Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2010 в 12:32, Не определен
Курсовая работа
Федеральное Агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Гуманитарный институт
Факультет
искусствоведения и культурологии
Письменная работа по дисциплине
«Описание и анализ памятников изобразительного искусства»
на тему:
Методологический анализ произведения: «Княжна Тараканова» х.,м., 245х187,5, 1864г., Константина Дмитриевича Флавицкого,
Государственная Третьяковская
галерея, Москва.
Выполнили:
Турова Ульяна Владиславовна, студентка группы И-25
Поляков Дмитрий Юрьевич, студент группы И-25
Зуев Андрей Михайлович, студент
группы И-27
Проверил:
зав. кафедры искусствоведения, доктор
философских наук Жуковский В.И.
Красноярск 2008
Методологический анализ произведения «Княжна Тараканова»
Метод «Наблюдение».
«Наблюдение» (лат. «обозрение») – метод вербализации своеобразия первичной целостности визуального художественного образа.
Иными словами, это оформление
первого целостного
Исследование:
Представлена знатная женщина в заточении.
Теперь по порядку о каждом слове, которое использовано в определении:
1. Знатная – принадлежащая к знати, к верхушке привилегированного класса (Современный толковый словарь русского языка). Ровный цвет ее кожи и стройная фигура свидетельствуют о занимаемом ей высоком положении. Но главное – это ее платье, которое просто не могла носить любая женщина. Платье, хоть и в очень плачевном состоянии, но все же роскошное, было по карману только самым богатым и знатным представителям общества.
2.
Женщина – лицо женского пола,
как воплощение определенных
свойств (Современный Толковый
Словарь), характерных в основном
для этих лиц. Здесь она
3.
В заточении - к заточению, ссылке
относящийся; место ссылки, заточения.
Наиболее общее наименование для места
содержания людей в неволе. Об этом
говорит множество мелких деталей, которые
подчеркивают арестантское заточение:
Узкое зарешеченное окно. Предметы арестантского
обихода: ветхая кровать, грубая овчина,
заменяющая одеяло, простой деревянный
стол, на нем разломленная краюха хлеба
и сосуд. Ветхие стены. Рваное, мятое белье,
из подушки лезут перья. Мрачное освещение
создает впечатление подвала, также на
это указывает вода, заполняющая помещение
через окно, но при этом женщина не покидает
комнату, что свидетельствует о том, что
она находится взаперти. Крысы, типичные
обитатели подвалов - еще одно подтверждение
того, что данный интерьер — подвальный.
Метод «Измерение»
Измерение
– это определение
Иначе говоря, это выделение из первично целостного образа, полученного в наблюдении, путем геометрического деления нескольких меньших целостностей.
1. Измерение относительно точки отсчета.
Корректно сразу отметить, что в нашем понимании «точка отсчета» выражается в данном произведении в двух значениях: в геометрическом и смысловом.
Точкой отсчета является «знатная женщина»
Проведя три линии (одну по границе лица, платью и овчине, вторую по границе женщины и ее тени, третью параллельно плоскости стола) мы получаем заключенную в треугольник фигуру женщины, что и говорит нам о том, что именно она является точкой отсчета.
Есть и второй вариант определения геометрической точки отсчета произведения: по накинутой нами “сетке” это получается освященная часть платья женщины. Мы считаем, что часть указует на целое, в данном случае на фигуру женщины, что опять же сходится с нашим предположением. (см. приложение 1, 2)
2.Измерение площади изображенного пространства.
Путем наложения “сетки” у
нас получается деление
3. Измерение пространства художественного образа.
Движение начинается от окна, через которое в помещение поступает свет и просачивается вода. Окно зарешечено. Далее свет и вода проходят через столик и кровать, на которую взобралась женщина, спасаясь от затопляющей помещение воды. Собственно от женщины идет переход в ее тень на стене. И здесь движение останавливается.
