Александр Матросов: жизнь как подвиг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2010 в 15:52, Не определен

Описание работы

1. Введение
2. Матросов Александр Матвеевич
3. Александр Матросов: жизнь за други своя
4. Подвиг Матросова
5. Миф или реальность?
6. Александр Матросов - кто он?
7. Минигали Губайдуллин
8. В боях за Родину
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

Александр Матросов.doc

— 770.00 Кб (Скачать файл)

    Еще будучи в Куйбышеве, его вместе с  другом забрали в милицию, обвинив 'в нарушении паспортного режима'. Снова следы Матросова всплыли  осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8 октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Забегая вперед, скажу, что лишь 5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда смогла вернуться к кассационному рассмотрению этого дела, и приговор был отменен.

    Матросов  сидел в трудовой колонии, что  в старой Уфе. Он отбыл срок 'от звонка до звонка' - об этом можно судить по тому, что в конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. Курс обучения тогда составлял шесть месяцев, и осенний набор, в котором был Александр, в марте 1943 должен был уйти на фронт лейтенантами. В училище Матросова приняли в комсомол. Об этом факте можно было и не вспоминать, но впоследствии как минимум два музея (не хочется говорить какие) предъявили в качестве экспоната подлинник комсомольского билета Героя. Только на одном было написано: 'Лег на огневую точку противника', на другом - 'на боевую'...

    Ситуация  к концу 1942 года сложилась таким  образом, что в январе 43-го весь курсантский  состав училища был направлен рядовыми на пополнение фронтовых частей, и это накануне победы под Сталинградом! Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталина 25 февраля. А спустя два дня, при взятии деревни Чернушки, он шагнул в бессмертие.

    И совсем не важно, что впоследствии, после приказа Сталина, этот день приурочат к 23 февраля - 25-летию Красной  Армии; и что 'подвиг Матросова' до этого  был уже совершен другими героями  более 70 раз... Да хоть семь тысяч!

    ...Юнус  бабай дожил до этого дня и, ковыляя по деревне, с гордостью говорил всем, что его Шакирьян - настоящий герой. Старику, правда, не верили, думали заговаривается - чего не бывает при болезни. А он твердил: 'Права была Муслима, молодцом сын вырос...' Умер Юнус, так и не увидев 'Золотую Звезду' Героя-сына и, забрав с собой навсегда тайну превращения Шакирьяна Мухамедьянова в Александра Матросова.

    Однако  в этой истории слишком много  неточностей. Несколько несовпадений по датам и событиям заставляют задуматься о реальной картине. Во-первых, история  об А. Матросове пронизана героикой повествования и добровольностью  самопожертвования. Но тот, кто хоть один день служил в армии, знает, что любая добровольность выполняется только по приказу. Во-вторых, с местом прохождения службы и датой ее начала официальные историки напутали. Только в январе Александр Матросов попал в 91-ю Тихоокеанскую комсомольскую морскую бригаду 6-го добровольческого стрелкового корпуса имени И. В. Сталина. А с датой гибели перестарались уже фронтовые корреспонденты: погиб он 27 февраля, а написали 23-го. Зачем поменяли даты, объяснять, наверное, не надо даже тем, кто спал на уроках истории. Просто к 23 февраля Сталину во что бы то ни стало понадобился героический поступок. А тут – сирота с русской фамилией, что было немаловажным в годы войны. Матросов был далеко не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, однако именно его имя было использовано пропагандой для прославления героизма советских солдат. Тем более, что он подходил по всем параметрам: 19-летний комсомолец, симпатичный, боец, презревший смерть, настоящий кумир для последующих поколений.

    Кем же был в действительности человек, более 60 лет назад закрывший собой вражеский дзот? Однозначного ответа, похоже, не существует. В годы «холодной войны» западногерманский журнал «Штерн» доказывал, что этот подвиг – фальсификация. Свои предположения высказали и наши соотечественники – один сначала превратил Матросова в «бродягу», затем – в «уркагана, лодыря, грубияна, дармоеда». Другой испачкал жизнь героя грязью. Есть также мнение, что никакого Матросова вообще не было. 

