Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 16:05, Не определен
История возникновения арабо-израильского конфликта, перспективы урегулирования
Впоследствии соглашения, подписанные в Кэмп-Дэвиде, подвергались резкой критике, как противоречащие интересам арабов и тормозящие развитие мирного процесса. По сей день раздаются обвинения в адрес американской администрации и самого президента Картера, которого подозревают в стремлении разрушить единство арабов. Однако изучение бумаг американского президента скорее указывает на то, что для него Кэмп-Дэвид был первым решительным шагом на пути к окончательному примирению Израиля с соседними государствами, прецедентом, которому рано или поздно должны были последовать другие арабские страны, хотя реальное развитие событий (включение Иерусалима в состав Израиля, создание израильских поселений на Западном берегу и Голанских высотах) практически остановило мирный процесс21.
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что Кэмп-Дэвидский процесс имеет как положительную, так и отрицательную оценку событий. Положительно это то, что Мирный договор, подписанный в Кэмп-Дэвиде – первый этап, направленный на решение Арабо-израильского конфликта. Рано или поздно это должно было произойти.
Отрицательно
то, что остались не решёнными главные
вопросы проблемы, такие как отвод израильских
войск с оккупированных территорий Палестины
и дальнейшая судьба Иерусалима. Эти вопросы
заводили в тупик все переговоры.
1.4.
Последствия мирного
договора. Реакция арабских
стран
Визит
президента Садата в Иерусалим вызвал
возмущение в большинстве арабских
стран. Правительства и СМИ Сирии,
Ирака, Алжира, Ливии, а также ООП обвинили
Садата в предательстве арабского дела
и прислужничестве «империалистическо-
Сирия, Иордания и Ливан, а также представители палестинцев категорически отвергли предложение Садата принять участие в переговорах с Израилем в рамках Каирской конференции. Иордания также отвергла и все приглашения присоединиться к переговорам при посредничестве США.
В декабре 1977 г. в Триполи главы государств «фронта отказа»: Сирии, Алжира и Ливии, а также представители Ирака, Южного Йемена и ООП резко осудили египетского президента, объявив политический бойкот встречам Арабской лиги в Каире и торговый бойкот египетским компаниям, которые будут иметь дело с Израилем. Было также объявлено о «замораживании» дипломатических отношений этих стран с Египтом. Египет, в свою очередь, разорвал отношения с этими странами, лишив ООП своей поддержки.
Уже на следующий день после подписания А. Садатом унизительного для Египта документа в Багдаде открылось экстренное совещание министров иностранных дел, экономики и финансов арабских стран. Они единодушно осудили израильско-египетский сговор под эгидой США и приняли решения, предусматривающие политические и экономические санкции против египетского режима, которые стали осуществляться всеми членами Лиги арабских стран, кроме Омана, Судана и Сомали.
Всенародное возмущение охватило весь арабский мир. Так в течение пяти дней проходили манифестации, осуждавшие сепаратный договор, в Кувейте. Аналогичные выступления имели место в Объединённых Арабских Эмиратах. Участники многотысячного митинга в столице Катара – Дохе в принятом ими заявлении указали, что «Садат сыграл в истории арабской нации более отвратительную роль, чем лорд Бальфур».22
Арабские страны, ещё недавно оказывавшие Египту крупную помощь, после подписания им позорного соглашения с Израилем одна за другой порвали с Каиром дипломатические отношения, расторгли с ним экономические связи, прекратили оказывать ему финансовую поддержку. Теперь, следуя решениям багдадского совещания министров иностранных дел, экономики и финансов, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ решили распустить созданную ими вместе с Египтом Арабскую Организацию военной промышленности, в рамках которой Каир рассчитывал получить от них миллиардные суммы.
Египет был исключён из Организации арабских стран – экспортёров нефти (ОАПЕК). Вместе с арабскими странами решил прекратить поставки нефти садатовскому Египту и Иран. Ирак и Саудовская Аравия отказались от использования проходящего по территории Египта нефтепровода Суэц – Александрия для перекачки своей нефти. Принадлежащие ОАПЕК арабские судоремонтные верфи в Бахрейне запретили египетским судам доступ в свои доки. Арабские страны, имеющие нефтеналивной флот, отказались перевозить египетские нефтяные грузы. Большинство арабских стран прекратило полёты самолётов своих национальных компаний в Египет.
Египетский режим болезненно переживал и не только введение против него экономических санкций, но и осуществление решений багдадского совещания, касающихся исключения Египта из общеарабских союзов профсоюзных, общественных и творческих организаций и перевод их штаб-квартир из Каира в другие арабские столицы.
«Договор и документы, подписанные в марте 1979 г. в Вашингтоне, узаконивают израильскую оккупацию арабских территорий и обрекают на вечное изгнание арабский палестинский народ»23 – заявил председатель Исполкома ООП Я. Арафат.
26 марта 1979 г. мэры городов на оккупированных палестинских территориях организовали всеобщую забастовку в связи с подписанием израильско-египетского документа. Они направили телеграмму генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, в которой отвергли «претензии Египта» на то, чтобы представлять палестинцев на предстоящих переговорах по «автономии». Они подтвердили, что ООП является единственным представителем палестинского народа. Ответом на оформление египетско-израильского союза стало образование всеми политическими силами на Западном берегу и в Газе единого фронта сопротивления плану «автономии», сплочение народных масс вокруг ООП.
За подписание мирного договора с Израилем Анвар Садат поплатился своей жизнью. 6 октября 1981 г. во время парада в честь годовщины начала Войны Судного дня военными заговорщиками, недовольными миром с Израилем, на президента было совершено покушение.
