Белорусские народные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 13:59, Не определен

Описание работы

Троица - Зеленые Святки и Иван Купала

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     Учреждение  образования

     «Могилёвский  государственный университет им. А.А.Кулешова» 
 

     Кафедра Археологии и специальных исторических дисциплин 
 

                                          Реферат

                            На тему: Белорусские народные праздники

                                 (Троица - Зеленые Святки и Иван  Купала) 
 

                                                                            

                                                                           Выполнила:

                                                                           Студентка  курса группы «»

                                                                            Исторического факультета

                                                                           

                                                                            Проверила:

                                                                             
 
 
 
 
 

                                                 

                                                    Могилёв,  
                                              Содержание
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Троица - Зеленые Святки……………………………………………………....5

2. Иван  Купала…………………………………………………………………...10

3. Легенда  о Купале и о Костроме……………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………18

 

                                                  Введение                                          - -

 

     Долгими годами на территории Беларуси сохранялось  двоеверие: официальная религия, которая  преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Беларуси, особенно, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на всё развитие белорусской культуры раннего средневековья.

     Важнейшие языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории народа.

     Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим  календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая  скорое пробуждение кормилицы матери-земли  от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

     Существенную  роль в общественной жизни крестьян и городского населения у белорусов, как и у других европейских народов, играли обряды и

                                                                                                                         - -

     обычаи, приуроченные к датам христианского  календаря и тесно связанные  с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения белорусов сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава.

     Общественная  жизнь, связанная с народной календарной  обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий.

 

                                                                                                                 - -

                                       1. Троица - Зеленые Святки

 

     « Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам — белый перезвон.

     Тянется деревня с праздничного сна, В  благовесте ветра — хмельная весна.

     Нарезных  окошках — ленты и кусты. Я  пойду к обедне плакать на цветы.

     Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.

     Троицыно  утро, утренний канон, В роще по березкам — белый перезвон ».

     С. Есенин

     Конец мая и начало июня, на которые  приходится Троицын день, особенно подходили для чествования весеннего  возрождения зеленеющей земли и встречи лета. Семицкая — седьмая после Пасхи — неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, носит название Зеленых Святок. Именовали ее также русальною, зеленою, клечальною, задушными поминками, каждое из названий находит свое объяснение в пережитках славянского язычества. Обряды русалии наполнены радостью и грустью одновременно — это не только праздник начала лета, но и поминание праматери: русалки Роси, дочери Днепра, которая родила от Перуна Дажьбога. От Дажьбога и ведется история русского народа.

     В старину говорили: "Честная масленица  в гости Семик звала"... и  добавляют: "Честь ей за то и хвала!" Семик — это четверг на последней  неделе перед Пятидесятницей. Древние  славяне посвящали этот четверг  своему верховному богу — Перуну-громовержцу. С этим днем связано множество своеобразных обычаев. Веселые толпы народа в венках из полевых цветов под разгульные семицкие песни носили по улицам изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами березку. В

                                                                                                                      - -

     окрестных рощах девушки связывали ветвями ("завивали") молодые березки  и проходили под их зелеными сводами  с поцелуями и приуроченной к  этому весеннему обычаю песнею:

     Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобою не браниться — дружиться!

     Семик — преимущественно девичий праздник. Девушки, целыми деревнями, отправлялись на берег реки завивать березки, играть, пировать. Для этого они пекли  лепешки, запасали лакомства. На березки  вешали венки, по которым каждая гадала о своей судьбе, бросая их в воду в самый Троицын день. После пиршества начинали водить хороводы, которые почитались за магическое действо для увеличения урожая. После Троицы и до Успения (15 августа/28 августа) прекращались хороводные игры. Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными "березке-березоньке", которой воздавались почести как живому олицетворению древней богини весны.

     "Вейся  ты, вейся, березка, Завивайся,  белая"—"Что же мне, березке,  не виться?

     Что же мне с милым не водиться ?" Вечор на березку, вечор на белую  Сильный дождик поливает, Белую, зеленую  ломает.

     В некоторых местностях на Семик обвивали лентами какую-нибудь кудрявую березку, растущую на берегу речки и пели ей старинные песни. Кое-где березу украшали полотенцами-убрусами, иногда рядили в платье или делали куклу, которую называли "березка", и водили вокруг нее хороводы, ходили, распевая, с ней по саду, а потом "топили".

