Анализ причин и последствий Октябрьской революции 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2010 в 14:04, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

большевики ГОТОВЫЙ.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

       Все эти зловещие признаки продолжавшегося  политического спада огорчили Керенского.

       И тем не менее, он не мог существенно влиять на ход событий. В то же время, видя, что государственное управление оказалось парализованным, все больше промышленников, деловых людей, представителей дворянства и офицеров, а также представителей союзников России приходили к заключению, что правительство второй коалиции не жизнеспособнее первой.

       В августе 1917г. Подобные взгляды разделяло  большинство кадетов, Всероссийский  союз торговли и промышленности и  Союз земельных собственников.

       Другие  крупные центрические и правые политические группировки, недовольно в то время  Керенским, не испытывали подобных колебаний  относительно путей установления диктатуры. Как и следовало ожидать, среди  этих воинственно настроенных кругов особенно выделялись различные офицерские организации. Ожесточившиеся элементы офицерского корпуса начали рассматривать возможность введения военной диктатуры еще в апреле1917года.

       Весной  и летом 1917 г. Военные и гражданские  организации правых рассматривали  несколько известных военных  деятелей, в том числе генералов  Алексеева, Брусилова и адмирала колчака, в качестве кандидатов на пост диктатора. К концу июля, однако, явным фаворитом стал генерал  Лавр Корнилов, вновь назначенный  начальник Генерального штаба русской  армии.

       После февральских событий Корнилов быстро, хотя лишь внешне, приспособился к изменившийся политической обстановке. Назначенный главнокомандующим Петроградским военным округом по настоянию лидеров Думы, искавших популярную и авторитетную личность способную помочь восстановить порядок и спокойствие, Корнилов, прибыв в столицу 5 марта, заявил журналистам, что революция «является верным залогом победы над врагом»

       Мартынов  назвал Корнилова «в области политики…совершенным профаном», а хорошо знавший Корнилова генерал Алексеев сказал, что у него «львиное сердце, а голова овечья»

       Корнилов  плохо разбирался в противоречиях  различных политических групп и  классов российского общества. Поэтому  окружающие видели противоречие в его  поступках и словах. В разгар апрельских волнений, потерявший терпение Корнилов, вызвал артиллерию, намереваясь использовать ее против демонстраций рабочих и солдат, однако этот приказ был отмене Петроградским Советом. В ответ Корнилов подал в отставку выехал на Юга – Западный фронт, полный вражды к Советам, чувства неприязни и горечи к временному правительству за его, как он считал, мягкотелость по отношению к «внутренним врагам» России.

       С этого момента руководство Советов  стало относиться к Корнилову  подозрением, а для рабочих и  солдат Петрограда его имя стало  почти синонимом насилия и  контрреволюции. В то же время жесткий  подход Корнилова к гражданским  беспорядкам привлек внимание консерваторов, которые начали рассматривать его в качестве сильной личности, способной возглавить авторитарное правительство. В действительности члены находившейся в зачаточном состоянии Петроградской организации правых, созданной в середине марта Завойко и Семеновым, обратили внимание на Корнилова как на потенциального диктатора уже в апреле.

       Завойко это темная личность, впоследствии всеми признанный политическим интриганом самого худшего толка, быстро приобрел на Корнилова огромное влияние.

       Одной из первых акций Керенского после  вступления 8 июля на пост премьер министра явилось, вероятно, подсказанное Савинковым и Филоненко назначение Корнилова главнокомандующим Юга – Западным фронтом. Здесь давление противника ощущалось сильнее всего, а разложение русских войск было наибольшим. Корнилов не терял времени, чтобы подтвердить свою репутацию человека твердых и решительных действий. В день принятия командования он составленной Завойко телеграмме Керенскому потребовал санкционировать смертную казнь для дезертиров, причем в таких угрожающих выражениях, что Савинков был вынужден вмешаться и настоять на изменении текста послания. На следующий день, не дожидаясь ответа Керенского, Корнилов приказал своим командирам применить пулемет и артиллерию против отступавших без приказа частей.

       Керенский и без предупреждений Корнилова понимал всю серьезность военного положения России и необходимость крупных мер для того, чтобы остановить толпы русских солдат, стремительно и в беспорядке покидающих окопы. Еще до получения телеграммы Корнилова. Керенский 9 июля издал приказ всем командирам открывать огонь по воинским частям, отступающих без официального распоряжения. Через три дня по рекомендации Керенского Временное правительство в целях подержания дисциплины на фронте официально ввело смертную казнь. Между тем свидетельства усилий Корнилова по оказанию давления на правительство, наверное, стараниями изобретательного Завойко просочились в печать. Репортаж в националистических газетах Петрограда внушили читателям, что Корнилов все время требовал от правительства санкций на осуществление суровых мер с целью восстановления дисциплины в армии, а Керенский с неохотой уступал этому нажиму. Конечно, на счет Керенского было не правда. В итоге акции Корнилова у правых резко повысились, а правительство – соответственно упали. А вот в массах образ Корнилова как главного символа контрреволюции укрепился еще больше.