    Однако  существуют иные, более достойные  внимания версии. По одной из них отцом будущего героя был Матвей Матросов, зажиточный крестьянин, раскулаченный и высланный на поселение в казахские степи. «Сын за отца не отвечает», – любили повторять тогда фразу «вождя и учителя». И мальчик оказался в Ивановском детдоме, где не задержался. В возрасте двенадцати лет «беспризорный крестьянский сын А. М. Матросов», «зайцем» приехавший по железной дороге в Уфу, был отловлен милицией и помещен в детскую трудовую колонию. Позже он стал помощником воспитателя, вступил в комсомол. Однако за роман с одной из старших воспитанниц Александр был исключен из ВЛКСМ и уволен с педагогической работы. Он пошел работать на завод, а в восемнадцать лет добровольцем вступил в Красную Армию. В учебном полку прекрасно зарекомендовал себя, был восстановлен в комсомоле, в октябре 1942 года направлен на обучение в Краснохолмское пехотное училище. 7 ноября в бессмысленной атаке позиций противника, приуроченной к «годовщине Великого Октября», молодой боец был ранен, вышел из боя сам и вытащил на себе тяжело раненного товарища. Наградой стала медаль «За боевые заслуги». Из медсанбата он попросту сбежал, как только позволили раны. Командование полка влепило солдату выговор… и зачислило в разведроту. Накануне гибели Матросова представили к ордену «Красной Звезды», получить который он не успел. Его увенчала награда высшая – посмертно…

    Версий  множество, и среди них выделяется еще одна, весьма интересная. Выдвинули  ее историки Башкирии. Почему именно они? Просто для башкирского народа и  маленькой деревушки Кунакбаево Учалинского района официальное признание, что Александра Матросова звали Шакирьяном Мухамедьяновым, действительно важно. Значимость его подвига от этого не уменьшится. Зато следом за Салаватом Юлаевым он станет вторым национальным батыром Башкирии. Предполагают, что тот, кого позже назовут Матросовым, родился в семье Юнуса и Муслимы Юсуповых в 1924 году. В книге актов о рождении он зарегистрирован как Мухамедьянов Шакирьян Юнусович (по имени деда). Когда мать умерла, мальчику было не больше семи лет. Жили очень бедно, и нередко Юнус, взяв за руку сына, шел по дворам попрошайничать. Шакирьян плохо знал родной язык -- отец больше говорил на русском, потому что ходить побираться так было удобнее. С появлением у Юнуса третьей жены Шакирьян ушел из дома. Куда он потом делся, сказать сложно: бумаги всех детских домоа Башкирской АССР начала 1930-х годов не сохранились. Не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс Ульяновской области. Там и появились его первые следы как Сашки Матросова. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них гласил: если ты не русский, тебя всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки старались изменить свои родные фамилии и имена на русские. Позже в Ивановской режимной колонии Сашка рассказывал, как назвал своим родным городом Днепропетровск, хотя ни разу там не был. В колонии у него было несколько кличек. Одна из них – Шурик-Шакирьян (видимо, кто-то знал его настоящее имя). Вторая – Башкир. После окончания школы в 1939 году Матросова отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод, откуда он сбежал. Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. Он окончательно обрусел и называл себя Александром Матросовым – никто не спрашивал почему. В Куйбышеве его забрали в милицию, обвинив «в нарушении паспортного режима». Снова следы Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из документов, народный суд Фрунзенского района осудил его по статье 192-й УК РСФСР на два года лишения свободы. Он был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Матросов сидел в трудовой колонии в старой Уфе. В конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. Там Матросова приняли в комсомол.

