Дипломатия Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:15, доклад

Описание работы

В наше время мы часто можем слышать по радио или телевидению фразу «…вопрос будет решаться на дипломатическом уровне». Что же мы можем подразумевать под этим словом «дипломатия»? Прежде всего, это совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств, в более узком смысле – умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия – это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное.

Содержание работы

1. Введение

2. Зарождение Русской дипломатии (VI-IX в

3. Дипломатия первых русских князей (кон. IX – I пол. X в

4. Дипломатия Ольги и военные походы Святослава (II пол. X в

5. Внешняя политика Владимира и Ярослава Мудрого (кон. X – I пол. XI в

6. Заключение

7. Источники

Файлы: 1 файл

доклад по истории.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

Дипломатия  Ольги и военные  походы Святослава

(II пол. X в.)

   Смутная пора наступила после  смерти Игоря в 945 году для  Киевского государства. Наследнику  престола Святославу было около  5 лет, и во главе государства  стала жена Игоря княгиня Ольга.  В начале своего правления  Ольга, подобно Игорю, занялась  делами внутриполитическими –  отомстила древлянам за смерть  мужа и упорядочила сбор дани  и налогов с населения, и  лишь потом перешла на внешнюю  политику, продолжая преследовать  цель, установленную еще Олегом  – повышение престижа Руси  на международной арене.

     Договор с Византийской империей  от 944 года продолжал действовать,  и никакой необходимости его  переутверждения не было. Однако  уже с начала 50-х годов возникла  острая необходимость в новых  дипломатических контактах двух  государств. В это время императора  Константина VII беспокоят отношения с Русью, хазарами и печенегами. От Руси подозрительные греки ожидали новых набегов, но в то же время нуждались в русских войсках для новых походов против закавказских вассалов Арабского халифата. Прежний уровень отношений не удовлетворял и Русь. По-прежнему Византийская империя была недосягаема для Руси с точки зрения мирового престижа. Наконец, с каждым десятилетием все более определенно в отношениях Руси и империи возникал вопрос о крещении руссов. И поднимали его, соответственно, с надеждой извлечь из этого политические выгоды обе стороны. Правительство княгини Ольги и должно было заняться разрешением этих проблем, а это, в свою очередь, требовало появления в Константинополе нового  русского посольства. И в 955 году летопись сообщает нам о поездке княгини Ольги в византийскую столицу.

     На встрече с императором Константином  Багрянародным Ольга обсудила  с ним ряд волнующих Русь  вопросов. Одним из них был  вопрос о династическом браке  Святослава с одной из дочерей  Константина VII. Породнение с императорским домом повысило бы внешнеполитический престиж Руси, но византийский император упрямо отказал княгине в этом вопросе. Также на переговорах речь шла о крещении Ольги – не просто о крещении, а о политическом акте, который бы содействовал возвышению русского государства и русской княгини. Более того, Ольга просила, чтобы ее крестным отцом стал сам византийский император. Константин выполнил просьбу княгини, которая после крещения получила имя Елена. Факт признания Елены дочерью Константина VII означало признание за ней определенного внешнеполитического титула. В свою очередь, византийский император попросил у Ольги военной помощи в борьбе с арабами, и Ольга согласилась предоставить ему русских воинов. На этом и закончилась посольская миссия русской княгини в Константинополь. Главным значением поездки в столицу Византии следует считать продолжение дружеских политических отношений между двумя могущественными государствами.

     Дипломатия княгини Ольги была  направлена на поддержание старых  союзов и расширение международных  связей Руси. Во многом ей сопутствовал  успех, и лишь в отношении  Византийской империи она частично  добилась поставленных целей. 