       16 июля Керенский встретился в  Ставке в Могилеве с представителями  русского высшего военного командования. Это чрезвычайное совещание было  созвано по распоряжению Керенского для того чтобы совместно оценивать военную ситуацию на всех фронтах в связи с успешным контрнаступлением противника и рассмотреть возможности прекращения развала армии. Ввиду чрезвычайно шаткого положения на Юга - западном фронте Корнилову разрешили остаться на месте и свой доклад совещанию передать по телеграфу.

       Корнилов  в своем телеграфном отчете подтверждал  необходимость восстановления прежнего положения и дисциплинарной власти офицеров, строго запрета на политическую деятельность в вооруженных силах, введение смертной казни и особых судов в тылу, в нем в то же время давалось понять, что определенную ответственность за нарушения дисциплины и порядка несут и командиры. Корнилов даже потребовал чистки офицерского корпуса. В противоположность безоговорочному осуждению остальными генералами комиссаров и комитетов Корнилов обещал молчанием проблему вмешательства гражданских лиц в военные дела. Более того, он фактически предложил усилить роль комиссаров. И наконец, настаивая на четком определении и значительном сужении сферы компетенций демократических комитетов, Корнилов, в отличии от своих коллег – командующих, не требовал их немедленной ликвидации.

       После совещания возвращаясь в Петроград, Керенский поддавшись на уговоры Савиннова и Филоненко, решил смести Брусилова и выдвинуть на посты верховного главнокомандующего Корнилова, а 18 июля он об этом объявил.

       Корнилов  же благодаря своей ратушей популярности среди либералов и консерваторов  превратился в очень влиятельную  политическую фигуры и, следовательно, естественного соперника Керенского.

       Можно понять Керенского, если учесть то, что  возможности выбора на рост нового верховного главнокомандующего были довольны ограниченными. Необходимость смещения бездействовавшего Брусилова уже признавалась практически всеми.

       Спустя  три дня после приезда в  столицу Корнилов 6 августа выдвинул требование о передаче под его  командование Петроградского военного округа, до того находившегося в подчинении военного министра. Если такая перемена, обоснованная вероятностью скорого превращения Петроградского района в зоны военных действий, была бы осуществлена, то это значительно упрочило бы позиции Корнилова в случае военного столкновения с правительством и левыми силами. Одновременно он распорядился о передислокации значительных воинских контингентов, явно предназначенных для использования в Петрограде. К радости правых экстремистов, которые давно готовились к перевороту, интенсивность подобных приготовлений возросла после вторичного посещения Корниловым Петрограда. В беседе 11 августа со своим начальником штаба генералом Лукомским Корнилов пояснил, что эти акции необходимы ввиду ожидаемого восстания большевиков и что пришла «пора немецких ставленников и шпионов во главе с Лениным повесить, а Совет рабочих и солдатских депутатов разогнать, да разогнать так, чтобы они нигде и не собирались».

       Корнилов  был готов в случае необходимости выступить самостоятельно.14 августа было совещание в Москве. К огромному облегчению Керенского, выступление Корнилова было довольно сдержанным.

       После совещание Корнилов концентрировал вокруг Петрограда значительное количество войсковых частей в том числе  «Дикой дивизии»

       Керенский представил себе, что произойдет в  бурлящем городе после ввода туда войск, сколько крови прольется  при разгоне большевистской партии, Советов и других организации «революционной демократии».Да и отважатся ли корниловские части на это кровопролитие, настолько ли они надежны? Этими сомнениям Керенского положил конец полученные известия о планах Корнилова сместить Временное правительство и взять на себя всю полноту венной и гражданской власти. Он решил, что называется, с головой выдать генерала левым и ценой его устранения с политической арены упрочить собственные позиции.

       Премьер – министр, сделав крен влево, сразу  получил мощную поддержку Советов, профсоюзов, учредивших комитет народной борьбы с контрреволюцией. Железнодорожники саботировали перевозки воинских частей корниловцев, туда направились сотни революционных агитаторов. В Петрограде спешно формировались вооруженные отряды рабочей Красной гвардии. Перед арестованными в июльские дни членами РСДРП(б) были раскрыты двери тюрем.

