Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:04, реферат
Тесные отношения связывали Россию и Францию на протяжении столетий. Ещё в 1717 году после указа Петра I во Франции появилось первое посольство России. Это стало отправной точкой для установления дипломатический отношений между двумя странами. Отношения между Россией и Францией были нестабильными: сближение сменялось конфронтацией. Противостояние в годы Наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года - одна из самых трагичных страниц в истории русско-французских отношений. Была попытка достижения баланса интересов путём сближения после крушения наполеоновской империи в годы Реставрации, затем очередное охлаждение двусторонних отношений после Июльской революции 1830 года.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2. Становление Анны. Начало жизненного пути……………………...4
3. Генрих I Капетинг…………………………………………………….5
4. Сватовство…………………………………………………………….6
5. Киев и Париж…………………………………………………………7
6. Филипп I………………………………………………………………8
7. Жизнь во Франции……………………………………………………11
8. Монастырь в Санлисе………………………………………………..12
9. Второе замужество…………………………………………………...12
10. Дальнейшая судьба…………………………………………………13
11. Заключение…………………………………………
В представлении Анны Париж был меньше Киева, такой маленький Новгород. Тесные улочки, окруженные обветшалыми домами, которые были покрыты свежесрезанными камышами. Анну поразила бедность страны. Жалкие, грязные лачуги крестьян, нищие рыцарские замки, состоящие часто из одной только башни. [12;4]И сами рыцари, бароны, которые вечно пахли конским навозом, безобразно объедались на пирах и чавкали, - всё это привело Анну в ужас. Нечистоты не вывозились далеко за город, как это было принято в Киеве, а вываливались тут же, у городских стен. Каменный дворец короля был тёмным, приземистым и сырым. Во дворце не только не было бани, но о ней даже не слыхивали – мылись в тазах. Анну удивили каменные мосты, два римских и мост Карла II, которые уцелели после всех штурмов.
В Париже не было ни одного судебного органа. Весь двор и государственная канцелярия следовали за королем в его безостановочных перемещениях.
Поначалу ей было очень тяжело в этом чужом городе. Она представляла себе многочисленные арки, перекинутые через Днепр. Как этой девушке, с ее русским чувством бескрайних просторов, как ей было представить себе эту узенькую речку Сену?Другое, что ее изумляло – в городе не было центра, не было сердца. Как мог существовать русский город без своего Кремля? А здесь дворец располагается на одном острове, а собор на другом. А сердце Парижа – где оно?
«В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны», - писала она отцу. Только в аббатствах можно было увидеть молитвенник да библию.
Поэтому Анна решила отдать все силы развитию не только города, но и всей страны.
Филипп I
Даже отдаленная от дорогих ей людей, женщина не переставала проявлять преданность и любовь к родной стране. В своих письмах отцу Анна часто писала о политической обстановке в Европе, свои прогнозы о том, как эта обстановка может повлиять на княжество Ярослава. Анна была хорошим политиком и аналитиком, ее прогнозы были весьма достоверны.
Анна свято выполняла обязательства и перед французским престолом. Анна родила королю наследника, который появился в 1053 г. Филипп, сын Генриха и Анны, отвечал всем требованиям, которые только можно предъявить наследнику престола: он был крепкий, здоровый мальчик. В 1058 г. она уже имела троих сыновей. Филипп со временем стал королем Франции Филиппом I, Роберт умер в детском возрасте, а Гуго, граф де Вермандуа, прозванный Великим, прославился участием в крестовых походах.
Анна уделяла большое внимание образованию детей и их воспитанию, особенно старшего сына. Юного короля обучали грамоте, придворному этикету, геральдике, военному делу, танцам и пению. К французскому двору со всей Европы стали приезжать поэты и музыканты. Маленький Филипп любил слушать их. С ранних лет королева-мать брала сына на охоту, воспитывая в нём ловкость и выносливость. Так что в отличие от прежних королей, будущий король был прекрасно образован. Он унаследовал от матери политическое чутьё и аналитический ум. Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.