     Между тем Святослав мужал,  получил признание дружины и  отодвинул в тень Ольгу, взяв  бразды правления в свои руки. С самого начала своего правления  Святослав начал укреплять свою  дружину и готовиться к великим военным походам. В 965 году Святослав отправился воевать с Хазарским каганатом, который традиционно был помехой к самоутверждению Руси и поиску новых торговых путей на Восток. Сначала Святослав разгромил Волжских Булгар – союзника хазар и в 965 двинулся непосредственно вниз по Волге на Хазарию. Где-то на берегах Волги, на подступах к хазарской столице Итиль состоялось основное сражение между войском Святослава и хазар. Победа русских войск была полная, и Святослав двинул силы на столицу, а вскоре Итиль был взят. Далее поход продолжился вглубь Хазарского каганата. Пройдя Поволжье, Приазовье, Северный Кавказ, руссы атаковали крепость Саркел. Взяв крепость, Святослав стер ее с лица земли. На этом и закончился поход Святослава: Хазария была сокрушена, ее союзники булгары потерпели поражение. Возвращаясь в Киев, Святослав обложил данью вятичей, и они вошли в состав Русского государства. Поход Святослава окончательно положил конец хазарскому игу, освободил из-под влияния хазар племя вятичей, убрал с пути мощный военный заслон, закрывавший пути русскому купечеству на Восток, и серьезно расширил территориальные владения Руси. Теперь в Северном Причерноморье Русь могла не опасаться давления со стороны хазар.

     В то же время в международных  отношениях Византии и Болгарии  складывается напряженная ситуация. В 963 году умирает византийский  император Роман II и власть в стране захватывает Никифор Фока – талантливый полководец. В 963 году умирает византийская принцесса Мария – жена болгарского царя. Уже несколько десятилетий Византия выплачивала Болгарии дань, облаченную в форму содержания принцессы Марии. После этого Византия перестает платить дань, и более того, изгоняет из страны болгарское посольство. Болгария в тот момент была ослаблена периодом феодальной раздробленности, а Византия, наоборот, испытывала сильный подъем, и преследовала цель оттеснить болгар от границы на север. Между Русью и Болгарией также происходило ухудшение внешнеполитических отношений, начавшееся еще с начала века. Издавна болгары контролировали русские торговые пути вдоль западного берега Черного моря. Объединение Болгарии с печенегами могло стать для Руси серьезной опасностью с юго-запада, и в интересах Руси было поддержать любые антивизантийские действия со стороны болгар. В 966 году Никифор Фока двинул свои войска  границам Болгарии, а на Русь отправил посла Калокира для заключения со Святославом тайного соглашения. По заключенному договору, между Византией и Русью подтверждались мирные отношения на основе действующего договора 944 года; Русь отказывалась от притязаний на византийские владения в Крыму и Северном Причерноморье; Византия же брала обязательство соблюдать нейтралитет во время предстоящего русского похода на Дунай и не препятствовать овладению Русью крупных торговых позиций на Дунае. Вскоре, Никифор Фока прекратил военные действия против Болгарии и перебросил оттуда часть войск в Малую Азию. Святослав же напротив, начал подготовку к Дунайскому походу, основной целью которого являлось возвращение дружбы с Болгарией путем уничтожения провизантийской группировки, сложившейся около болгарского царя.

     В 967 году 60-тысячное русское войско  выступило на Дунай. В первых  же боях болгарская армия была  разбита и путь на столицу  и до самой границы был открыт. Но основным объектом атаки  Святослава стал городок Переяславец,  и как только земли по Дунаю  были заняты, Святослав прекратил  военные действия и осел в  Переяславце. Можно думать, что  после утверждения в Переяславце  Святослав заключил с Болгарией  мирный договор, так как никаких  военных действий не возобновлялось  ни с одной из сторон. Мир  с болгарами мог включать пункт  об уступке Святославу земель  близ дунайского устья. Византия  же, посчитав, что болгары пока  больше не представляют угрозы, заручилась их поддержкой на  случай борьбы с Русью.

