Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:59, доклад
Результаты вельфлиновского синтеза представлены в его типологии художественных стилей. В своей прославленной книге «Основные понятия истории искусства» Г. Вельфлин выдвигает пять парных категорий, которые, по его мнению, должны точно и недвусмысленно показать специфику двух главных стилей — линейного и живописного. Отношения глубины и плоскостности в системе пяти парных категорий, выдвинутых искусствоведом для характеристики полярных стилей, занимают второе место после категорий линейности (осязательности) и живописности (оптичности). За отношениями глубины и плоскостности следует: 3. форма замкнутая или открытая; 4. господство в изображении множественности (самостоятельность и взаимообусловленность частей) или единства (подчинение изображения одному мотиву), наконец, 5. абсолютная или относительная ясность предметной сферы. Все эти пять парных категорий взаимосвязаны и так или иначе характеризуют свойственную определенному типу стиля структуру пространственных отношений.
Типология стилей Г. Вельфлина
Результаты
вельфлиновского синтеза
Типология Вельфлина предполагает существование, как он сам выражается, двойного корня стиля — двух совершенно различных и даже противоположных, и в то же время в художественном отношении равноправных способов зрения и зрительного воссоздания мира. Эти две формы художественного зрения практически вечны и неизменны, в истории изобразительных искусств мы видим чередование линейных и живописных стилей. Закономерность чередования двух главных стилей в истории искусств настолько строгая, что ей подчиняются даже самые сильные художественные индивидуальности. Поэтому научное искусствознание вообще может обойтись без имен («история искусства без имен» — так иногда называют дихотомическую концепцию стилей Вельфлина).
Чередование стилей в мировом искусстве напоминает движения маятника из одной стороны в другую, при котором точка, к которой прикреплен этот маятник, остается неподвижной. В этом смысле в истории искусства, согласно Вельфлину, реального восхождения от низшего к высшему, т. е. прогресса, нет. Однако
идея развития не чужда Г. Вельфлину. Он как бы стремится совместить сильные стороны нормативной эстетики Гильдебранда и Фидлера с идеей развития, которая была основной для Венской школы искусствознания и, прежде всего, для Ригля.
Типология Вельфлина имеет что-то общее с морфологией форм в ее классических образцах, как она представлена, например, в морфологии Гете. Развитие растения, согласно Гете, восходило к неким праформам или первоформам. Такими праформами для конкретных художественных стилей являются, полагал Вельфлин, осязательное (близкое) зрение — и зрение далекое (оптическое). Но в рамках одного и того же стиля развитие, т. е. движение от низшего, менее совершенного, к более совершенному, к высшему, согласно Вельфлину, существует. Именно эту качественную разницу между несовершенным и совершенным линейным (или живописным) стилем Вельфлин демонстрирует в своей главной работе «Основные понятия истории искусства». Пять парных понятий, введенных в науку Вельфлином, служат этой цели.
Первое, в чем убеждает читателя искусствовед, заключается в том, что в изобразительном искусстве мы имеем дело с формами, имеющими самостоятельное значение. Эти внутренние формы («декоративные схемы», как их иногда называет автор) относительно независимы от форм воспроизводимых в живописи или графике реальных форм реальных вещей.
Перед нами две обнаженные фигуры — на рисунках Дюрера и Рембрандта.
В глаза сразу же бросается различие в характерах, человеческих типах двух изображенных женщин. На рисунке Дюрера женщина стоит в позе античной статуи, обнаженная гордо несет свое тело, полностью подчиненное воле; груз тяжести не пригибает ее к земле, а легко преодолевается. Тело и дух полностью гармоничны, весь телесный облик изображенной дышит одухотворенным аристократизмом (в котором, кстати, Вельфлин видел отличительную черту искусства Возрождения) — аристократизмом силы и красоты. Гуманизм этого изображения — ренессансная героическая радость, исполненная, говоря словами Вельфлина, «возвышенного достоинства» и смысла человеческой жизни.