Главной целью Филиппа, как и его родителей, стало объединение земель, укрепление королевской власти. При нём существенно расширились владения Франции, повысилось благосостояние. Правление Филиппа проходило в ожесточенной борьбе за Фландрию и Нормандию, ему удалось значительно расширить королевский домен.
Хитрый и ловкий политик, он еще в 1093 добился от папы, при поддержке графа Фландрии успеха в Нидерландах в ущерб Германии, в 1069 новый граф Анжуйский уступил ему Гатинэ. В 1077 королю достался Вексен, принадлежащий графам де Валуа. В 1101 приобрел виконтство Буржа, владелец которого Эд Арпен собирался в крестовый поход и нуждался в средствах для этого. При Филиппе I в королевский домен была возвращена сеньория Корби, как предполагают, в качестве платы за вмешательство короля в борьбу за фландрское наследство. Однако военными талантами король не обладал. После смерти своего дяди, графа Фландрии, Филипп предпринял экспедицию в поддержку Арнуля, наследника его младшего сына. Был разбит в 1071 при Касселе отстраненным от наследования старшим сыном Балдуина.
Он не брезговал любыми средствами для достижения своей главной цели. Однако предпочитал дипломатические маневры военным. Так, очевидную опасность для него представлял его великий нормандский вассал. Король не мог запретить ему расширять свои владения за счет Англии, поскольку во время экспедиции Вильгельма Завоевателя в 1066, опасался его военной мощи, принесшей поражения его отцу. Но именно Филипп I был инициатором политики, закончившейся победой Капетингов и заключавшейся в использовании раздоров в семье английской королей. Он подталкивал и поддерживал Роберта Куртегеза ( Роберта II, герцога Нормандии), старшего сына Вильгельма Завоевателя, сначала против его отца (1078), а затем и против его брата — Вильгельма II Рыжего (1087-1100), что ослабляло извечного противника Франции – Англию.
Именно Филипп I начинает действия, которые в итоге привели феодальную вольницу домена (личного владения короля) к повиновению, подчинению и службе королевству: чтобы стать хозяином в королевстве, король должен был быть хозяином прежде всего в своем домене. Королевский домен в правление Филиппа приносил неплохой доход. Со второй половины 11 в. происходило значительное расширение пахотных угодий и виноградников. В разрешительных грамотах, выдававшихся королевской канцелярией, обнаруживают очевидные свидетельства подъема торговли.
Дальновидный политик, он обратил внимание на небольшой, ничем не примечательный городок домена, однако отличавшийся выгодным географическим положением, в центре его владений, на перекрестке самых оживленных дорог. Двор Филиппа стал все чаще останавливаться в парижском королевском дворце.
Ещё одним из достижений Филиппа I было то, что он был первым, кто не стал распределять приобретенные им земли между младшими сыновьями, как это было принято в семьях французской знати. Это новшество затем будет воспринято на Руси, утопавшей в кровавых междоусобицах, спустя столетия.
Он также решил усилить свою власть за счет церкви и начал с ней борьбу, закончившуюся лишь в 1104 году. Генрих I хотел сохранить доходы, которые ему давала продажа епархий, но независимая от светской власти церковь оказывала сопротивление королю, желавшему стать хозяином в своем домене. Сумел отвести от королевства возможный конфликт.
Отношения сына и матери всегда были тёплые, доверительные. Не прошли даром долгие беседы Анны с сыном о жизни, философии, литературе, науке и искусстве. Филипп отнёсся с безграничным уважением к выбору матери, когда она вышла замуж во второй раз, и принял её мужа при своём дворе. Анна сохранила дружеские отношения с сыном-королём и сопровождала его в поездках по стране вместе с мужем. После смерти мужа она стала ещё активнее заниматься политикой, помогать сыну в управлении страной. Среди государственных документов много таких, где её подпись стоит рядом с подписью Филиппа. В них так и значится: «Филипп и королева, мать его». Некоторые приказы она подписывала самостоятельно: «Анна, мать короля Филиппа». Всё это говорит и о доверии сына к матери и убеждает в том, что Анна Ярославна, королева Франции, была яркой личностью, оставившей в истории Франции неизгладимый след.
