Положение женщины в традиционном Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:18, Не определен

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать различные аспекты положения женщины в традиционном китайском обществе

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Убийство  наложниц совершалось довольно своеобразным способом — как бы по воле самих  наложниц. Вся система общественного  воспитания с раннего детства  вырабатывала у будущей наложницы  сознание невозможности существования  без императора, убеждала ее, что она обязана быть как на этом, так и на том свете. Разумеется, это убеждение юных наложниц было взлелеяно старыми религиозными представлениями. С другой стороны, следует учитывать, что Сын Неба был «богом на земле», перед которым трепетали все, не исключая и наложниц. Все это служило причинами их массовых самоубийств в день погребения императоров и вельмож или в ближайшее время после их смерти. К этому следует добавить, что императорский дворец, как мы хорошо знаем, был ареной борьбы за власть и престол не только среди вельмож и чиновников, но и среди императорских наложниц. Многие из них должны были раньше времени уходить на тот свет  в результате тайных интриг, зависти своих же дворцовых подруг.

     Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, не только общепринятыми, ставшими нормальными обычаями, из которых никто не осмеливался сделать исключения. Оно подкреплялось также системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, — системой, которая в значительной степени возбуждала тщеславие наложниц, сознанием того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Часто дворцовые сановники из палаты ритуалов подбивали юных красавиц на самоубийство.

     После самоубийства наложницам давались величественные имена с иероглифами, свидетельствующими о тех или иных достоинствах невинных жертв. Имена давались красивые, благозвучные и нравоучительные, говорившие о достоинствах покойной.

     Но  еще ужаснее была участь дворцовых  служанок, которых не возвеличивали  после вынужденной смерти, а сжигали  в общих так называемых «колодцах». Один из крупнейших колодцев находился  в 5 ли (2,5 км) за городскими столичными воротами Фучэнмэнь. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок — называли «Гунжэньсе».

     Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе»  в китайских хрониках: «Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике —  пагода... Колодцы сверху покрыты  каменными плитами, на них есть небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах... Их трупы сжигались внутри колодца»23.

     Только  в конце правления Цзяцзин  старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.

     3.2 Наложницы в богатых  домах и у простолюдинов

     Что касается наличие наложниц у простых людей, то следует заметить, что во времена династии Мин существовал свод правил «Законы великой династии Мин», в котором было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, сколько полагается наложниц. Наложниц для самых ближайших родственников императора, разрешалось выбрать один раз по подаче доклада самое большое 10 человек, их сыновьям разрешалось иметь 4 наложницы24.

     Постепенно  наложниц стали брать не только родственники императора и сановники. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

    Наложница называла жену своего мужа госпожой и  носила по ней траур в случае ее смерти, а жена в аналогичном случае траура по наложницам мужа не носила. Естественно, наложница должна была носить траур и по своему мужу, но муж по своей наложнице, не имевшей от него сына, и по наложницам своих сыновей и внуков траура не носил. За избиение наложницы без видимых ран, переломов или увечий муж никакой ответственности не нес. Но если муж убивал наложницу, то его наказывали на две ступени более слабо, чем за убийство простого человека. По законам Танской империи раб за изнасилование наложницы хозяина получал наказание на одну ступень меньшее, чем за изнасилование его жены. Вообще наказание за изнасилование наложницы или прелюбодеяние с ней всегда было меньшим на одну ступень, чем за изнасилование жены или прелюбодеяние с ней. Жена, обругавшая мужа, получала год каторги, наложница — полтора. Наложница в случае нанесения мужу раны или увечья подлежала в средневековье смертной казни.

     Положение наложницы в семье резко менялось, если она рожала сына, и особенно если ее сын, при отсутствии прямых наследников у главы семьи, сам становился во главе этой семьи. Преимущественное право в данном отношении принадлежало старшему сыну первой наложницы.

