Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:53, реферат
Значительная доля ответственности за многочисленные жертвы лежит на Сталине и его окружении. Ими не были до конца использованы все возможности для результативных англо-франко-советских переговоров (май-август 1939). Так была упущена возможность создания системы коллективного отпора врагу. Подписание секретных протоколов к договору с Германией (август 1939), договора о дружбе и границах с Германией (сентябрь 1939) и переговоры в ноябре 1940 года о возможности присоединения СССР к союзу с Германией, Италией и Японией против Англии и Франции дезориентировали советских людей.
Об ожесточенности боевых действий на советско-германском фронте говорит и тот факт, что только сухопутные войска и ВВС Красной Армии израсходовали свыше 10 млн. т боеприпасов, 13,4 млн. т горючего, около 40 млн. т продовольствия и фуража. Эти огромнейшие объемы произведенных, а затем брошенных во всепоглощающую топку войны материальных средств более чем красноречиво свидетельствуют о непрерывном напряжении, которое испытал в годы нацистского нашествия тыл страны, о великом подвиге советских людей, совершенном ими еще на одном фронте – трудовом.
Советскому
Союзу приходилось держать
Разгром Германии решающим образом повлиял на ликвидацию последнего очага Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Сокрушив в трехнедельный срок миллионную японскую группировку, советские вооруженные силы нанесли неприятелю урон, составивший почти 30% потерь Японии за всю войну. Поражение Квантунской группировки, усугубленное утратой основных источников сырья и промышленных ресурсов Маньчжурии, явилось одним из определяющих факторов, заставивших Японию капитулировать. А кто подсчитывал, сколько жизней солдат и офицеров союзников были сохранены благодаря успешным действиям советских войск?
В последние два года войны Красная Армия вела сражения не только с задачей завершения освобождения своего государства, но и с целью избавления от германского нацизма народов других стран. Полностью или частично она освободила Румынию, Польшу, Болгарию, восточные районы Югославии, Австрии и Германии, Чехословакию, Венгрию, Норвегию (провинцию Финмарк), Данию (о. Борнхольм), северо-восточные провинции Китая, Корею (до 38-й параллели). Всего за освободительный период погибли более 1099 тыс. наших сограждан, а общие потери, в том числе безвозвратные и санитарные, составили около 4 млн. человек. В ходе крупных сражений на полях Великой Отечественной войны Красная Армия понесла огромный урон в военной технике и вооружении. Наибольшим он был при отступлении советских войск в 1941 и 1942 гг.: в стрелковом вооружении – 62%, в танках и САУ – 36,8%. В 1943 – 1944 гг. потери бронетанковой техники возросли в результате применения противником более эффективных противотанковых средств, особенно при прорыве укрепленных оборонительных рубежей. В первый период войны потери в орудиях и минометах были максимальными – 65,7%. Объясняется это тем, что при отступлении по бездорожью, а тем более при выходе из окружения их, как правило, приходилось оставлять из-за повреждений, но чаще всего из-за отсутствия средств тяги.
Буквально впервые дни боевых действий огромный урон понесла авиация, но все-таки еще большим он оказался в 1943 и 1944 гг. – 48,5%, когда развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Что касается не боевых утрат, то они связаны с тем, что пришлось сокращать сроки подготовки летчиков, а значит, пилоты не успевали получать достаточных навыков в освоении новой техники. Не боевые потери самолетов возникали вследствие их конструктивных недостатков и недочетов в производственной технологии, плохого технического оборудования аэродромов, иногда это было результатом недисциплинированности летного состава и руководителей полетов.
В среднем в советских войсках ежесуточно выбывало из строя 11 тыс. единиц стрелкового оружия, 68 танков, 224 орудия и миномета, 30 самолетов. За годы войны противник уничтожил 1014 кораблей и катеров различных классов, из них 314 надводных кораблей и подводных лодок, 139 торпедных катеров, 128 морских охотников за подводными лодками, 77 бронекатеров, 168 катеров-тральщиков, 188 сторожевых и других типов катеров.
Безвозвратные людские потери СССР в войне – это не только убитые в бою и умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести, не вернувшиеся из плена военнослужащие, партизаны и ополченцы. Этот скорбный список включает имена мирных граждан, умерших от голода и болезней, погибших при бомбардировках и артиллерийских обстрелах, сложивших свои головы в ходе карательных акций оккупантов, всех расстрелянных подпольщиков, замученных в лагерях, а также угнанных в Германию и не возвратившихся оттуда. О многом говорит статистика смертей в немецких концлагерях. Так, из 235 тыс. английских и американских военнопленных там погибли 8300 человек, или 3,5%. А из 5700 тыс. советских военнопленных, в большинстве своем русских, от голода и болезней умерли либо были расстреляны около 3300 тыс. человек, или 57%.