7.Жизнь во Франции
Как могла старалась Анна привить в Париже обычаи своей Родины. Для неё и для её слуг построили во дворце баню. Постепенно в баню стали приходить другие вельможи, оценив этот русский обычай. Поражая королеве, бароны и графы начали заводить у себя в замках библиотеки.
Как святыню, как родительское благословение дочь Ярослава Мудрого привезла во Францию Евангелие. Слово «евангелие» переводится как «благая весть». На нём она клялась, становясь королевой Франции. Первая часть рукописи была создана в школе переписчиков при библиотеке Ярослава Мудрого и является переписью со староболгарского Евангелия XI века, написанного кириллицей.Евангелие Анны Ярославны на протяжении столетий хранилось в соборе города Реймса и поэтому его стали называть «Реймским Евангелием». На нем, вступая на престол, приносили присягу короли Франции. Первым из них был сын Генриха I и Анны — Филипп I, по прозванию «Добрый». Затем традиция эта укрепилась и сохранялась до середины XVIII века. Прервала эту традицию Французская революция. Сегодня этот бесценный документ хранится в Национальной библиотеке в Париже и до сих пор считается народной святыней. Супруг Анны почти все время посвящал войнам с соседями и непокорными вассалами, и Анне приходилось не только заниматься воспитанием детей, но и решать некоторые государственные вопросы. Король полностью передал мудрой и образованной жене дела внутреннего управления страной.
Свидетельством ума и справедливости французской королевы, приехавшей из далекой и до недавнего времени малоизвестной Руси, является то, что она пользовалась глубоким уважением среди европейских монархов, знали о ней и при папском дворе. Известно, что в конце 50-х годов XI в. к ней обратился с письмом папа Николай II. В письме он называет ее «знаменитой королевой», шлет свое апостольское благословение, пишет о том, что до него дошли слухи об ее уме, щедрости к церкви и благочестии, советует, как воспитывать королевских детей и направлять короля к рассудительности, умеренности и здравомыслию. Возможно, именно после этого Анна приняла католическую веру. О растущем авторитете Анны во французском обществе говорит и тот факт, что ей было предоставлено право ставить свою подпись на документах государственной важности. Её четкие, ясные буквы стоят рядом с крестами неграмотных королевских чиновников, придворных и самого короля. Эта привилегия Анны была уникальным явлением французского королевского двора. Анна знала латынь, но сохраняла преданность Родине, подписывалась и на родном языке. Известны две различные подписи королевы: «Anne-reigne» и «регина Анна»
После смерти мужа, Анна организовывает при дворе различные ассамблеи, приглашая своих вассалов и соседей, придерживаясь принципа «лучше плохой мир, чем хорошая война». Достаточно мудрое решение для королевы-вдовы, сын которой еще очень молод, чтобы участвовать в военных походах. Интуитивно она нашла в политике нужную середину, что было непросто в ту суровую эпоху насилия. Она сумела внушить к себе уважение, показав себя смелой, настойчивой, бескорыстной правительницей, стремящейся к благу своего королевства. Анна добилась настоящего признания, продолжая политику мужа, направленную на укрепление королевской власти во Франции. Одним словом, судьба Анны не оборвалась со смертью мужа, скорее наоборот. Придворные отмечали незаурядный ум королевы Анны, ее доброту, терпеливость, умение ладить с людьми.
Монастырь в Санлисе
Анна Ярославна внесла вклад в развитие женского образования. Она основала Аббатство Святого Викентия (Saint-Vincent) основано в 1066 году. Как отмечается в хартии об основании монастыря, строительство велось на её личные деньги, подаренные Генрихом в день свадьбы. Здесь Анна Ярославна открыла женский монастырь со школой для девочек. Там их обучали грамоте, счёту, ведению домашнего хозяйства.Аббатство имело трудную историю: построено на месте старой деревянной обители для монахов августинцев. После революции 1789 г. было передано под эгиду церкви Святой Женевьевы в Париже, чудом уцелело во время французской революции. Якобинцы использовали его как ткацкую фабрику. В 1836 г. здание было выкуплено епископом Бовэ, который устроил там интернат и школу для мальчиков. При Наполеоне III здесь была размещена военная школа, а после его падения было выкуплено одним из бывших учеников. С тех пор здесь размещается частная школа. Из её стен вышли знаменитый французский поэт Хосе-Мария Эредиа и историк Анри Брейль. Однако имя Анны сберегло собор, его не забыли – он знаменовал собой союз Франции и России. Поэтому спустя шесть веков, появилась статуя женщины с моделью храма в руках, у ее ног благодарные французы написали «Анна Ярославна, королева Франции, основала этот собор в 1066 году»[1]. Светлана Кайдаш так описывает статую: «стоит статуя Анны Ярославны – в кoроне, с длинными волосами. Её красивое лицо задумчиво». Сейчас это одна из главных достопримечательностей Санлиса, сочетающее строгость ранней архитектуры и затейливость готики.