    Жизнь этого человека оплетена ложью. Подвиг приурочили к 25-й годовщине Красной  Армии, а Александр был бойцом элитного 6-го добровольческого стрелкового корпуса им. Сталина – эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании государственного мифа. Десятилетиями никто не задумывался, что описанные события противоречили законам природы. Сейчас теоретически и практически доказано, что подвиг в том виде, в каком его представила пресса, состояться не мог. Ведь закрыть своим телом пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело. Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы физики, но способен на некоторое время заставить забыть о них. Как же в действительности развивались события? Рассмотрим наиболее достоверные версии происшедшего.

    Как писала фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. Вероятно, он смог взобраться на крышу огневой точки и попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Тело также могло упасть таким образом, что закрыло немцам сектор обстрела. Подвиг солдат действительно совершил, но на амбразуру не бросался: такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.

    

    Обстоятельства  могли быть и несколько иными. Амбразура дзота представляет собой  не окошко, из которого торчит ствол  пулемета (в таком случае он был  бы легко уязвим для осколков и  пуль), а глубокую воронкообразную бойницу, уходящую в глубь толстых стен укрытия. Пулемет находится в камере и ведет огонь через отверстие воронки, расширяющей наружу сектор его обстрела. Бросаясь в амбразуру дзота (а не «на амбразуру»), разведчик как бы превращался в пробку. В принципе, его тело можно было вытолкнуть длинным шестом, имеющимся в хозяйстве гарнизона, но на это требовалось некоторое время. Следовательно, подвиг нашего героя не был актом отчаяния или следствием слепого порыва – в последние мгновения жизни он сумел оценить обстановку и принять единственно возможное решение.

    Существует  еще один вариант. Когда бросить  гранаты в амбразуру дзота  не удалось (они разорвались рядом, не причинив вреда), Матросов подобрался поближе и попал в «мертвую зону». Израсходовав боекомплект, он оказался в трудной ситуации: отползти не мог (попал бы под перекрестный огонь), а немцы могли взять его в плен. Поэтому он подобрался к амбразуре и бросился не на нее саму, а на ствол пулемета сверху. Навалившись всем телом, солдат вдавливает его в землю, не давая фашистам вести огонь. Дальше возможны два варианта событий: первый – немцы втаскивают через амбразуру Матросова внутрь, расстреливают и выносят труп наружу, второй – расстреливают его прямо через проем и сбрасывают тело с амбразуры. Сам эпизод борьбы и освобождения пулемета занимает некоторое время, так необходимое нашим бойцам.

    Кем был этот человек, каково его настоящее  имя, мы, видимо, не узнаем уже никогда. Да и так ли это важно? Ведь независимо от того, был он русским или башкиром, сыном коммуниста или раскулаченного крестьянина, прежде всего он был и остается героем – вопреки мнению скептиков.

    Все версии о тайне личности Матросова  подтверждены документами. Но поскольку  в нашем государстве всегда любили наглядность и патетику, некоторые из них абсурдны, вызывают недоумение и вполне законную иронию: два музея предъявили в качестве экспоната подлинник комсомольского билета героя. Только на одном было написано: «Лег на огневую точку противника», на другом – «на боевую».

 

Минигали  Губайдуллин 

    Минигали  Хабибуллович Губайдуллин родился 8 марта 1921 года в селе Уршакбаш-Карамалы Миякинского района РБ. Отец Хабибулла  Губайдуллович со дня организации  артели в 1931 году трудился на колхозном  производстве. Умер в 1963 году в возрасте 79 лет. Мать Малика Загидулловна также всю жизнь работала в колхозе" В 1968 году мать умерла в возрасте 79 лет. Минигали был у них вторым ребенком. Первый сын - Тимергали - был на четыре - года старше будущего Героя. Он вместе с родителями работал в колхозе, в начале Великой Отечественной войны был призван в армию и пропал без вести.

