Третьяковы. История семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Что же для нашего современного человека включает в себя понятие - библиотека? Это скучное серое здание? Или место постижения таинства знаний? Или неиссякаемый источник мудрости? Каждый определяет для себя сам.

Музеи и архивы так же как и библиотеки несут неоценимую ценность. Придя в музей или в архив, мы можем с лёгкостью опуститься в мир прошлого, а может побывать, в и чьей- то жизни.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Величие человека - в познании, в стремлении к неизвестному, непознанному.

У большинства  из нас есть книги, чтение которых  во многом определило нашу судьбу. Книга  становилась другом, советником и  опорой в трудные минуты жизни. 
 
Множество магазинов с массой предложений красочно - оформленных книг, не могут сравниться по своему содержанию с кладезем ценнейшей и редчайшей литературы библиотек. 
  
Что же для нашего современного человека включает в себя понятие - библиотека? Это скучное серое здание? Или место постижения таинства знаний? Или неиссякаемый источник мудрости? Каждый определяет для себя сам.

Музеи и архивы так же как и библиотеки несут  неоценимую ценность. Придя в музей  или в архив, мы можем с лёгкостью  опуститься в мир прошлого, а может  побывать, в и чьей- то жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Крупнейшим музеем современности, является «Третьяковская галерея». Здесь хранятся величайшие творения мастеров со всего мира. Ежегодно галерею посещает более 

Глава 1.История семьи Третьяковых 
(1774 – 1898)

Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который  жил в Малоярославце. Можно было бы составить подробную родословную  знаменитого собирателя, если бы при  отступлении Наполеоновской армии  в 1812 году не сгорели архивы города.

В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году.  
Михаил Захарович, отец собирателя, проявлял в торговле большую энергию и способности. В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Поначалу отец считал брак дочери неравным, но время показало, что зять Данилы Борисова оказался весьма деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков.

Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности "мальчика при лавке". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои.

Михаил Захарович  был человеком слабого здоровья и умер в 1850 году в возрасте сорока девяти лет. Жене Александре Даниловне следовало по завещанию ведать всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей – Сергея, "дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать".

В 1852 году, ввиду  приближающейся свадьбы сестры Елизаветы  Михайловны и старшего приказчика Владимира  Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим  двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях.

После смерти мужа Александра Даниловна считалась "временно" купчихой второй гильдии и сдала  дело сыновьям в 1859 году. Они взяли  себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился "Магазин  полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д[ом] Иосифского монастыря".

К концу жизни  купец первой гильдии Павел Третьяков  владел не только этим магазином на Ильинке, но и имел льнопрядильную фабрику в Костроме, которая отличалась весьма высоким уровнем технического оснащения.

В 1865 году Павел  Михайлович женился на Вере Николаевне, урожденной Мамонтовой. Она приходилась  двоюродной сестрой хлебосольному  хозяину подмосковного Абрамцева  Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887).  
Отношения в семье складывались счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня.

Родители предпочли  дать дочерям домашнее образование. Отец был для девочек примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей  живописи, а Вера Николаевна наградила  дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы "Бехштейн". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский даже советовал Вере поступать в консерваторию, но отец, будучи сторонником строгого воспитания, не позволил этого сделать.

В доме Третьяковых  бывали И.С. Тургенев, композиторы Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский, художники  И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской. С  некоторыми из них семья была в  родстве: брат П.И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича; жена художника В.Д. Поленова, Н.В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне.

В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской  думы попечительство над Пятницкой  городской начальной женской  школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. 
Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В.В. Стасову в 1879 году: "Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]". В течение нескольких десятилетий он проявлял к училищу действенное внимание. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.