Особенно велики были потери среди гражданского населения в прифронтовых районах. Многие крупные населенные пункты, по сути, становились полем боя. Классическим примером является Сталинград, где его защитники сражались буквально за каждый дом, Только во время массированных налетов вражеской авиации в августе 1942 г. в городе на Волге погибло свыше 40 тыс. человек мирного населения, а число раненых превысило 150 тыс. В преждевременно оборванных нитях жизни десятков тысяч граждан повинна не одна только авиация противника, но отчасти и наша.
Чтобы сломить волю советских граждан к сопротивлению, нацисты повсеместно проявляли особую жестокость и бесчеловечность. В городах и селах любой житель мог быть арестован по незначительному поводу, подвергнут пыткам, расстрелян или повешен. Политика геноцида исходила из идеи Гитлера, изложенной им еще в книге "Майн кампф" об уничтожении людей "низшей расы". На оккупированных территориях она воплощалась нацистами в конкретные программы, планы, многочисленные инструкции.
Германские нацисты заранее основательно подготовились к практической реализации своей экспансионистской идеи. Ими были отработаны различные методы массовых казней и налажена промышленная утилизация останков миллионов умерщвленных людей. Для реализации преступных планов имелись подготовленные соответствующие кадры – профессиональные убийцы. С этой целью был разработан особый свод правил поведения на оккупированной территории, который вменялся в обязанности каждому военнослужащему вермахта. Истребление мирного населения проводилось прежде всего путем групповых расстрелов, сожжения людей заживо в закрытых помещениях. О преступлении нацистов в Хатыни, что под Минском, известно всему миру. К сожалению, не стал достоянием широкой общественности тот факт, что в Белоруссии кроме этого населенного пункта были дотла испепелены вместе с их жителями еще 628 деревень.
Палачи не щадили никого, даже грудных детей. Широко культивировался ими и такой варварский метод, как удушение газом в стационарных и походных (на автомобилях) газовых камерах. Убийцы в белых халатах преднамеренно прививали местному населению инфекционные заболевания, проводили над ними бесчеловечные медицинские эксперименты.
За 26 месяцев «хозяйничанья» в Смоленске и его окрестностях они уничтожили свыше 135 тыс. человек, более 87 тыс. смолян были насильно отправлены на принудительные работы в Германию. В Брянске количество истребленного оккупантами гражданского населения составило 50 тыс. человек, в Ростове-на-Дону – 40 тыс., в Краснодаре – 13 тыс., в Орле – свыше 11 тыс. человек". Такая же трагическая участь постигла жителей многих других населенных пунктов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии.
Тяжелейшие испытания выпали на долю ленинградцев. За 900 дней блокады противник сбросил на город 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб, выпустил 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Люди гибли там от орудийных обстрелов и налетов вражеской авиации, но еще больше от голода и болезней. Смерть не щадила никого: уходили из жизни молодые и старики, женщины и дети. Нередко люди падали на улицах и больше не поднимались, в своих холодных домах и квартирах ложились спать и засыпали навеки. Часто жизнь жителей северной столицы России обрывалась прямо на рабочем месте. Город вымирал, но не сдавался. Мертвых свозили на его окраину, на пустырь, что рядом со старой Пискаревской дорогой. Так и возникло известное ныне всему миру, страшное по своей сути Пискаревское кладбище. От бомбардировок и артиллерийского обстрела погибли 16 747 ленинградцев, 33 782 получили ранения, а 641 тыс. ушли из жизни в результате голодной смерти.
Всего на советской земле враг истребил более 7,4 млн. человек гражданского населения. Из 5 269 513 человек, угнанных в Германию, 2 164 313, т.е. более 40%, умерли на чужбине. Основными причинами высокой смертности среди «остарбайтеров» (восточных рабочих) и узников концлагерей являлись каторжный труд, плохое питание и жестокое обращение хозяев и лагерной администрации.С учетом погибших на принудительных работах в Германии итоговая величина жертв гражданского населения СССР составляет свыше 13 млн. 684 тыс. человек.Следовательно, более половины всех людских потерь Советского Союза – это мирные граждане, оказавшиеся на оккупированной противником территории, превращенной в огромный полигон смерти.
Страшная панорама цены войны не может быть всесторонней без учета косвенных людских потерь.Справедливо говорят, что у войны разные лица: жестокое и милосердное, живое и мертвое, но самое трагичное – это детское. Огонь военного лихолетья опалил детство многих. На оккупированной территории дети испытали на себе все жестокости установленного оккупантами "нового порядка": голод и холод, тяжелый труд, массовые казни, издевательства, геноцид. Но страшнее всего им было оказаться в концентрационном лагере. Там малышей и подростков превращали в доноров и подопытных "кроликов", мало кому из них удалось выжить. 6 декабря 1989 г. Совет министров СССР под влиянием общественности принял постановление "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей. Наконец-то и им, но спустя 44 года были предоставлены те же льготы, что и участникам войны.
