукою... в повеленье и от недрузей наших во обороне и в защищенье".
В
грамоте, врученной послам
Послы
новоиспеченных подданных
В первой
четверти XVII века ойраты (телеуты) мигрировали
на юг, в пределы Алтайского края. Умер
Хара-Хула около 1635 года, незадолго до
образования западными монголами-ойратами
своего собственного государства - Джунгарского
ханства.
Во второй половине XVII в. взаимоотношения России и Джунгарского ханства были по большей части враждебными. Джунгарское ханство препятствовало развитию непосредственных торговых и дипломатических отношений России и Китая, блокируя наиболее прямые пути и вынуждая русские экспедиции использовать для связей более северные и восточные маршруты (См. Избрант Идес. Главы из "Записок о русском посольстве в Китай (1692-1695)").
Позднее
обширные территориальные претензии ойратских
ханов в Сибири, бесконечные споры по поводу
права сбора дани с коренных народов Сибири,
стремление джунгар воспрепятствовать
присоединению народов Сибири к России,
возникновение на этой почве вооруженных
столкновений - вот что побуждало правительство
и местные власти противодействовать
укреплению позиций ойратов в Казахстане
и Южной Сибири, заставлял их делать все
возможное, чтобы не дать Джунгарскому
ханству усилиться за счет поглощения
соседних народов, прежде всего не допустить
джунгаро-казахского сближения.
В XVIII
в. в своей политике по
Политика владетелей Джунгарского ханства по отношению к России в значительной степени определялась характером и состоянием отношений западных монголов с маньчжурской империей Цин: в период военных поражений правители Джунгарии стремились заручиться военной поддержкой со стороны русского правительства и даже поднимали, как это было в 1720 г., вопрос о российском подданстве. Однако, как только угроза разгрома и вообще военное давление со стороны Китая ослабевало, русско-джунгарские противоречия вновь обострялись.
В треугольнике - Китай - Россия - Джунгария положение российской стороны было наиболее предпочтительным. Цинская империя и Джунгарское ханство искали союза с Россией, однако последняя не извлекла из этого существенных выгод.
Воспользовавшись
междоусобицами среди
После
завоевания империей Цин Джунгарского
и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского
государства подступили к территориям
современного Казахстана. В это же время
Центральная Азия стала зоной интересов
Российской империи. В первой половине
XVIII в. состав Российской империи вошли
Малый и Средний Жуз. После завершения
присоединения восточных казахских земель
(Большой Жуз) к России (1822-1882 гг.) встал
вопрос о взаимных границах Российской
и Цинской империй.
В эпоху правления династии Цин были подписаны три главных документа, относящихся к российско-китайской границе: Пекинский дополнительный договор от 2 ноября 1860 г., Чугучакский протокол от 25 октября 1864 г. и Санкт-Петербургский договор от 12 февраля 1881 г. Первый из них наметил лишь общее направление границы, а второй определял прохождение границы по основным общеизвестным географическим ориентирам. В 1881 г. Россия возвратила Китаю Илийский край, в связи с чем требовалось уточнить границу от Джунгарских Ворот до территории Киргизии, а также в районе озера Зайсан. В дополнение к этим основополагающим документам представителями синьцзянских провинциальных властей, с одной стороны, и Омской и Верненской администрации - с другой, были составлены и подписаны Хабарасуский протокол 1870 г., Бараталинский протокол от 16 октября 1882 г., Майкапчагайский протокол от 31 июля 1883 г., Алкабекский протокол от 23 августа 1883 г., Тарбагатайский (Чугучакский) протокол от 21 сентября 1883 г. Таким образом, линия границы была юридически оформлена в полном объеме.