     В 968 году на Киев внезапно  напали печенеги, и Святослав  с конным войском вынужден  был покинут Переяславец, оставив  там только пеших воинов. Отразив  нападение печенегов, все лето 968 и первую половину 969 года он  провел около заболевшей матери. И лишь после смерти Ольги  он отправился снова на Дунай,  где происходили большие перемены. Болгары, воспользовавшись отсутствием  Святослава и, несомненно, по наставлению  Византии, начали войну против  оставшихся в подунайских городах  руссов. Болгарам удалось до прихода  русского князя возвратить Переяславец,  но Святослав вновь разбил  болгарские войска и вернул  себе город. Там он узнал,  что захват Переяславца был  совершен при поддержке Византии, а, учитывая, что с 968 года с  момента ухода Святослава на  борьбу с печенегами Византия  перестала платить Руси дань, то князь немедленно начал  военные действия против империи.  Новый император Иоанн Цимисхий  попытался выиграть время для  собирания армии и отправил  в 970 году к Святославу греческое посольство. Пока послы договаривались со Святославом о выплате в большом размере дани, Иоанн Цимисхий послал за помощью к печенегам (нужно заметить, что печенеги в то время были расколоты, и часть печенегов оставалась верна руссам, как во времена Игоря, а другая часть печенегов поддерживала Византию и совершала набеги на русские земли, как на Киев в 968 году). Князь Святослав тоже послал гонцов к своим старым друзьям – венграм и печенегам. Готовясь к схватке с Византией, русский князь позаботился и о перемене внешнеполитического курса Болгарии, заставив их понять, что Византия стравливает два дружественных государства с тем, чтобы затем уничтожить болгарскую государственность. Таким образом, Святослав заручился поддержкой Болгарии. Летом 970 года союзные войска венгров и печенегов подошли в ставку Святослава, и князь закончил затянувшиеся переговоры с византийскими послами. Широкие военные действия развернулись на просторах Фракии и Македонии летом 970 года, где русские войска в ряде тяжелых битв одержали победы. Союзные отряды двинулись и на Константинополь, но были разбиты под Аркадиополем. Святослав продолжил наступление, направив свои войска на Константинополь. Вот здесь-то греки и отправили к Святославу свое второе посольство, совместно с которым был заключен новый договор с Византией. По нему Византия признавала владения Руси на Дунае и обязывалась выплачивать ежегодную дань. В остальном, все осталось как прежде по договору 944 года.

     Трагичен был конец этой истории.  Уже после заключения договора  с Русью Византия завершила  разгром своего противника –  Болгарии, захватила ее крепости, оскорбила ее народ и лишила  болгар государственности. Остатки  русского войска на обратном  пути домой, подойдя к днепровским  порогам, окружили печенеги. В  неравной битве князь Святослав  пал.

     Какой итог можно подвести  политике Святослава? Во-первых, следует  отметить, что Святослав, в отличие  от своей матери, вопросы внешней  политики решал, в основном, с  помощью военной силы. Главной  его заслугой следует считать  устранение угрозы с Востока  – Хазарского каганата – и  заключение союза с Болгарией.  Война с Византией ни к чему  не привела – руссам не удалось  удержаться на Дунае, а также  расширить свое влияние в Крыму  и Причерноморье выгодным договором,  однако эта война в какой-то  степени «разрядила» напряженное  положение между двумя державами,  а заключенный в 971 году мир   положил начало новому витку  в истории русско-византийских  отношений. 
 

Внешняя политика Владимира  и Ярослава Мудрого (кон. X – I пол. XI в.) 

     После недолгого правления Ярополка, сына Святослава, великим князем  стал Владимир Святославич, который  продолжил политику древнерусских  князей по повышению государственного  престижа Руси на международной  арене, добиваясь признания статуса  Руси не как «варварского»  государства, а как могучей  державы. Начал свое правление  Владимир с проведения религиозной  реформы, суть которой сводилась  к централизации и упорядочиванию  пантеона славянских богов. Но  во всех других странах Европы  и ближней Азии господствовали  монотеистические мировые религии,  по сравнению с которыми политеистическая  языческая Русь находилась на  уровень ниже. Владимир понял  всю важность проблемы и необходимость  принятия новой религии. С выбором  религии проблем не возникло  – определенно это было христианство, проникшее на территорию Руси  еще в начале X века из христианской Европы. Христианизацию Руси можно было осуществить либо с ориентацией на Рим, либо при посредстве Византии. В случае ориентации на Рим русский князь должен был примириться с идеей главенства папы римского и согласиться на прямую зависимость от него не только церковной организации, но и самой государственной власти. Такое положение не отвечало интересам Владимира, стремящегося возвысить свое государство и остаться независимым. Совершенно по-другому складывалась ситуация в случае крещения Руси по Византийскому образцу. При таком раскладе только русская церковь будет зависеть от константинопольского патриарха, никаких же обязательств князю повиноваться церковному иерарху не создавалось. Таким образом, Владимир не попадал в зависимость и мог свободно проводить свою политику по отношению к другим государствам, не опасаясь падения престижа, например, из-за отречения от церкви. Также подталкивали к принятию православия давние связи Руси с Византией – ее основным внешнеполитическим партнером. Мирный договор 971 года (по большей части состоявший из положений договора 944 года) продолжал действовать, а это означало, что пункт о военной помощи византийцам оставался в силе. В те годы византийский император Василий II подавлял мятеж бывшего византийского полководца Варды Фоки. Восстание было настолько серьезное, что император не мог подавить его своими силами и обратился за помощью к Владимиру. Русский князь выбрал подходящий момент и в обмен на русскую военную силу выдвинул предложение о крещении Руси и заключении брака с сестрой Василия II Анной. Император согласился, и летом 987 года 6-тысячный русский отряд спасает войско Василия в битве с Вардой Фокой. Но после подавления мятежа византийский император не спешил выполнять договоренность со своей стороны. Тогда Владимир решил напомнить своему союзнику о силе и могуществе Руси. В том же 987 году он совершает поход в Крым и захватывает Херсонес – главный торговый город византийцев в их Крымских владениях. Императору пришлось мириться с силой Руси и выполнить свою часть обязательств. В Херсонесе Владимир принял крещение, а вместе с ним приняла крещение и его дружина. Там же был заключен брак русского князя с принцессой Анной и подписан новый союзный договор с Византией. Текст документа не сохранился, однако можно предполагать, что он отменял соглашение Святослава с Иоанном Цимисхием 971 года. В нем был закреплен факт передачи Херсонеса обратно Византии, изменены прежние торговые статьи. Был изменен порядок службы русской наемной дружины в Византии – она была преобразована в постоянный 6-тысячный русский корпус, служивший непосредственно императору. В итоге, договор представлял собой новый равноправный союз двух держав. После заключения договора Владимир отправился домой в Киев, где в 988 году и произошло «Крещение Руси». Для  
русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре  
христианских народов и более успешное развитие своей культурной и  
государственной жизни, а для Руси – выход на новый уровень международных отношений.

