Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 10:24, Не определен
Доклад
Представители РПЦ резко отреагировали на открытое письмо академиков. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков с «окриком и доносом», призвал «развенчать химеру так называемого научного мировоззрения» и отказал науке в возможности «убедительно объяснить происхождение мира».
Более того, православное политическое движение «Народный собор» и организация «Центр народной защиты» обратились в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга. По мнению истцов, академик и лауреат Нобелевской премии виновен в разжигании религиозной вражды. Причиной послужило высказывание Гинзбурга, сделано им в одном из интервью: «Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».
Цитаты:
Джордано Бруно: "Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".
Джованни Мочениго, венецианский магнат:
«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего
Марко Антонио, доношу по долгу совести
и по приказанию духовника о том, что много
раз слышал от Джордано Бруно Ноланца,
когда беседовал с ним в своём доме, что,
когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется
в тело, то это — великая нелепость; что
он… не видит различия лиц в божестве,
и это означало бы несовершенство Бога;
что мир вечен и существуют бесконечные
миры… что Христос совершал мнимые чудеса
и был магом, как и апостолы, и что у него
самого хватило бы духа сделать то же самое
и даже гораздо больше, чем они; что Христос
умирал не по доброй воле и, насколько
мог, старался избежать смерти; что возмездия
за грехи не существует; что души, сотворённые
природой, переходят из одного живого
существа в другое; что, подобно тому, как
рождаются в разврате животные, таким
же образом рождаются и люди. Он рассказывал
о своём намерении стать основателем новой
секты под названием „новая философия“.
Он говорил, что дева не могла родить и
что наша католическая вера преисполнена
кощунствами против величия божия; что
надо прекратить богословские препирательства
и отнять доходы у монахов, ибо они позорят
мир; что все они — ослы; что все наши мнения
являются учением ослов; что у нас нет
доказательств, имеет ли наша вера заслуги
перед богом; что для добродетельной жизни
совершенно достаточно не делать другим
того, чего не желаешь себе самому…»
Владимир Арнольд, академик РАН: "На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. «Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить». Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, "теория Коперника не противоречит Библии". Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом.
Предложение реабилитировать Джордано Бруно я делал в ответ на предложение вступить в Ватиканскую Академию, в которую я из-за этого отказа и не стал вступать. Джордано Бруно был, говорят, другом Шекспира, который, по-видимому, описал его в виде Просперо в "Буре" и в виде Бирона (или Байрона?) в "Напрасных усилиях любви". Бруно некоторое время работал в Оксфорде и вообще сменил много профессий (в том числе наборщика в типографии, учителя и священника, последнее было для него роковым).
Для правильного понимания творчества Бруно и роли в нем идеи множественности миров важно учитывать то, что Бруно не был ученым, хотя и затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в астрономии и математике, а как философ-логик значительно уступал своему учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее, Бруно лучше многих современников чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее, по словам Гегеля, "одержимость бесконечностью". Свое ощущение эпохи Бруно попытался выразить в философско-религиозном учении, которое он называл "героическим энтузиазмом", "философией рассвета" и т. п. Это учение должно было, по-видимому, прийти на смену христианству, чтобы способствовать преодолению разногласия между протестантами и католиками, а также, чтобы включить в себя идеи коперниканство, бесконечности Вселенной и, самое главное, нового человека, способного рассекать ограничивающий его волю и разум "кристалл небес".
« В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем.» «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге « О бесконечности, вселенных и мирах.» Так идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.
1.Канке В.А. Философия. 1996г.
2.Философия. Под редакцией Кохановского. 1999г. Ростов-на-Дону
3.Чанышев А.Н. курс
лекций по древней и
4.Реале Д. и Антисери
Д. Западная философия от истоков до наших
дней. Том I и II.