     За  изнасилование наложницы отца или  деда, у которой от отца или деда был сын, виновному грозила смертная казнь путем удавливания. Если же у нее не было сына, наказание было менее суровым. За изнасилование жены налагался более суровый вид наказания — отсечение головы. В минское время наложница, поднявшая руку на жену, подлежала порке 60 толстыми батогами и годичной высылке; жена же, не причинившая наложнице переломов и более тяжелых увечий в результате рукоприкладства, вообще не привлекалась к ответственности. Наложница, обругавшая жену, получала 80 ударов толстыми батогами, тогда как за словесное оскорбление наложницы официальной супругой закон не предусматривал никакого наказания. Таким образом, мы видим, насколько разным было отношение в семье и обществе к главной жене и наложнице.

     Помимо  гаремов, у князей и высокопоставленных чиновников имелись собственные  труппы, обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банкетов, трапез и частных пирушек. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто переходили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка. Дарить красивых танцовщиц стало нормой дипломатического этикета при княжеских дворах. Известно, что в 515 году до н. э. один вовлеченный в тяжбу крупный чиновник в качестве взятки судье предложил труппу таких девушек. Наличие танцовщиц и певичек считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Однако со временем только правящие семейства могли иметь частные труппы, хотя публичные дома предоставляли профессиональных певиц и танцовщиц всем, кто был в состоянии за это заплатить25.

     Простолюдинам от сорока лет и старше, при отсутствии сыновей, разрешалось приобрести одну наложницу. Все бездетные мужья  имели право на заключение брака с наложницей. При этом, мужчина брал себе наложниц, руководствуясь не только своим желанием, но и денежными возможностями. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом, они исполняли всю домашнюю работу, вели хозяйство. Что касается наложниц, живущих у императора, то они ж или во дворцах. В пекинском комплексе Гугун к востоку и западу от Хоусаньгуна – трех «дальних дворцов», отведенных под резиденцию императора, было шесть дворцов, принадлежавших императрицам и наложницам.

     Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать  следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными  наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно  приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

 

    Заключение

     Подробно  изучив данный вопрос, можно сделать следующие выводы.

     Про женщину у древних китайцев было выражение: «управляет внутренним», то есть женщина должна заниматься уходом за детьми, приготовлением пищи, шитьём и прядением, уборкой, кормом домашнего скота и т.д. – всеми делами в доме, и не должна была заниматься общественной деятельностью. Кроме этого женщина должна была слушаться своего мужа, который был главой семьи, поэтому в древнем начертании иероглиф ([«nǚ»] - «женщина») изображает человека на коленях со сложенными на груди руками в знак покорности.

     Исторически сложившиеся традиции Китая обрекали даже еще неродившуюся девочку на жалкое существование. Культ мужчины с раннего детства давлел над девочкой. Мы видим, что положение девушки не менялось, а даже становилось еще тяжелее после вступления ее в брак. Безусловно, в богатых семьях девушкам жилось легче, но они имели не больше прав, чем бедные девушки.

     Девушка, выходя замуж, не только не обретала семейного счастья и улучшала  условия жизни, а наоборот, попадала под влияние мужа и его родствеников. В очень редких случаях семейная пара проживала в гармонии и согласии, в основном для многих семейная жизнь – это лишь  совместное проживание двух чужих людей под одной крышей, обремененных домашними заботами.  На женщину смотрели как на бесправного человека, единственной обязанностью которого было рождение детей с целью продолжения рода. Даже своей смертью муж диктовал жене правила поведения, она должна была достойно доживать свою жизнь, скорбя о нем. Опираясь на конфуцианскую мораль, общество всегда было на стороне мужчины, порой обрекая женщину на невыносимые условия жизни и  она с этим ничего не могла поделать, ей приходилось только терпеть и где-то в душе надеяться на что-то лучшее.

     Что касается девушек, получивших статус наложницы, то их положение было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно  приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

     Может быть для европейцев и нас, воспитанных  в другой культуре, такое поведение  в отношении девочек со стороны отцов и общества покажется несправедливым и шокирующим, но для китайского народа, который из поколения в поколение воспитывался в таких традициях, это считалось вполне приемлемым и  даже должным.