     Главной заслугой Владимира во  внешней политике стало признание  Руси христианским государством, поднявшимся на ступень выше  в своем развитии по сравнению  с  языческим «варварским»  государством. Владимиру удалось осуществить то, что не удалось 30 лет назад Ольге – принять новую, единую христианскую религию и заключить династический брак со своим великим союзником – Византией. И в этом отношении Киевский князь значительно повысил авторитет Руси, выведя ее на передовую европейской международной арены.

    Преемником Владимира стал его сын Ярослав, утвердившийся на киевском престоле в 1019 году. С его именем связан расцвет Русского государства. Ярослав проводил глубокую внешнюю политику, укрепляя позиции Руси перед лицом Европейских держав. Именно при нем она достигла наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу как на Западе, так и на Востоке. Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом со многими европейскими дворами. Династические браки в то время были неотъемлемой частью дипломатии, в них каждая из сторон искала политическую выгоду. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав взял в жены Ингигерду – дочь шведского короля Олафа; сыновья Ярослава были женаты: Изяслав – на дочери польского князя Мешко II, Святослав – на дочери немецкого графа Леопольда фон Штаде, Всеволод – на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери же Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Франции (Анна), Норвегии и Дании (Елизавета). Все эти браки могут говорить лишь об одном – Русь расширяет свои внешнеполитические связи и увеличивает свое влияние в Европе. В частности, происходит дальнейшее сближение Руси с Германией. 30 ноября 1040 г. в Альштедте побывало русское посольство с дарами. Там были урегулированы все спорные вопросы, касающиеся торговли и  русско-немецко-польских отношений. Если говорить об этих трех государствах, то можно сказать, что их взаимоотношения сильно переплетались. Еще в начале XI в. Польша вела войну с Русью, а Ярослав организовывал походы в польские земли, правда, неудачные. В 1018 г. он проиграл битву на Буге, открыв польскому князю Болеславу I, воевавшему вместе с братом Ярослава Святополком, дорогу на Киев, а в походе в 1022 году на Бересьте успеха не добился. Однако в конце 30-х годов Польше пришлось столкнуться с народным движением, в результате которого государство распалось. Но вскоре оно находит помощь Руси, а новый правитель Польши Казимир Пяст заключает в 1042 году мирный договор, по которому Червенская земля (захваченная ранее) и Берестье отходили к Руси, Польша отказывалась от Ятвягии и возвращала пленных, взятых за время войны. Союз с Русью существенно облегчил Казимиру борьбу за воссоединение Поморья и возвращение Силезии, т.к. можно было не опасаться за нападение руссов с тыла.

Информация о работе Дипломатия Древней Руси