     « Ох, кукуется кукушке во лесу! Заплетите  мне тяжелую косу;

     Свейте, девушки, веночек невелик — Ожила береза-древо на Семик.

     Ох, Семик, Семик, ты выгнал из бучил, Водяниц  с водою чистой разлучил,

     И укрыл их во березовый венец. Мы навесим  много серег и колец;

                                                                                                            - -

     Водяницы, молодицы, Белые птицы,

     Погадайте по венку, Что бросаем на реку.

     По  воде венок плывет, Парень сокола зовет,

     Принести  велит венок В златоверхий  теремок.

     Ой,  родненьки! Ой, красные!

     Ой, страшно мне, Молоденькой». (А. К. Толстой)

     В языческом прошлом славян Семик  являлся прообразом союза неба с  землей. Схожие весенние празднества, посвященные цветам и деревьям, существовали еще у древних греков и римлян. У германцев был так называемый "праздник венков", который имел много общего с Семиком. Зелень и цветы до сих пор составляют отличительные признаки празднования Троицына дня. Церкви и дома повсюду украшаются в этот день ветками березы. "Русальною" эта неделя звалась потому, что бытовало поверье о русалках, выходящих в это время из своих водных обиталищ. Помимо уже описанных проводов и "похорон" русалок, Зеленые Святки включали в себя крещение и похороны "кукушки" как ритуальное преодоление возможного одиночества и незамужней жизни девушки. Кукушка — вещая птица, олицетворявшая богиню жизни Живу. В старину девушки и молодицы под руководством старухи-позыватки собирались втайне от мужчин и шили наряд для Живы. Поутру они шли в лес искать траву — кукушкины слезки, иначе — любку двулистную. Они вырывали стебельки с корнем и обряжали Живу в припасенные наряды. Получалась куколка — "кукушечка". Девушки набрасывали платок на свитые ветки стоящих рядом березок и клали на него "кукушечку". Они поочередно целовались с избранницей через венок над колыбелькой до трех раз, каждый раз меняясь местами, напевая общую хороводную песню:

     Кумушка, голубушка, серая кукушечка; Давай  с тобой, девица, давай покумуемся! Ты мне кумушка — я тебе голубушка. 

                                                                                                                     - -                                                       

     После этого девушки менялись платками, кольцами, чтобы передать с ними частичку своей души. По окончании  праздника девушки забирают кукушечку  домой — на счастье. А молодухи по корням кукушечки пытаются угадать, кто народится: длинный корень предвещает мальчика, короткий — девочку.

     Известны  и похороны Костромы. Кострому делали из соломы и наряжали в женскую  одежду. Кукла-чучело, называемое Костробунька, наряжалось по-мужски. Мужское и женское начала во время летнего расцвета природы оказывались одинаково значимыми. Название этих персонажей связывают с русскими словами костерь, костра и другими обозначениями коры растений. При проведении ритуальных похорон Костромы участвующие разделялись на две группы: одна охраняла чучело, а другая пыталась внезапно напасть и похитить его. Борьба заканчивалась разрыванием чучела на части и под ритуальный плач разбрасыванием его по полям.

     Кострома  моя, Костромушка, Моя белая лебедушка! У моей ли Костромы Много золота, казны. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась, Вдруг Косргромка повалилась: Костромушка умерла. Костромушка, Кострома! К Костроме стали сходиться, Костромушку убирать, И во гроб полагать.

     Как родные-то стали тужить, По Костромушке выплакивати:

     "Была  Кострома весела, Была Кострома  хороша!

     Костромушка, Кострома, Наша белая лебедушка!"

     Иногда  в роли Костромы выступала девушка. Собирались со всей деревни девушки  и в простых, непраздничных одеждах  становились в кружок на лугу. Одной девушке доставался жребий изображать Кострому. Становилась она с поникшей головой, подходили к ней остальные девушки с поклонами, клали ее на широкую доску дубовую и несли купать-хоронить к реке. Там принимались будить притворявшуюся спящею Кострому,

                                                                                                                     - -

     поднимали ее за руки. После этого начинали купаться, обливая водой друг друга. Одна из девушек оставалась на берегу и, держа лубяное лукошко, била в него кулаком, как в барабан. Затем все переодевались в праздничные одежды и водили хороводы до глубокой ночи. Вечерние хороводы и песни, игры в горелки и обрядовые караваи, украшение березок и любовные гадания — все это имело в своей основе мифологическое понимание окончания весны и прихода и утверждения красного лета.

Информация о работе Белорусские народные праздники