Павел Михайлович, сам купец в четвертом поколении, желал, чтобы его дочери вышли  замуж только за купцов. Вере, полюбившей талантливого пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата композитора  С.В. Рахманинова, пришлось многое пережить, прежде чем отец дал разрешение на их брак, который состоялся в феврале 1887 года. Мужем Александры стал врач и коллекционер Сергей Боткин. Его брат Александр, доктор, затем гидрограф, исследователь Севера, женился на Маше. В мае 1894 года Люба вышла замуж за художника Николая Гриценко. Овдовев в 1900 году, вторым браком Любовь Павловна была замужем за знаменитым Львом Бакстом, живописцем и графиком, создателем костюмов и декораций к дягилевским спектаклям в Париже. Павлу Михайловичу достало широты взглядов, чтобы оценить по достоинству всех этих молодых людей.

Может создаться  впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались  деньгами и были ли миллионершами  выросшие дочери? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором объясняет свое представление о родительском долге: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение". В том же письме были и такие слова: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь".

В декабре 1898 Павел Михайлович умер. И хотя Вера Николаевна была на 13 лет моложе мужа, она пережила его только на 3 месяца.  
 
 

Глава 2.Страсть к собирательству

2.1 Купец, коллекционер, меценат

Первые покупки  художественных произведений, сделанные  Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. На Сухаревке, где он покупал книги, 24-летний купец приобрел 11 графических листов. Через год у него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров. Позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам.

Еще в 1853 году появилось "Описание картинной галереи  тайного советника Федора Ивановича  Прянишникова". Личное знакомство с  этой коллекцией в 1856 году, посещение  Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. На первых порах он покупал работы своих еще мало известных современников. Картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853) одной из первых появилась у Третьякова в 1856 году. Это год и считается временем рождения Третьяковской галереи.

В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи [...]". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность. Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков "определенно говорил: "Картины будут принадлежать всему народу". И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии".

Павел Третьяков  желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому.

Во время  первого путешествия по Италии он знакомится с архитектором А.С. Каминским, который впоследствии стал мужем  сестры Третьякова Софьи. Зная о произведениях  К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести у наследников археолога М. Ланчи его портрет. Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа "великого Карла" "Портрет археолога М. Ланчи" (1851).

Со многими  художниками Третьякова связывала  искренняя дружба. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера. Антиклерикальный настрой картины В.Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861) не всем пришелся по вкусу. "Слухи носятся, – писал Третьякову художник В.Г. Худяков, – будто бы Вам от Священного Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?" Павел Михайлович вынужден был дать властям подписку, что картина не будет выставляться на всеобщее обозрение. Но немало работ Перова позднее пополнили коллекцию. 
Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" (1857) Н.Г.Шильдера, "Княжна Тараканова" (1864) К.Д. Флавицкого. Третьяков писал в своем завещании 1860 года:  
"[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".

2.2 "Третьяковская школа"

Современников восхищали природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины  нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.

История Третьяковской галереи неразрывно связана Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Созданное в 1870 году Товарищество объединило художников, тяготевших к реалистическому изображению событий, образов и характеров российской жизни и ее прошлого. Они были убеждены в том, что задачей искусства является служение "серьезным интересам народа", и задумали знакомить со своим творчеством русскую провинцию. Третьяков разделял их убеждения, и в то же время морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря Третьякову передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал эту "независимую группу художников", "живописцев национального быта и нравов" – "Третьяковскою школой".  
Купец первой гильдии, имеющий льнопрядильную фабрику в Костроме и магазин на Ильинке в Москве, Третьяков самым усердным образом занимался собирательством, отдавая этому занятию много времени и сил.

На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871), Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870). Полотно И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".

2.3 Национальная портретная галерея.

К концу 1860-х  Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Она должна была стать музеем в музее – национальная портретная галерея в "общественном, всем доступном хранилище изящных искусств". По всей видимости, Третьяков находился во власти "модной" просветительской идеи XIX века о важной роли личности в истории, получившей распространение после открытия в Лондоне Национальной портретной галереи в 1856 году. Собиратель сам заказывал художникам портреты, горячо интересовался их работой, тем самым помогая развитию этого жанра. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его музей в музее. Таким образом сам основатель стоял у истоков уникального портретного собрания Галереи.

Информация о работе Третьяковы. История семьи