     Безусловно  на сегодняшний день нельзя сравнивать положение женщин традиционного Китая с современным, но тем не менее мы не можем не учитывать тот факт, что в отдаленных деревнях по-прежнему сохраняются пережитки традиций, женщины остаются также зависимыми от родственников и мужа, не имея никаких прав даже после смерти своего супруга. При написании данной работы, было рассмотрены различные точки зрения и узнано много нового о жизни китайских женщин. 
 
 

 

     Список источников и литературы

Источники 

  1. Большая китайская  энциклопедия: История Китая. Пекин, 1998. - Т.2. -  581с.
  2. Сыма Цянь. Исторические записки. М.: Профиль.1996. - Т.6. – 276 с.
  3. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М., 1980. – 213с.
  4. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: Траст., 1987. – 275с.
  5. Конфуций. Ли цзи (Трактат «Книга обрядов»). - Пекин, 1989. – 98 с.(孔子。礼记).
  6. Цао Сюэцинь. Хун лоу мэн. (Сон в красном тереме). – Пекин, 1998. – 352с. (曹雪芹。红楼梦).
 

    Литература 

  1. Баженова  Е.С. Население Китая. М.: Наука, 1991. - 235с.
  2. Баранов И.Т. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей, 1999. – 304с.
  3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – 488с.
  4. Доменак Жан-Люк. Семейные отношения в Китае. М.: Наука, 1991. - 215с.
  5. Дянь Дэнго. Второй пол в древнем обществе Китая.  Пекин., 1989. – 314с.
  6. Емельянова Т. Китай: женщина и общество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chelt.ru/2001/9/china_9.html.
  7. Зыбина А. Взгляд на значение женщин. Т.1: Китай. М., 1970. – 215с.
  8. Кальчева А.  Меняющийся статус женщины в Китае. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsonchina.ru/china/1686.
  9. Келли Хэ. Война и мир. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gio.gov.tw/info/nation/russia/2002/02/p28.htm
  10. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М.: Лань, 2003. – 416с.
  11. Крутье А.Л. Гарем: царство под чадрой. М., 2000. – 391с.
  12. Лисевич И.С. Сын Неба и его фаворитка. М.: Профиздат, 1998. – 134с.
  13. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2004. – 231с.
  14. Малявин В.В. Энциклопедия любви. М.: Астрель, 2003. – 432 с.
  15. Маслов А.А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае / А.А. Маслов //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - 1991. № 2. – С. 56-74.
  16. Меликсетов А.В. История Китая. М.: Наука, 1998. – 547с.
  17. Переломов Л.С. Империя Цинь -  первое централизованное государство в Китае. М.: Восток, 1962.  – 325с.
  18. Плескачевская И. Послания вышивкой / И. Плачевская //Дальний Восток. – 2008. № 4. – С. 24-25.
  19. Рубин В. Личность и власть в Древнем Китае. М.: Наука. 1999. -168с.
  20. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987. – 446 с.
  21. Сидихменов В.Я. Китай: общество и традиции. М.: Знание, 1990. – 64с.
  22. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. М.: Наталис, 2006. - 479с.
  23. Фицджеральд Ч.П. История Китая. Пер. с англ. Л.А. Калашниковой. – М.: Центрполиграф, 2005. – 460 с.
  24. Чжэн Чжилянь. Китай и Запад: специфика и единство типов культур. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eps.dvo.ru/g_journals/rap/2005/1/txt/rap-085-090.txt
  25. Johnson, Kay A.  Women, the family and peasant revolution in China.  Chicago, IL: University of Chicago Press, 1985. – 259pp.
  26. Mann, Susan. Women`s and gender history in global perspective. Bloomington: Indiana University Press, 1999. – 157pp.
  27. Seagrave, Sterling.  The Soong Dynasty. New York: Harper & Row, 1985. – 176pp.

Информация о работе Положение женщины в традиционном Китае