    Минигали  Губайдуллин учился в Уршакбаш-Карамалинской  семилетней школе, 2 марта 1938 года его  приняли в члены ВЛКСМ (комсомольский  билет № 9121418).  В 1941 году он был призван в Красную Армию.     

    В июне 1942 года после краткосрочной  командирской подготовки М.Х. Губайдуллина направили в действующую армию  на Северо-Кавказский фронт, 26 декабря 1942 года он получил первое боевое ранение. С июня 1943 года и до последнего своего дня служил в 109-й гвардейской Бориславско-Хинганской дважды Краснознаменной ордена Суворова II-й степени мотострелковой дивизии (полное послевоенное наименование) в качестве командира пулеметного взвода.      

    В сражении на реке Молочной Губайдуллин  показал большую смекалку и находчивость в преодолении оборонительных заграждений и подавлении огневых точек противника. В октябре 1943 года за отвагу и мужество, проявленные в этих боях, Минигали был награжден орденом Красной Звезды. Оборона противника на Молочной была сломлена, 23 октября Мелитополь стал свободным. Советские войска далеко продвинулись вперед и в ноябре, после разгрома немецких войск в районе Большой Лепетихи, вышли к Днепру.      

    3 марта 1944 109 гвардейская стрелковая  дивизия вместе с другими советскими войсками с боями форсировала Днепр. Завязались тяжелые схватки на правом берегу. Противник прочно закрепился на высотах между селами Дудчаны и Рядовое к северу от села Кочкаровки (в Нововоронцовском районе Херсонской области по существующему административному делению). Здесь на курганах он создал мощные огневые точки и держал под обстрелом все подступы к ним. Пять дней подразделения полка безрезультатно пытались овладеть курганами. Доты оставались неуязвимыми.      

    Тем временем войска третьего Украинского фронта приступили к выполнению крупной операции по разгрому немецких войск, оказавшихся в междуречьи Ингульца и Южного Буга. Составной частью операции было наступление войск левого крыла фронта, в числе которых действовала 109-я дивизия, на Борислав - Херсон - Николаев. Задержка в развитии наступательных действий на этом участке фронта могла отрицательно сказаться на успехе всей операции. Необходимо было во что бы то ни стало сломить оборону противника на рубеже Дудчаны - Рядовое. Исходя из этих обстоятельств, 8 марта 1944 года командиру взвода лейтенанту Губайдуллину был отдан приказ: любой ценой подавить огневую точку на одном из курганов и разорвать, таким образом, оборонительную линию.     

    Губайдуллин повел свой взвод на штурм дзота. В нескольких шагах от дзота он был смертельно ранен, в последнем рывке бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом. Воспользовавшись этим, бойцы взвода уничтожили два других пулемета. Дзот замолчал, приказ был выполнен. Полк и дивизия получили возможность для продвижения вперед.     

    На  другой день, 9 марта, прах Героя был  захоронен в 300-х метрах к югу  от села Новоалександровка, а его  часть развернула наступление. II марта  был освобожден Борислав, а еще  через два дня - Херсон.

    В приказе Верховного Главнокомандующего командующему войсками 3-го Украинского фронта генералу армии Малиновскому от 13 марта 1944 г. среди частей, отличившихся в боях за овладение городами Борислав и Херсон, были отмечены войска генерал-майора Рубанюка И.А., командовавшего 10 гвардейским стрелковым корпусом, в который входила и 109-я дивизия. Всем войскам, участвовавшим в боях за освобождение городов Херсон и Борислав, была объявлена благодарность. 109-й гвардейской стрелковой дивизии, как наиболее отличившейся в боях за освобождение Борислава, было присвоено наименование "Бориславской".     

    3 июня 1944 года Указом Президиума  Верховного Совета СССР гвардии  лейтенанту М.Х. Губайдуллину  было присвоено звание Героя  Советского Союза. Через шесть  лет родителям Губайдуллина была  вручена на хранение грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении их сыну звания Героя.      

Информация о работе Александр Матросов: жизнь как подвиг