       В итоге корпус и две дивизии  были остановлены и рассеяны, Корнилов и его сподвижники арестованы, а непосредственно командовавший  военной экспедицией генерал  Крымов застрелился. Этот единственный выстрел поставил последнюю свинцовую точку в корниловской эпопее.

       3. Большевики приходят  к власти.

       Однако  восстание ни для кого не было секретом. 17 октября меньшевистский левый  журнал упомянул о существовании  письма, ходившего в большевистских кругах, в котором “обсуждался вопрос о вооруженном восстании”. На следующий день “Новая жизнь” опубликовала статью Каменева, осуждавшую идею вооруженного большевистского восстания и косвенно подтверждавшую подлинность информации, появившейся накануне. Эта статья взволновала общественное мнение. Ленин счел ее равносильной предательству и потребовал исключения “диссидентов” из ЦК, но остался в меньшинстве, так как Каменев и Зиновьев обещали никоим образом не мешать осуществлению решений ЦК. В Исполкоме Совета Троцкий был подвергнут настоящему допросу меньшевиками и вынужден был ответить на вопрос, готовят ли большевики восстание. Он заявил, что восстание не предусмотрено большевиками, но они полны решимости, защитить съезд Советов от любых контрреволюционных вылазок. Таким образом, подготовка большевиков выглядела “законной”. Со своей стороны Керенский демонстрировал полную уверенность, так как рассчитывал на поддержку меньшевиков " и эсеров и получил от полковника Полковникова, командующего гарнизоном, заверения в “абсолютной лояльности” войск правительству.

       Тем не менее, 21 октября гарнизон перешел на сторону ВРК. Временное правительство тут же обратился к населению с воззванием, предупреждавшим, что без подписи ВРК никакая директива гарнизона не будет действительна. Керенский в ультимативной форме потребовал от ВРК отмены этого документа. Началась проба сил. Утром 24 октября Керенский приказал закрыть типографию большевиков. Для разработки плана действий в Смольном собрался ЦК большевиков. В восстании должны были слиться два самостоятельных потока: государственный переворот, организованный ВРК от имени Петроградского Совета, чтобы защитить революцию, и пролетарское восстание под руководством Военно-революционного центра. Фикция двух этапов операции — оборонительного («защитить съезд Советов от действий правительства и старого Исполкома с эсеро-меньшевистским большинством») и наступательного (связанного с деятельностью Ленина, вышедшего 25 октября из подполья) — должна была быть выдержана до конца. Вечером 24 октября Красная гвардия и несколько военных частей, действуя от имени Совета, захватили, не встретив сопротивления, невские мосты и стратегические центры (почты, телеграф, вокзалы). За несколько часов весь город перешел под контроль восставших. Только Зимний дворец, где заседало Временное правительство, еще держался. Керенский тщетно пытался установить контакт со штабом. Там не вполне осознавали характер событий и не спешили оказать помощь победителю Корнилова. Утром 25 октября Керенский отправился за подкреплением. Не дожидаясь отправки ультиматума правительству, по инициативе Ленина было опубликовано в 10 часов утра воззвание ВРК, в котором говорилось, что правительство низложено и что власть перешла в руки ВРК. Это заявление до взятия власти VI съездом Советов представляло собой настоящий государственный переворот. В первом варианте воззвания ВРК Ленин писал: «ВРК созывает сегодня на 12.00 Петроградский Совет. Принимаются неотложные меры для установления советской власти». Изменение симптоматично. Испытывая недоверие к «революционному легализму» Петроградского Совета, то есть Троцкого, к «соглашательскому духу» своих товарищей из ЦК, которых он подозревал в готовности войти в переговоры с другими социалистическими силами, Ленин хотел сосредоточить всю полноту власти в руках органа, созданного в процессе восстания, органа, который ни в чем не зависел бы от съезда Советов. Этот шаг делал неизбежным еще до открытия II съезда Советов разрыв между Лениным и другими революционными организациями, которые считали себя вправе претендовать на частицу нового авторитета и новой власти.

       Однако  победа большевиков оставалась неполной, так как в Зимнем дворце еще  заседало правительство. В половине седьмого вечера оно получило ультиматум ВРК, который давал ему 20 минут на решение вопроса о капитуляции. В действительности же штурм Зимнего дворца произошел позднее, ночью, после того как крейсер «Аврора» сделал несколько холостых выстрелов в сторону дворца. В два часа утра Антонов-Овсеенко от имени ВРК арестовал членов Временного правительства. Бои, в которых приняли участие с той и с другой стороны не более нескольких сот человек, завершились с минимальными потерями

Информация о работе Анализ причин и последствий Октябрьской революции 1917 года