Девять слоёв, через которые проходит взгляд:
4. Измерение освещения
Изображено мрачное помещение. Свет проникает в помещение заточения через окно вместе с водой, брызгами и паром. Женщина находится в самом освещенном месте, особенно выделяется ее платье, чуть менее освещена кровать, все остальные детали находятся в полумраке. При внимательном рассмотрении можно обратить внимание на неестественность теней. Она объясняется необчным источником освещения. Попытавшись его определить, мы обнаружили, что источник – это некая точка совсем недалеко от окна. Но свет явно солнечный, он слишком ярок для искусственного освещения. Получается, что солнце, как источник света, находится очень близко к окну (см. приложение 4).
Метод
«наблюдение» формирует цельный художественный
образ, проходя через «измерение» данная
целостность делится еще на более мелкие
целостные элементы, которые входят в
первоначальную целостность, но «измерение»
позволяет перейти к конкретике. Ибо, рассматривая
части целого, которые сами являются целостными,
мы приходим к более полному анализу первичного
художественного образа.
Метод «Формализация»
Метод «формализация» (лат. «вид») – это вербальное именование персонажей картины. Это поименование (наделение именами, называние) всех персонажей присутствующих на произведении.
Исследование:
Исходя из того, что представлено в произведении, выделяется два синтетических персонажа: Заточение и Знатная Женщина. Женщина находится в заточении, внутри него, окружена им, следовательно, она подчинена Заточению, зависит от него. Вывод: Заточение главенствует над Знатной Женщиной.
Начнем
с главенствующего персонажа. Заточение.
В первую очередь, это заключение,
клетка, тюрьма, каземат. Следующая
«ступень кристаллизации» оного
понятия: утрата свободы, лишение, отделение,
ограничение. И в итоге, мы приходим
к слову, которое в себе объединяет
все вышеперечисленное – изоляц
Знатная Женщина – в первую очередь, женщина, значит, ей присущи такие свойства, как ранимая, нежная, женственная, чистая. Знатная – аристократичная, значит, представительница немногочисленной прослойки людей высшего общества, одна из не многих, значит, избранная, уникальная.
Вывод:
Итак,
мы имеем нечто
чистое и нежное,
уникальное по своим
характеристикам, избранное,
находящееся в изоляции.
Метод «Анализ»
Метод «анализ» (гр. «разложение», «разбор») – это мысленное расчленение изучаемого представления на составные элементы (признаки, свойства) с целью их относительно самостоятельного изучения.
В этом произведении выделяются следующие основные индивидуальные персонажи: свет и вода, проникающие в окно; столик, с находящимися на нем сосудом и надломленным хлебом; крыса, вылезающая из воды на кровать и собственно женщина.
Начнем со света и воды. Свет – символ жизни и чистоты – и вода, в данном контексте – символ погибели – проникают в помещение из одного места - из окна, при этом они являют собой единое целое. В пространстве окна - они выступают единым персонажем. Попадая в помещение, они разделяются, подчеркивая свою противоположную сущность. Вода, заполняя помещение, несет с собой смерть, свет, врываясь в пространство заточения, освещает, главным образом, кровать (место возможного спасения) и женщину (спасающийся персонаж).
Частично погруженный в воду, в правой части находится столик с находящимися на нем сосудом (чашей) и надломленным хлебом. Отдельно взятый, этот персонаж, намекает нам о сцене причастия. С одной стороны, это просто предметы арестантского интерьера. С другой стороны преломленный хлеб и чаша свидетельствуют о принятии жертвы Христа.
Крыса, выбирающаяся из воды на кровать, говорит нам, что не только женщина «ищет» спасения. Все обитатели этого места заточения бегут от воды, несущей смерть. Это инстинкт самосохранения, самый сильный мотиватор действий.
Женщина никуда не бежит. Она в ожидании. Женщина стоит там, не спасаясь от воды, ибо никаких активных действий не предпринимает. Она либо окончательно отчаялась, либо душою уверовала в такое спасение от мук заключения посредством окончания физической жизни. Ее тело среагировало само, подчиняясь инстинкту самосохранения она забралась на возвышение. Зато в лице ее можно увидеть смирение с грядущей неизбежностью, что отражает ее внутреннюю готовность к плотской смерти.Вывод:
Все
персонажи двойственны и
Картина
представляет нам некую сцену
спасения живых существ от наступающей
смерти и дает некоторые намеки на
возможность свершения этого
спасения, но пока до конца не ясно,
свершится ли оно.