А какие потери понес противник в минувшей войне? Прежде всего следует напомнить, что в Европе нацистская Германия достигала своих целей малой кровью: общие потери вермахта убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести в войне с Польшей, Францией, Англией, на Балканах и о. Крит, при захвате Бельгии, Голландии, Дании и Норвегии, а также в Северной Африке и Атлантике составили около 300 тыс. человек. Однако после 22 июня 1941 г. ситуация резко изменилась.
Так, по сведениям генерального штаба сухопутных войск, в первых пяти кампаниях (с 22 июня 1941 по 1 января 1944 г.), т.е. за 30 месяцев и 9 дней, противник потерял около 5 млн. человек убитыми, пленными, пропавшими без вести и ранеными. В последующих трех кампаниях (с 1 января 1944 по 15 мая 1945 г.), а это 16 месяцев и 15 дней, его потери, исключая пленных и сложивших оружие согласно Акту о капитуляции, составили еще 3,6 млн. человек. Незадолго до безоговорочной капитуляции третьего рейха Гитлер в одном из своих публичных выступлений признал, что потери Германии велики – 12,5 млн человек, половину из которых составляют убитые.
После войны бывший начальник штаба оперативного руководства верховного главнокомандования (ОКВ) генерал-полковник А. Йодль оценивал потери вермахта в 12,4 млн. человек, из них – 2,5 млн. убитые, 3,4 млн. – пропавшие без вести и пленные, 6,5 млн. – раненые.
В приложении к закону ФРГ "О сохранении мест захоронения" поименно указаны 3 млн. 226 тыс. солдат, чей прах покоится на бывшей территории СССР и восточноевропейских стран. В это количество входят только "стопроцентные" арийцы. Здесь не учтены Судетские немцы, хорваты, боснийцы, фламандцы, чехи, поляки, русские, украинцы, литовцы, латыши, эстонцы и другие граждане отдельных государств, воевавшие в составе вермахта и служившие в войсках СС. Стоит упомянуть и еще об одном противоречии. Если потери войск СС, подчинявшихся армейскому командованию, зафиксированы в статистических отчетах сухопутных войск, то аналогичные сведения о службе безопасности, гестапо, эсэсовских формированиях, чиновниках оккупационной администрации и уголовной полиции в документах вермахта отсутствуют. Однако именно эти категории лиц, насаждавшие «новый порядок» на захваченных территориях, несли ощутимые потери в результате действий партизан и подпольщиков.
Судя по немецкой статистике, количество выбывших из строя в связи с ранениями, болезнями или обморожениями в 2,5 – 3 раза превышало число убитых. Если это так что цифры общих потерь вооруженных сил третьего рейха должны значительно превышать указанные в опубликованных документах.
В целом Вторая мировая война, развязанная нацистской Германией, обернулась для нее и ее сателлитов большой человеческой трагедией. Достаточно указать, что только с 1 сентября 1939 по 9 мая 1945 г. общие людские потери ее вооруженных сил составили 13 млн. 448 тыс., человек, или 75,1 % от числа мобилизованных в годы войны. Иначе говоря, это 46% всего мужского населения Германии и Австрии, если вести подсчет, опираясь на статистику 1939 г. Такую кровавую цену заплатили немецкий и австрийский народы за преступную авантюру Гитлера и его сторонников. Безвозвратные людские потери вооруженных сил Германии на одном только Восточном фронте выражаются цифрой 7181,1 тыс. человек, а вместе с союзниками (Венгрия – 809 066, Италия – 92 867, Румыния – 475 070, Финляндия – 84 377, Словакия – 6765 человек) – 8649,3 тыс. человек. Если же к этому числу прибавить количество раненых и больных, а также не возвратившихся в строй из-за инвалидности, то потери военнослужащих армий фашистского блока составят более 10 млн. человек.
Безвозвратные потери вооруженных сил СССР вместе с союзниками, соединения и части которых действовали в составе советских фронтов (их было более 75 тыс. человек}, превышают потери противника в 1,3 раза. Такое соотношение обусловлено прежде всего неблагоприятным ходом боевых действий в первом периоде Великой Отечественной войны. Здесь, разумеется, отрицательно сказался фактор неготовности войск приграничных военных округов к отражению массированных ударов вермахта, но все-таки решающее влияние оказали просчеты советского руководства, допущенные как накануне, так и в начале войны. Попытки представить потери агрессора меньшими, а его жертвы – большими, чем они были в действительности (это и поныне практикуют некоторые исследователи, журналисты и публицисты), не только искажают историческую правду, но и свидетельствуют о предвзятости тех, кто стремится сознательно умалить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.