Второе замужество
Даже в любви королева Анна была верна интересам Франции. Рауль III, граф де Крепи был знатный вельможа, потомок Карла Великого, дальний родственник короля Генриха. Один из самых сильных и независимых его вассалов, он не признавал никакой высшей власти над собой, не боясь ни королевских войск, ни гнева Церкви. Своим замужеством она примирила врагов, присоединила мятежные земли. Амбициозный, уверенный в себе, энергичный, он представлял собой полнейшую противоположность осторожному Генриху, что, видимо, и привлекло Анну. Тем более что этот суровый воин неожиданно в присутствии своей королевы становился нежным и мягким. Казалось, она разбудила в его душе совершенно иные чувства, не связанные с войной.Ради молодой королевы он, не терзаясь сомнениями и угрызениями совести, обвинил свою супругу в неверности и получил таким образом повод к разводу. Ради Анны он пренебрег и мнением Церкви, которая была против его нового брака
Существует очень красивая легенда, согласно которой Рауль похитил Анну во время ее любимой охоты. Королева, по слухам, как будто особо и не сопротивлялась, оказавшись в замке Рауля, где один из священников обвенчал их – то ли посочувствовал влюбленным, то ли под страхом смерти. Все знали, что с графом де Крепи лучше не шутить. Это произошло в первой половине 1063 года, спустя два года после смерти короля.Жизнь Анны Ярославны с графом Раулем была почти счастливой. Анна заслужила право на любовь. Вместе с титулом она была лишена и права на управление королевством. Но, наверное, впервые в жизни была по-настоящему счастлива. Высокому титулу она предпочла счастье с любимым. Где-то очень далеко, на родине, остались ее первые девические привязанности. Потом – чисто политический брак с Генрихом первым, которого она впервые увидела за несколько недель до бракосочетания и к которому не испытывала никаких иных чувств, кроме долга и уважения. Трудности не страшили ее.
Дальнейшая судьба
Как сложилась дальнейшая судьба Анны Ярославны – неизвестно, так же, как неизвестны ни год её смерти, ни место погребения. Возможно, как считают некоторые ученые, Анна возвратилась в Киев, где княжил её брат Изяслав, а, может, завершила свой жизненный путь на новой родине. «Анна возвратилась на землю своих предков»,— выбито на подножии ее статуи в Санлисе. Маловероятно, чтобы такое событие, как возвращение на родину дочери Ярослава Мудрого, прошло для киевлян незамеченным. Возможно, Анна ездила в Киев и вернулась обратно во Францию. Большинство исследователей считает, что она умерла во Франции. В 1682 г. В аббатстве Вилье близ Форте-Алепс иезуит Франсуа Менестрье обнаружил надгробие с надписью «Здесь покоится госпожа Агнесса, жена короля Генриха»[1]. На камне была изображена женщина в загадочном головном уборе, напоминавшем княжеский. Но еще Н. М. Карамзин сомневался в достоверности «находки». Филипп I умер в 1108 г. И похоронен в аббатстве Сен-Бену-сюр-Луар. Вряд ли Анна дожила до этого дня, в одной из французских хроник вскользь упоминалось, что в 1089 г. её уже не было в живых. Имеются также сведения, что король Филипп I в 1079 г. заказывал заупокойную мессу за отца с матерью в аббатстве Бове.