На протяжении многих лет крайне напряжённые отношения между Израилем и арабскими странами являются неотъемлемой частью мировой политики.
Так, например, известный российский политолог К. З. Хамзин в своей статье вышедшей в 2000 г. в альманахе «Ближний Восток и современность», оценивая соглашение, заключённое в Кэмп-дэвиде более двадцати лет назад, писал: «В Израиле договор с Египтом прозвали «холодным миром», не стоившим того, чтобы отдавать за него Синай и демонтировать поселения, существовавшие на полуострове в момент подписания кэмп-дэвидских соглашений». Если дело обстоит таким образом, напрашивается целый ряд вопросов. Насколько вообще можно считать подписание мирных соглашений гарантией установления добрососедских отношений? Какой вклад могут внести международные организации и страны – спонсоры переговорного процесса в налаживание подлинно мирных соглашений между Израилем и арабскими странами не только до, но и после официальной церемонии подписания соглашения? Какие причины объясняют тот факт, что, несмотря на произошедший четверть века назад прорыв египетским руководством дипломатической блокады Израиля и на подписанные за последние десять лет многочисленных договоров между Израилем и палестинцами, подлинный мир так и не достигнут – ни в Палестине, ни на Ближнем Востоке в целом?
Позиция
Израиля в ближневосточном
На протяжении десятилетий у нескольких поколений израильтян выработалась психология «осаждённой крепости». После шести войн и палестинского восстания (интифады) за период в шестьдесят с небольшим лет граждане еврейского государства не без оснований воспринимают свою страну как маленький островок, окружённый враждебными арабскими странами, которые не хотят мира и считают уничтожение Израиля одной из своих основных задач.
Арабо-израильский конфликт – яркий пример того, как политические интересы, обостряясь, приводят к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Немаловажной причиной постоянно подогреваемой напряжённости в арабо-израильских отношениях стало влияние великих держав, пытавшихся за счёт той или иной стороны ослабить позиции своих соперников на Ближнем Востоке. При этом и процесс урегулирования конфликта зависел от внешних факторов не меньше, а может быть, даже и больше, чем военные действия.
История арабо-израильского противостояния представляет собой конфликт народов, у каждого из которых – своя правда, так и не воплотившаяся в полной мере на многострадальной земле Ближнего Востока. К сожалению, обострение конфликта в последнее время лишь отдаляет их от достижения своих подлинных целей.
Как мы видим, на протяжении последних лет значительные усилия мировой дипломатии были приложены для достижения официальных мирных соглашений между участниками ближневосточного конфликта.
Вместе с тем, подписание целого ряда соглашений, прежде всего, мирного договора между Израилем и Египтом в 1978 г., призванных добиться хотя бы частичного урегулирования ближневосточной проблемы, не могло не повлиять на систему регионального взаимодействия. Как правило подписание мирного соглашения рассматривается не как один из этапов отношений между странами, а как своего рода самодостаточный завершающий итог переговорного процесса. При этом складываются специфические особенности отношений. Выражаясь более простым языком, утверждение «плохой мир лучше доброй ссоры» чаще всего воспринимается как аксиома.
Таким
образом, оценивая Кэмп-Дэвидское соглашение,
мы видим, что он не стал гарантом установления
мирных, дружественных отношений Израиля
с арабскими странами. К тому же Египет
был осуждён всем арабским миром и обвинён
в предательстве. Мир так и не был достигнут
на Ближнем Востоке.
Глава
II. Ближневосточная
проблема
2.1.
Перспективы урегулирования
палестино-израильского
конфликта
Проблема политического урегулирования арабо-израильского конфликта в начале 90-х годов заняла приоритетное место в региональных международных отношениях на Ближнем Востоке.
Определение перспектив мирного урегулирования арабо-израильского противостояния в международной политической обстановке – задача достаточно сложная.
Во-первых, арабо-израильский конфликт – это регионально-международный кризис, который не имеет аналога в мире. Его специфика заключается в том, что он не однолинеен, в его основе лежат многочисленные противоречия, порождённые историческими, идеологическими, религиозными, национальными, экономическими и территориальными факторами и вылившиеся во взаимную вражду и ожесточённость сторон, участвующих в конфликте, что создаёт большие трудности для его решения.
Во-вторых, он возник не в результате «холодной войны» и противостояния между США и СССР, хотя политическая конфронтация Вашингтона и Москвы в прошлом, безусловно, наложила пагубную печать на характер и последующее развитие этого конфликта. Поэтому мнение о том, что он может быть автоматически решён после перехода Москвы и Вашингтона от противоборства к сотрудничеству, является глубоко ошибочным и политически несостоятельным 24.
В-третьих, Израиль – едва ли не единственное государство в мире, которое было образовано на основе решения международной организации: оно приобрело законность и признание в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. При этом ООН отвела палестинскому народу для основания собственного государства территорию Западного берега реки Иордан, восточную часть Иерусалима и сектор Газа. Поэтому эта организация несёт прямую ответственность за судьбу палестинских арабов и самого конфликта и ни при каких условиях не вправе отказываться или уклоняться от этой ответственности до тех пор, пока он не будет решён во всех его аспектах.
В-четвёртых, сердцевина конфликта – именно палестинская проблема, решение которой является основополагающей предпосылкой установления прочного и длительного мира на Ближнем Востоке. Без осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, в первую очередь права на самоопределение, мир на Ближнем Востоке невозможен.